Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

За страницами учебника по истории Оренбуржья (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСафонов Дмитрий Анатольевич
ИздательствоОГПУ
Страниц243
ID282786
АннотацияВ оренбургской истории, как и в любой иной, масса «белых пятен», спорных моментов, дискуссионных аспектов. Книга ставит целью рассказать подробнее о некоторых из них, с тем чтобы дать учителю, преподавателю дополнительную многоплановую информацию, создать основу для размышлений и рассуждений, не делая его вынужденным заложником готовых упрощенных выводов учебника. Книга ориентирована на взрослую аудиторию — прежде всего преподавателей, а также может быть полезна всем, кто интересуется историей своей малой родины.
ISBN978-5-85859-499-4
УДК94(47) (075)
ББК63.3(2)я72
Сафонов, Д.А. За страницами учебника по истории Оренбуржья / Д.А. Сафонов .— Оренбург : ОГПУ, 2011 .— 243 с. — ISBN 978-5-85859-499-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/282786 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но также и на тех, кому интересна оренбургская история – и необязательно школьного возраста. <...> В 1771 г. Рычков описал историю калмыков и их ухода за предел российского государства; в 1774-м были подготовлены исторические очерки – «экстракты» - о башкирском и казахском народах. <...> Находясь в осажденном пугачевцами Оренбурге, он в октябре 1773 года подготовил работу «О бунте и злодействах Стеньки Разина и его единомышленников в Астрахани». <...> Основные исторические труды по оренбургской истории - «История Оренбургская», «Топография Оренбургская», «Описание осады Оренбурга» - в целом описательны, с элементами мемуарного характера. <...> Крафта «Принятие киргизами русского подданства»3, А.И. Добросмыслова «Тургайская область». <...> В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. <...> В общем неудивительно, что постепенно они стали знакомить со своими находками – сначала друг друга, зачитывая рефераты на собраниях ОУАК, затем более широкие слои оренбуржцев – через публикации рефератов в местной прессе. <...> IX), «Первые врачи из башкир в Оренбургском крае», «Волнения в Башкирии в 1835 году» (Вып.XI) и др. <...> Также самостоятельными выпусками были изданы книги А.И. Добросмыслова Членами ОУАК велись археологические изыскания, итоги каковых отражались на «Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 г.»14, Л.А. Словохотова «Народный суд обычного права киргиз Малой Орды»15, врача А.В. Попова «Холера 1829-33 годов в Оренбургском крае». <...> опубликовал по частям (в пяти выпусках) книгу «И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его 7 Из недавней оренбургской старины: исторические очерки (Вып. <...> Уже после выхода первого выпуска рецензент «Журнала министерства народного просвещения» указал, что более точным было бы название «Оренбургский край до 1758 г. и его организатор…» <...> . Замечание Витевский признал справедливым, но менять ничего не стал. <...> Свою работу Витевский, по его же выражению, «составил», переписывая большими кусками текст «Истории» Соловьева <...>
За_страницами_учебника_по_истории_Оренбуржья.pdf
Оглавление: 1. Кто и как изучал оренбургскую историю………………………..….…..……4 2. Учебники по истории нашего края…………………………………………..20 3. Понятие Оренбургского края и его границ………………………………….31 4. «Отечества отцы»: оренбургские губернаторы………………………..……39 5. Оренбуржье и башкиры………………………………………………...…….50 6. Оренбуржье и казахи: взаимоотношения на протяжении веков……….…..71 7. Татарская составляющая оренбургской истории……………………….…..82 8. «Славный мятежник»………………………………………………..…..……87 9. Три дня в сентябре: Пушкин и Оренбуржье…………………………...…..107 10. Тайны Оренбургского тайного общества…………………………......…..132 11. Караван-Сарай: символ и памятник архитектуры……………………..…143 12. Народники……………………………………………………………….….159 13. Первая революция и наш край……………………………………….……168 14. В Оренбурге установлена Советская власть!.............................................174 15. «Мятеж» и «диктатура» атамана Дутова……………………………....….184 16. Гражданская война: создание мифа…………………………………...…..195 17. Переименования в Оренбуржье………………………………….………..216 18. События, изменившие оренбургскую историю. Варианты………...……235 2
Стр.2
«Понять – значит упростить». Д. Строгов. «Дорога дорог» К читателю Преподавание истории родного края – вещь сегодня чрезвычайно нужная и чрезвычайно трудная. Почему нужная – полагаем, комментарии не требуются; а вот трудная – поскольку для реализации этой задачи нужно соответствующее информационное обеспечение. И не только собственно учебник, но и дополнительный материал – ведь учитель должен знать значительно больше, нежели написано в самом лучшем учебнике. А вот как раз с обеспечением у нас далеко не все благополучно. Но не будем спешить с поиском виновных. Все не так просто. Не будем забывать, что местный материал должен войти составляющей в общефедеральный курс истории; а это значит, что противоречий между ними быть не должно. Кроме того, при общем сокращении часов на преподавание истории шансов на расширение курса истории местного края нет никаких – дай Бог сохранить то, что есть. Отсюда выходит, что перед нами встает серьезная задача при минимуме учебного времени дать максимум новой информации. Как этого можно добиться? Пересказать попроще, подоходчивее? Но события, о которых идет речь, многоплановы, много нюансов, тонкостей, требующих уточнений, разъяснений. Возможно, что именно по причине стремления к краткости и получилось в итоге, что тексты существовавших учебников по истории родного края порой оказывались похожими – поскольку исходные факты были, естественно, одни и те же. Излагать поинтереснее, поподробнее? Так, кажется, гораздо перспективнее и результативнее. Но это только кажется: каждый, кто когда-либо вел урок, знает по себе, что если попытаешься заняться разъяснениями или уточнениями, дополнительными пояснениями и приведением самых интересных примеров, то тебе катастрофически не хватит учебного времени. В оренбургской истории, как впрочем, и в любой иной, масса сложностей, «белых пятен», спорных моментов, дискуссионных аспектов. Мы поставили целью рассказать подробнее по отдельным сюжетам, чтобы показать определенную запутанность некоторых из них, всю сложность упрощенного объяснения. Мы ориентируемся на тех, кому предстоит учить – чтобы учитель получил пищу для размышлений и собственных рассуждений, и не был заложником готовых упрощенных выводов. Но также и на тех, кому интересна оренбургская история – и необязательно школьного возраста. Конечно же, сюжеты в данной книге не исчерпывают всех проблем – это только начало. В конце приложением мы даем достаточно нетрадиционный вариант изложения нескольких эпизодов оренбургской истории в духе альтернативной истории – ранее эти статьи публиковались в одном из бизнес-журналов области. 3
Стр.3