ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Булычёва Е. И., 2014 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В статье рассматривается проблема обращения к междисциплинарной трансдисциплинарной интеграции как в исследованиях по истории искусства, так и в практической художественной деятельности. <...> А также воздействие междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов на формирование учебных программ в сфере высшего художественного образования. <...> Ключевые слова: междисциплинарность, трансдисциплинарность, искусствознание, художественное мышление, самосознание культуры, актуальное искусство, высшее образование Необходимость междисциплинарной интеграции в учебном процессе осознавалась всегда. <...> Чаще всего в педагогической практике встречался такой подход, как корректировка содержания отдельных курсов в соответствии с содержанием других гуманитарных дисциплин, изучаемых параллельно. <...> Подобный подход позволял более полнокровно решать задачу преодоления фрагментарности в изучении отдельных курсов. <...> Но к началу XXI века сo всё большей очевидностью выявлялась целесообразность более тесной междисциплинарной интеграции. <...> Так, в тексте «Всемирной Декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО, было рекомендовано: «Инновации, междисциплинарность и трансдисциплинарность… поощрять и укреплять в программах с долгосрочной ориентацией на социальные и культурные цели и потребности» [14, с. <...> Конечно, сущность междисциплинарного подхода нельзя назвать абсолютно новой. <...> Черты междисциплинарной интеграции можно отметить как в работах историков искусства и историков культуры, так и в работах философов, обращенных к проблемам культуры и творчества еще в процессе формирования вышеназванных <...>