Департамент труда и социального развития Приморского края Опорно-экспериментальное учреждение социальной сферы РФ Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» Психологический альманах Сборник информационно-методических материалов по организации психологического сопровождения детей и семей в условиях социозащитного учреждения Владивосток Издательство Дальневосточного университета 2013 УДК 159.9 ББК 60.9 П86 Сборник издан в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка населения в Приморском крае на 2013–2017 гг. » <...> Составители: Н.В. Панкова, А.В. Тюрина Ответственный редактор Т.П. Гольцова Психологический альманах : сборник информационно-методич. мат-лов по органиП86 зации психологического сопровождения детей и семей в условиях социозащитного учреждения / [сост. <...> Программно-целевой Подход в работе Психолога социозащитного учреждения __________________________________________________________________ Формирование и сохранение психологического здоровья детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра Н.В. Панкова, зам. директора по методической работе КГКУСО «СРЦН «Парус надежды» Здоровье личности является системным понятием и охватывает все сферы жизнедеятельности человека. <...> Многие исследователи связывают психологическое здоровье с понятиями субъективного благополучия, гармонии, жизнестойкости и духовного здоровья. <...> 3 Практика работы с детьми и подростками в КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» показала, что семейное неблагополучие, низкое качество жизни и отсутствие раннего опыта позитивных детско-родительских отношений является причиной многих личностных проблем детей. <...> Интегрированный подход в реализации программы основывается на сотрудничестве специалистов: психологов, социальных педагогов, руководителей творческих студий <...>
Психологический_альманах__сборник_информационно-методич._мат-лов_по_организации_психологического_сопровождения_детей_и_семей_в_условиях_социозащитного_учреждения_(1).pdf
УДК 159.9
ББК 60.9
П86
Сборник издан в рамках реализации государственной
программы «Социальная поддержка населения
в Приморском крае на 2013–2017 гг. »
Составители:
Н.В. Панкова, А.В. Тюрина
Ответственный редактор Т.П. Гольцова
Психологический альманах : сборник информационно-методич. мат-лов по органиП86
зации
психологического сопровождения детей и семей в условиях социозащитного учреждения
/ [сост. Н.В. Панкова, А.В. Тюрина ; отв. ред. Т.П. Гольцова]. – Владивосток : Изд-во
Дальневост. ун-та, 2013. – 216 с. : ил.
ISBN 978-5-906739-02-5
Организация социально-психологического сопровождения детей и семей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, является одним из приоритетных направлений деятельности
социально-реабилитационных центров. Психологические услуги носят комплексный
характер: диагностика и коррекция, консультирование и психопросвещение, психопрофилактика
и психотерапия.
В альманах вошли социально-реабилитационные программы, циклы занятий и дидактические
разработки педагогов-психологов учреждений социального обслуживания семьи
и детей Приморского края. Программы направлены на профилактику безнадзорности,
семейного и детского неблагополучия, правонарушений и деструктивных проявлений в
подростковой среде, восстановление семейных отношений.
Теоретические и практические материалы посвящены современным подходам к психологической
реабилитации, технологиям социальной работы, методам работы психолога с
детьми и подростками в трудной жизненной ситуации и их родителями.
Сборник адресован педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям – всем
тем, кто заинтересован в совершенствовании реабилитационной деятельности, использовании
современных форм и методов в психологической работе с детьми и семьями.
УДК 159.9
ББК 60.9
ISBN 978-5-906739-02-5
© КГКУСО «СРЦН «Парус надежды», 2013
Стр.2
содержание
I. Программно-целевой Подход в работе Психолога
социозащитного учреждения...........................................................3
Формирование и сохранение психологического здоровья детей
и подростков в условиях социально-реабилитационного центра
Н.В. Панкова, зам. директора по методической работе
КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»................................................................3
Психологическая программа «Адаптация детей 3-5 лет
к условиям реабилитационного центра»
О.А. Моторная, педагог-психолог
КГКУСО «Октябрьский СРЦН», с. Покровка................................................7
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Л.П. Попова, педагог-психолог КГБУСО «Уссурийский СРЦН».................22
Программа «Сундучок волшебных чувств»
профилактика и коррекция эмоционально-волевой
сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Н.А. Чупрова, педагог-психолог КГБУСО «Артёмовский СРЦН»..............34
Программа по социально-психологической адаптации
ребёнка в школьной среде «Учимся сотрудничать»
Н.Н. Ольховик, педагог-психолог
КГБУСО «Лесозаводский СРЦН «Жемчужинка».........................................46
Цикл коррекционно-развивающих занятий «Волшебные краски»
(арттерапия – как метод развития и гармонизации личности ребенка)
О.М. Шандаренко, педагог-психолог отделения
социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»..............................................................54
«Загляни в себя» программа для работы с подростками 12-14 лет
Н.И. Макарцева, педагог-психолог первой квалификационной категории
М.С. Зимина, педагог-психолог первой квалификационной категории
КГБУСО Кавалеровский реабилитационный центр «Детство»................57
Программа профилактическая и коррекционная работа
с подростками, склонными к делинквентному поведению
А.Н. Журавлев, педагог-психолог
КГБУСО «Ханкайский СРЦН» (с. Первомайское).........................................67
Коррекционно-реабилитационная программа «Поверь в себя»
(социально-психологическая помощь
и поддержка детям – жертвам насилия)
Л.И. Михайлова, педагог-психолог
КГКУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос» (п. Врангель).......................70
Курс занятий по теме: «Профилактика дезадаптации
у несовершеннолетнего, впервые поступившего в учреждение»
О.А. Хнурина, педагог-психолог КГБУСО «Уссурийский СРЦН»................82
Программа психологической поддержки подростков
Е.В. Павлова, педагог-психолог КГБУСО «Артемовский СРЦН»...............90
214
Стр.214
II. Психологическое соПровождение
несоверШеннолетних и семей......................................................101
Канистерапия как метод реабилитации детей и подростков
С.А. Данченко, кандидат психологических наук,
доцент, МГУ им. адм. Г.И. Невельского......................................................101
Неделя психологии «Радуга нашей жизни»
Е.А. Туз, педагог-психолог КГБУСО «Спасский СРЦН».............................107
Сочувствие, сопереживание, помощь ребёнку –
гарантия мира и спокойствия в семье
Я.Н. Свистунова, педагог-психолог, заведующая отделением
социальной реабилитации №3 КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»........109
Цикл тренинговых занятий «Плечом к плечу»
по укреплению детско-родительских отношений
КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»............................................................118
III. ПроФилактика Эмоционального выгорания
(система Психологической Поддержки Педагогов)...........123
Цикл занятий для специалистов (круг эмоционального общения)
О.И. Роменская, педагог-психолог
КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»............................................................123
Коррекционно-профилактическая программа «Операция «Антистресс»
Л.И. Михайлова, педагог-психолог
КГКУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос» (п. Врангель).....................136
Беседа с воспитателями «Что такое толерантность»
Я.Н. Свистунова, педагог-психолог,
заведующая отделением социальной реабилитации №3
КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»............................................................146
глоссарий ......................................................................................................153
литература .....................................................................................................159
Приложение 1.......................................................................................................161
Приложение 2.......................................................................................................170
Приложение 3.......................................................................................................187
215
Стр.215