Нестеров ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ учебное пособие Хабаровск 2009 2 УДК 796.01: 612.3 ББК 75.116 Н-561 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.П. Каргаполов, кандидат медицинских наук, профессор В.Е. Могилёв Н-561 В.А. Нестеров. <...> Двигательная деятельность прослеживается в онтогенезе как основной системообразующий фактор физического состояния. <...> Период старшего школьного возраста (подростковый период, или период полового созревания) . <...> Проблема критических периодов в развитии физических качеств детей . <...> Наряду с целым комплексов факторов (питание, социально-экономические условия, климатогеографические условия), которые во многом определяют и саму двигательную деятельность, конечным результатом этой функциональной системы является оптимальный для данного конкретного человека на конкретном этапе его жизни физический статус. <...> Следует отличать обыденную или физическую активность, которая 7 обусловлена жизненными условиями и окружающей внешней средой: перемещение в пространстве, физический труд, выполнение домашней работы, от специально программируемой двигательной активности: физкультурнооздоровительная, спортивная деятельность. <...> В основе программируемой двигательной активности лежат физические упражнения. <...> Данные исследований привели к формированию "энергетического правила скелетных мышц", позволяющего понять не только специфические особенности физиологических отправлений организма в различные возрастные периоды, но и причины неодинаковой продолжительности жизни у различных видов млекопитающих. <...> Сущность энергетического правила скелетных мышц состоит в том, что двигательная активность, стимулируемая эндогенно в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или экзогенно в связи с действием стрессовых раздражений, является фактором функциональной индукции анаболизма. <...> Концепция системогенеза предполагает гетерохронизм <...>
Двигательная_деятельность_и_физическое_состояние_детей_и_подростков.pdf
2
УДК 796.01: 612.3
ББК 75.116
Н-561
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.П. Каргаполов,
кандидат медицинских наук, профессор В.Е. Могилёв
Н-561
В.А. Нестеров. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и
подростков : учебное пособие.– Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2009 . - 90 с.
В учебном пособии рассматриваются различные стороны физического состояния
детей и подростков. Анализируются его основные формообразующие
факторы и возможности оптимального развития в различные возрастные периоды.
Двигательная деятельность прослеживается в онтогенезе как основной
системообразующий фактор физического состояния.
Теоретические и практические выводы основаны на анализе отечественной
и зарубежной литературы, а также некоторых исследованиях автора.
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов физкультурных
вузов, а также может быть полезным тренерско-педагогическому составу
спортивных школ.
Рекомендовано методическим
советом ДВГАФК в качестве
учебного пособия для студентов
вузов физической культуры
УДК 796.01 : 612.3
ББК 75.116
© ФГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»,
2009
© В.А. Нестеров, 2009
Стр.2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВЫ
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ........................................................................... 6
1.1. Ранний постнатальный возраст .......................................................... 11
1.2. Период дошкольного возраста ............................................................. 16
1.3. Период младшего школьного возраста (период отрочества) ........... 17
1.4. Период старшего школьного возраста (подростковый период, или
период полового созревания) ................................................................................ 19
1.5. Юношеский возраст .............................................................................. 26
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ..................................... 32
2.1. Физическое развитие и конституция................................................... 35
2.2. Физическое развитие, состояние здоровья и заболеваемость. ......... 38
2.3. Исследование физического развития ребенка ................................... 40
2.4. Особенности роста и развития детского организма. ......................... 45
2.5. Особенности физического развития и моторики в период полового
созревания и взросления. ....................................................................................... 62
ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ................... 65
3.1. Особенности формирования физического состояния детей в
дошкольном возрасте ............................................................................................. 65
3.2. Формирование физического состояния в различных условиях среды
у детей школьного возраста и учащейся молодежи ........................................... 68
3.3. Проблема критических периодов в развитии физических качеств
детей ......................................................................................................................... 74
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................. 82
Стр.3