РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ ОТКРЫВАЮТ
ДОРОГУ ДЛЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ
Уважаемые коллеги!
Решения прикладных вопросов промышленности в области охраны
окружающей среды в современных экономических условиях стабильно
ориентированы на формальные способы обоснования снижения собственных
финансовых затрат в указанной сфере. Этому также способствует
и тот факт, что сегодня в России система национальных счетов такова,
что не позволяет в натуральном выражении оценить фактическую
массу вредных (загрязняющих) веществ, в т.ч. СО2
(в составе всех видов
выбросов, сбросов, отходов) на единицу выпущенного вида товара/услуги/добавленной
стоимости. Кроме того, фактические отчетные данные
о массе вредных (загрязняющих) веществ, образованных и размещенных
в компонентах окружающей среды в составе выбросов, сбросов, отходов
конкретным предприятием, являются конфиденциальными.
Этому способствует и принцип, заложенный в систему нормирования
и госэкоконтроля негативного антропогенного воздействия:
экологические аспекты предприятия исследуются
проектировщиками и контролируются инспекторами «на конце
трубы», т.е. в конце всех этапов производства продукции. Сложившаяся
в Российской Федерации практика экологического
нормирования негативного воздействия такова, что фактические
значения массы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся
в результате антропогенной деятельности и за которые
предприятия отчитываются, в 2–14 раз ниже разрешенных
нормативных значений (Д.Б.Каримова. «Отход. Ресурс.
Новые решения». VI Международная энергетическая неделя,
г. Москва, 24-25.10.2011, http://www.bellona.ru/filearchive/
fil_gosdoklad2008.pdf, стр. 298-300, http://www.gosnadzor.ru/
files/4c44310ca3066_Gosdoklad_2009.pdf, стр.273-375).
В целом, промышленность не имеет и экономических стимулов
для разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий:
все экологические затраты относятся на себестоимость
продукции и оплачиваются конечным потребителем.
Вместе с тем, впервые в России с 2011 года на основании
статьи 40 Федерального закона от 19.07.2011 №248-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с реализацией положений
Федерального закона «О техническом регулировании», отношения
в области охраны окружающей среды, возникающие
при установлении обязательных требований к продукции,
или к связанным с требованиями к продукции процессам
проектирования (включая изыскания), производства, хранения,
реализации и утилизации, регулируются законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании.
Это значит, хозяйствующие субъекты и целые отрасли
смогут обеспечить реализацию своих обязательств по обеспечению
экологической безопасности на любом этапе жизненного
цикла своей продукции (услуги) за счет совершенствования
технологии, а не обслуживания «бумажной экологии»
за счет инструментов технического регулирования,
нения по одному из ключевых моментов воздухоохранной
деятельности, касающейся
Так, уже с 2009 года произошли кардинальные измепылегазоочистного
оборудования.
На основании постановления Правительства Российской
Федерации от 15.09.2009 года №753 «Об утверждении
технического регламента о безопасности машин
и оборудования», эффективность пылегазоочистного оборудования
подлежит добровольной оценке соответствия
или рисков в уполномоченных организациях, и не подлежит
государственному экологическому контролю. Решение
о соответствии пылегазоочистного оборудования проектным
показателям или приемлемым критериям риска принимает
орган по сертификации по результатам добровольной
оценки соответствия. При этом контрольные подразделения
специально уполномоченного органа исполнительной
власти в области охраны окружающей среды в этой
работе не представлены. Конечно, это выглядит странно,
так как эффективность пылегазоочистки является отражением
эффективности всей воздухоохраной деятельности
на предприятии. Несмотря на это, выполнение проектных
работ по «бумажному» обоснованию и согласованию значений
предельно-допустимых выбросов без учета указанных
выше изменений продолжается, почему-то предприятия
продолжают оценивать эффективность работы пылегазоочистного
оборудования.
Очень хочется верить, что практическая реализация
механизма добровольной сертификации пылегазоочистного
оборудования позволит не только отказаться
от избыточных «экологических обоснований», но и на деле
достигнуть эффективности воздухоохраной деятельности,
в т.ч. экономической.
Во многом успех нового подхода будет зависеть
от того, какими будут национальные приоритеты России.
Д.Б. Каримова, к.г.-м.н.,
член Редакционного совета «ЭВР»
Стр.3