В статье рассматриваются материалы, представленные в сборнике Екатеринбургского театрального института «Сценическая речь в театральном вузе». <...> Ключевые слова: А. В. Блинова, актерское искусство, театральная педагогика, сценическая речь, дикционное искусство, лингвистика, фонетика, история и теория педагогики сценической речи. <...> Сборник статей «Сценическая речь в театральном вузе» [1] – согласно объяснению автора «Предисловия» А. В. Блиновой – был задуман для изложения учебно-методических рекомендаций и описания упражнений, 3 возникших в недрах кафедры, «в атмосфере глубокой погруженности в практику предмета сценическая речь» (Предисловие, с. <...> Проще говоря, индивидуальный речевой стиль актера формировался в связи с режиссерским стилем (Царегородцева Е. Г. Уходящие голоса, с. <...> Если уж определять стиль конкретного драматического актера, то его речевая техника должна рассматриваться как некий «строительный материал» стиля – по образному определению А. В. Попова – автора единственного исследования в области речевого стиля драматического актера. <...> Все же мысль автора о влиянии режиссуры на индивидуальный речевой стиль актера выглядит заслуживающей интереса и дальнейшей проработки. <...> Стало быть, индивидуальный речевой стиль актера требует подвижности. <...> Зачем же огульно сводить речевое искусство современного театра и, в частности, голоса актеров, тембры, динамику и индивидуальную музыку интонаций к полнейшей серости, невыразительности, бесформенности. <...> Известнейшая книга А. Н. Петровой «Сценическая речь», по воле составителя списка, обрела название: «Сценическая речь – искусство» (ни много, ни мало!) <...> Но сердцевина, основополагающие принципы, взгляд на театр и на речевое искусство в нем – это зависит только от самого педагога, от его опыта, знаний и театральных пристрастий; что во многом и является лицом речевой школы. <...> Парадоксально, но Кнебель только один раз вскользь говорит и об «иллюстрированном <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт._Вып.12.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ:
ОТ КЛАССИКИ К ПОСТМОДЕРНУ
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 12
Кемерово 2014
1
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, доктор культурологии,
профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова (отв. редактор);
доктор искусствоведения, профессор Кемеровского государственного
университета культуры и искусств О. В. Синельникова;
канд. культурологии, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств В. В. Чепурина;
канд. искусствоведения, доцент Кемеровского государственного
университета культуры и искусств Н. С. Попова
И86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики
к постмодерну [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова;
пер. Т. А. Григорьянц; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – Вып. 12. –
372 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0284-3.
Настоящее издание представляет собой двенадцатый выпуск сборника научных
трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну».
Он состоит из четырех разделов: «Сценическая педагогика», «Театральное искусство
и театрализация в культурно-историческом контексте», «Музыкальное искусство
от авангарда к постмодерну», «Пространственные виды искусства в исторической
ретроспективе». Разделы сборника предваряет «Полемический жест».
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
ISBN 978-5-8154-0284-3
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ЖЕСТ
Васильев Ю. А. Оригинальное и общепринятое в преподавании сценической
речи (на примере одной кафедры)............................................. 3
Раздел I. СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Безручко А. В. Некоторые аспекты работы объединенной мастерской
режиссеров, операторов и дикторов на первом курсе.............................. 33
Зубов А. Е. Воспитание вкуса к паузе....................................................... 48
Сорока И. И. К вопросу становления и понимания термина «театральный
подтекст»..................................................................................... 63
Шубина Л. А. Тренинг дикции на старших актерских курсах................ 72
Григорьянц Т. А. Музыкальное оформление пластического этюда....... 82
Раздел II. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Прокопова Н. Л. «Территория» слова: обстоятельства возникновения
актуального речевого искусства актера.................................................... 91
Чепурина В. В. Категория прекрасного в современном речевом искусстве
театра (на материале спектаклей Музыкального театра Кузбасса
им. А. Боброва)........................................................................................... 106
Костюк К. Ф. Истоки формирования образа ребенка как носителя
зла в современном украинском и российском кино................................. 123
Станиславская Е. И. Театрализация цирка как феномен современной
культуры..................................................................................................... 133
Миленькая Г. Д. Креативный потенциал народных шутовских персонажей:
художественный и теоретический опыт Германии ХVIII–
ХХ веков..................................................................................................... 143
Раздел III. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОТ АВАНГАРДА
К ПОСТМОДЕРНУ
Синельникова О. В. Диалогическое пространство постмодернизма:
от философии к музыке.............................................................................. 152
Соснова Н. Г. Интервально-периодичные звуковысотные образования
и способ исследования их фонических свойств на примере «Темы
с вариациями» для скрипки и фортепиано О. Мессиана.......................... 181
370
Стр.370
Лейпсон Л. В. Размышления о концертах и фестивалях современной
музыки (2007–2012)................................................................................... 201
Никифорова Л. Н. Инструментальный театр в музыке авангарда и
постмодерна................................................................................................ 218
Синельникова О. В., Тюлюнева А. И. Рецепции средневекового
искусства в музыке отечественных композиторов последней трети
XX – начала XXI века................................................................................ 231
Клочкова Е. В. Религиозная концепция в симфонических циклах
«Совершишася» и «Бысть» Алемдара Караманова.................................. 244
Быченкова М. А. Третий фортепианный концерт «Ave Maria» Алемдара
Караманова: особенности композиции и интерпретации................. 262
Карпенко В. Е. О масштабно-тематических структурах в поэзии
Марка Сергеева........................................................................................... 274
Раздел IV. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Зыкун Н. И. Особенности жанра карикатуры в украинской сатирической
публицистике (диахронический аспект)................................... 289
Софронова М. Н., Булгаева Г. Д. Метод реконструкции: теоретический
аспект.............................................................................................. 303
Мурина Л. Р. Особенности творческого метода томского живописца
М. М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фондов Томского
областного художественного музея)............................................... 310
Рысаева Т. Д., Рысаева С. Ф. Роль пластического монументального
искусства в формировании художественной городской среды г. Кемерово.........................................................................................................
320
Щербакова Е. О. Эстетические стратегии поставангарда в творчестве
учеников ривинской школы............................................................... 333
Попова Н. С. Образ Омска в пейзажной живописи Г. С. Баймуханова.. 346
Казарина Т. Ю., Казарин С. Н. «Деревня художников» как культурное
явление российского современного визуального искусства
XX–XXI веков............................................................................................ 358
НАШИ АВТОРЫ..................................................................................... 367
371
Стр.371