Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Нравственные миры М.Ю. Лермонтова (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПугачев Олег Сергеевич
ИздательствоРИО ПГСХА
Страниц286
ID284236
АннотацияМонография посвящена рассмотрению творческого наследия М.Ю. Лермонтова и фактов его биографии под углом этических категорий. Нравственная проблематика является той концептуальной осью, вокруг которой выстраиваются миры любви и ненависти, прощения и мести, справедливости и вероломства, – словом, добра и зла. Этико-философская составляющая работы является доминирующей, но не исключает и литературоведческих, краеведческих и музееведческих элементов.
УДК821.161.1.0(09)
ББК83.3(2Рос=Рус)1
Пугачев, О.С. Нравственные миры М.Ю. Лермонтова : монография / О.С. Пугачев .— Пенза : РИО ПГСХА, 2014 .— 286 с. — Библиогр.: с. 276-284 .— URL: https://rucont.ru/efd/284236 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Творчество Лермонтова обычно связывают с влиянием А.С. Пушкина и Дж. <...> Лермонтово) имя Лермонтова неразрывно связано с младенческого возраста. <...> Известно, что он посещал дом семьи Шумских, а также дом Подладчиковых, который был расположен в Никольском переулке у церкви Николая Чудотворца (Т.Н. Кольян). <...> По воспоминаниям очевидцев, в апреле 1842 г. свинцовый гроб с телом Лермонтова, который везли из Пятигорска в Тарханы, встречали именно в Чембаре (Е.А. Арсеньева, Шан-Гиреи, родственники, знакомые, население города и окрестных сел, в том числе, и Тархан). <...> Вместе с бабушкой Л. посещал и села Чембарского уезда и мог бывать в Калдусах, Дмитриевском, Ключи тож, Щепотьеве, Свищевке, Тархове, Канищеве и др. <...> Еще один план: в личной судьбе и судьбе нашей семьи тоже есть определенный «лермонтовский фон». <...> *** Спорадические попытки зафиксировать арсеньевсколермонтовскую усадьбу как мемориальное и собственно музейное место, предпринимались еще в годы, предшествовавшие 100-летнему Юбилею со дня рождения поэта, но они привели лишь к частичной мемориализации лермонтовских Тархан. <...> Была, в целом, утверждена в сознании передовых людей старой России мысль о ценности Тархан, как о памятном месте, связанном с жизнью и творчеством великого человека. <...> Даже один из самых просвещенных управляющих Тархан (не говоря о самих хозяевах), П.Н. Журавлев, немало сделавший в плане собирания и сохранения лермонтовских меморий – вещных и духовных (в виде рассказов и преданий) – даже он не мог себе представить организации музея в барском доме, в покоях которого, кстати, Петр Николаевич сам расположился. <...> В 1944 г. – директор музея – Василий Александрович Корнилов – по 28 августа 1951 г. Похвиснев Глеб Петрович – директор с 29 октября 1951 г. по 1954 г. Вырыпаев Петр Андреевич – с 1954 по февраль 1966 г. Арзамасцев Валентин Павлович – 1966-1975 гг., с 1975 – генеральный директор литературно-мемориальных музеев Пензенской области. <...> Это за нее сражались и проливали кровь <...>
НРАВСТВЕННЫЕ_МИРЫ_М.Ю._ЛЕРМОНТОВА.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» О.С. Пугачев Нравственные миры М.Ю. Лермонтова Монография Пенза, 2014
Стр.1
УДК 821.161.1(09) ББК 83.3(2Рос=Рус)1 П 88 Печатается по решению научно-технического совета ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» от 3 декабря 2014 г., протокол № 10. Рецензенты: доктор философских наук, профессор факультета философии и психологии Воронежского государственного университета, Член Союза писателей России Варава Владимир Владимирович; кандидат культурологии, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» Уланова Ольга Ивановна П 88 Пугачев, Олег Сергеевич Нравственные миры М.Ю. Лермонтова / О.С. Пугачев. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 286 с. Монография посвящена рассмотрению творческого наследия М.Ю. Лермонтова и фактов его биографии под углом этических категорий. Нравственная проблематика является той концептуальной осью, вокруг которой выстраиваются миры любви и ненависти, прощения и мести, справедливости и вероломства, – словом, добра и зла. Этикофилософская составляющая работы является доминирующей, но не исключает и литературоведческих, краеведческих и музееведческих элементов. © ФГБОУ ВПО «Пензенская ПГСХА», 2014 © О.С. Пугачев, 2014 2
Стр.2
Содержание 1 М.Ю. Лермонтов: юбилейное и вечное ............................................ 4 2 Заглянуть в запределье ..................................................................... 13 3 Почему необходим новый уровень понимания творчества М.Ю. Лермонтова?......................................................... 23 4 Этика толерантности: музей и диалог культур.............................. 36 5 Место морали в художественных мирах М.Ю. Лермонтова ....... 50 6 Память и совесть в постлермонтовское время............................. 112 7 Идея сверхчеловека сквозь призму художественного творчества ................................ 168 8 Демонические силы в творчестве М.Ю. Лермонтова ................. 192 9 Религия в жизни М. Ю. Лермонтова............................................. 199 10 Этика исследователя и личность гения ...................................... 208 11 Предсказание о последнем земном приюте ............................... 232 Приложения...................................................................................... 238 Литература .......................................................................................... 276 3
Стр.3