Возрастные особенности скелетной мускулатуры и её изменения под влиянием физических нагрузок. <...> Скелет туловища в целом, его возрастные изменения . <...> Что изучает конституциональная морфология как наука . <...> Влияние занятий физической культурой и спортом на рост и развитие костей . <...> Возрастные особенности скелетной мускулатуры и её изменения под влиянием физических нагрузок. <...> Цель и задачи возрастной анатомии Возрастная анатомия является частью общей динамической анатомии и спортивной морфологии. <...> Зависимость между формой и функцией во внутренней структуре мышцы лучше всего видна при сравнении веретенообразных мышц с перистыми. <...> Следовательно, чем длиннее мышечное волокно, тем больше будет величина укорочения мышц, и наоборот. <...> В веретенообразной мышце мы имеем длинные волокна, и максимальная величина укорочения ее будет больше, чем в перистой, где каждое волокно короткое. <...> Возрастные особенности скелетной мускулатуры и её изменения под влиянием физических нагрузок В онтогенезе мышечные волокна развиваются из одноядерных веретенообразной формы клеток – миобластов. <...> У новорожденных масса мышц достигает 23% от массы всего тела. <...> Рост мышц в длину продолжается до 23 – 25 лет. <...> Наиболее интенсивный рост волокон отмечается в период полового созревания. <...> Физические нагрузки вызывают утолщение мышечных волокон и увеличение массы мышечного вещества. <...> Динамические нагрузки приводят к удлинению мышечной части, обеспечивающей возможность необходимого размаха движений. <...> Поскольку величина укорочения мышцы зависит от длины её волокон, веретенообразные мышцы, проигрывая в силе, выигрывают в величине, на которую они могут укоротиться. <...> Физические нагрузки вызывают утолщение мышечных волокон и увеличе 10 ние массы мышечного вещества. <...> У веретенообразных мышц направление волокон параллельно длине мышцы. <...> У спортсменов содержание гормонов, влияющих на рост мышечной массы, выше, чем у лиц, не занимающихся спортом <...>
Курс_лекций_по_возрастной_анатомии.pdf
УДК 611(075.8)
ББК 28.706
К 43
К 43
Н.П. Кириллова. Курс лекций по возрастной анатомии : Учебное пособие для
студентов II курса дневного обучения. – 2-е изд.– Хабаровск: ДВГАФК, 2011. –
99 с.
В учебном пособии представлен курс лекций по возрастной анатомии с
учётом будущей творческой профессиональной деятельности выпускников
высших учебных заведений физической культуры.
Рецензент: к.м.н., профессор Г.П. Охремчук
Рекомендовано методическим советом
ДВГАФК в качестве учебного пособия
для самостоятельной работы студентов
II курса дневного обучения
ДВГАФК.
УДК 611(075.8)
ББК 28.706
К 43
© Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2011
© Кириллова Наталья Петровна, 2011.
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5
ЛЕКЦИЯ № 1. Цель, задачи возрастной анатомии. Скелетные
мышцы. Работа мышц при занятиях спортом ......................................... 6
1.1. Цель и задачи возрастной анатомии ................................................................... 6
1.2. Возрастные особенности скелетной мускулатуры и её изменения
под влиянием физических нагрузок............................................................................. 7
1.3. Сила мышц .......................................................................................................................... 9
1.4. Мышцы антагонисты и синергисты ................................................................. 12
1.5. Типы работы мышц, примеры из спортивной практики ..................... 14
1.6. Законы рычага и работа мышц............................................................................. 19
ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности роста и развития организма ребенка.
Возрастно-половые особенности опорно-двигательного аппарата .... 23
2.1. Возрастная периодизация ........................................................................................ 23
2.2. Значение опорно-двигательного аппарата ................................................... 24
2.3. Скелет туловища в целом, его возрастные изменения ......................... 25
2.4. Части скелета и их развитие .................................................................................. 30
2.5. Развитие двигательных навыков, совершенствование
координации движений ...................................................................................................... 37
2.6. Утомление при различных видах мышечной работы, его
возрастные особенности .................................................................................................... 39
ЛЕКЦИЯ № 3. Конституциональная морфология. Конституциональные
особенности организма спортсменов и их роль в спортивной
практике. .................................................................................................... 43
3.1. Понятие о конституции человека ....................................................................... 43
3.2. Что изучает конституциональная морфология как наука ................... 44
3.3. Классификация конституциональных типов .............................................. 45
Стр.3
4
3.4. Физическое развитие и телосложение спортсмена ................................. 46
3.5. Методы исследования физического развития организма
спортсмена ................................................................................................................................. 48
3.6. Методы изучения конституции спортсмена ................................................ 54
ЛЕКЦИЯ № 4. Морфологические особенности опорно-двигательного
аппарата юных спортсменов различных специализаций ..................... 62
4. 1. Влияние занятий физической культурой и спортом на рост и
развитие костей ....................................................................................................................... 62
4.2. Адаптационно-возрастные изменения связочно-суставного
аппарата ....................................................................................................................................... 68
4.3. Адаптационные изменения мышц ..................................................................... 70
4.4. Морфологические особенности различных отделов опорнодвигательного
аппарата ..................................................................................................... 73
4.5. Роль морфофункциональных показателей у юных спортсменов 78
ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие антропометрии. Антропометрическое
обследование спортсменов ...................................................................... 79
5.1. Антропометрия: определение, понятие .......................................................... 79
5.2. Цели и задачи антропометрического обследования............................... 80
5.3.Техника антропометрии, гониометрии ............................................................ 87
5.4. Осанка тела человека ................................................................................................. 89
5.5. Значение антропометрического обследования при занятиях
физической культурой и спортом................................................................................ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 93
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ: ..... 94
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ................................................... 95
Стр.4