На правах рукописи ЕГОРОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: (управление инновациями и инвестиционной деятельностью) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Казань - 2009 Работа выполнена на кафедре экономики ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. <...> В.И.Ульянова-Ленина» Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Аблаев Ильдар Мансурович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Останина София Шамилевна доктор экономических наук, профессор Насыров Масгут Кашафович Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» Защита состоится «26» июня 2009г. в 14.00. часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.080.08 при ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Соответственно в экономической науке существует необходимость теоретического обоснования и методического обеспечения перевода экономики страны всех уровней: макро, мезо и муниципальных образований на инновационное развитие при сохранении противоречивых подходов и различных теоретических взглядов к методам планирования инноваций и оценке инновационного потенциала регионов. <...> Использование современных методов планирования инновационного развития муниципального образования относительно существующих методов стратегического, программно-целевого и других видов планирования предполагает внедрение индикативного планирования в экономику муниципального образования, способного ориентировать и прогнозировать развитие структурных подразделений муниципального образования на путь нововведений во всех областях своей деятельности. <...> 3 В России после отказа от централизованной системы директивного планирования муниципальные <...>
Индикативное_планирование_инновационного_развития_муниципального_образования._Автореферат.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проводимые в Российской
Федерации экономические реформы за последние десятилетия привели к
кардинальным структурным преобразованиям как в экономике страны в
целом, так и в отдельных ее отраслях. Руководством страны поставлена
стратегическая задача перевода народного хозяйства России в фазу
инновационного развития. Соответственно в экономической науке
существует необходимость теоретического обоснования и методического
обеспечения перевода экономики страны всех уровней: макро, мезо и
муниципальных образований на инновационное развитие при сохранении
противоречивых подходов и различных теоретических взглядов к методам
планирования инноваций и оценке инновационного потенциала регионов.
Механизм государственного управления инновационной сферой до
настоящего времени не создан. Доля инновационной экономики растет
крайне медленными темпами. Главная причина заключается в отсутствии
инновационных технологий в сфере управления, что и не позволяет успешно
и масштабно развивать инновационные технологии в сфере производства.
Не смотря на начало глубокого и масштабного финансовоэкономического
кризиса в мире и России, стратегическая задача перевода
экономики страны к преимущественно инновационному типу развития
становится еще более актуальной.
В этих условиях является весьма важным внедрение современных
планирования всех видов деятельности
методов
муниципальных
образований, которые, в силу своей социальной направленности сохраняют
высокую инерционность сложившихся методов управления и систем
функционирования. В настоящее время это не позволяет им полностью
адаптироваться к новым требованиям управления
в соответствии с
необходимостью перехода на преимущественно инновационный тип своего
развития.
Использование современных методов планирования инновационного
развития муниципального образования относительно существующих методов
стратегического, программно-целевого и других видов
планирования
предполагает внедрение индикативного планирования в экономику
муниципального образования, способного ориентировать и прогнозировать
развитие структурных подразделений муниципального образования на путь
нововведений во всех областях своей деятельности.
3
Стр.3
В России после отказа от централизованной системы директивного
планирования муниципальные образования оказались в состоянии
неопределенности. Возрастающая скорость происходящих в стране перемен,
ужесточение конкуренции во всех сферах заставляли местную власть
принять на себя экономическую и социальную ответственность за
перспективы развития муниципальных образований.
В последние годы определяющее значение приобретает способность
местных властей осуществлять свои функции, исходя не из текущих,
сиюминутных целей и интересов, а на основе долгосрочной стратегии
инновационного развития. В этой связи вопросы организации индикативного
планирования развития муниципального образования становится всё более
актуальным.
Вполне очевидно, что это потребует модернизации механизмов и
методов планирования территориального развития. Прежде всего, речь идет
о выборе адекватной модели управления муниципальной экономикой,
внедрении индикаторной оценки структурных звеньев муниципального
образования, позволяющей раскрыть их инновационный потенциал.
В этой связи задача разработки теории и методов организации
индикативного планирования инновационного развития муниципальных
образований представляется весьма актуальной.
Необходимость
теоретического и практического осмысления
существующих подходов к использованию индикативного планирования как
метода активизации инновационного развития муниципальных образований
обусловили актуальность темы диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы. Основы инноваций планирования
экономической системы прогрессивных нововведений в
сфере
функционирования муниципальных образований были сформулированы в
начале XX в. западными учеными Э. Бюрджессом («модель концентрических
зон», 1925), X. Хойтом («секторальная модель», 1939), К. Харрисом и
Е.Ульманом («многоячеистая модель», 1945).
Становление и развитие рыночной экономики, введение местного
самоуправления послужило толчком к формированию новых подходов к
методологии экономического
планирования
в России с учетом
положительного зарубежного опыта их индикативного планирования. Здесь
необходимо отметить работы И.М.Аблаева, А.Е.Анимицы, В.С.Бочко,
Б.М.Гринчеля, А.Э.Гутнова, Б.С.Жихаревича, , Л.Э.Лимонова, И.В.Наумова,
В.Е. Рохчина, И.М. Смоляра, А.Р.Шарапова, B.C. Чекалина, А.И.Татаркина и
др.
4
Стр.4