Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издаётся с 2001 г.
У Ч Ё Н Ы Е
ЗАПИСКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О
И
Н
С
Т
И
Т
У
Т
А
П С И Х О Л О Г И И
И С О Ц И А Л Ь Н О Й РА Б О Т Ы
2009
ВЫПУСК 2
ТОМ 12
Санкт-Петербург
ученые записки санкт-петербургского государственного
и н с т и т у т а п с и х о л о г и и и с о ц и а л ь н о й ра б о т ы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П. – д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной и организационной психологии
Ответственные редакторы:
Гинецинский В.И. <...> Яковлева И.В. – к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
Секретарь редакционной коллегии:
Богданова Н.В. – к.фил.н., доцент кафедры иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. <...> Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Исследования в области прикладной психологии
Батуев А.С. <...> ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПСЕВДОПЕРЕЖИВАНИЯ
ПОДРОСТКАМИ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ / TEENAGERS’ DEVIANTBEHAVIOUR
AS A RESULT OF THEIR PSEUDOOUTLIVING OF CRITICAL SITUATIONS . <...> Сравнительный анализ результатов изучения специфичности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических
признаков, оценки психоэмоционального состояния и уровня
тревожности у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом / �����������������������������������
Comparative analysis of the results
of the study of the specificity of emotional categorization
of chromatic and geometric characteristics, valuation
of psycho-emotional status and level of <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№2_2009.pdf
Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издаётся с 2001 г.
У Ч Ё Н Ы Е
З А П И С К И
С А Н К Т - П Е Т Е Р Б У Р Г С К О Г О
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О
И Н С Т И Т У Т А
П С И Х О Л О Г И И
И С О Ц И А Л Ь Н О Й Р А Б О Т Ы
2009
ВЫПУСК 2
Т О М 1 2
Санкт-Петербург
Стр.1
ученые записки санкт-петербургского государственного
института психологии и социальной работы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П.
Ответственные редакторы:
Гинецинский в.и.
кулГанов в.а.
Платонова н.М.
Члены редакционной коллегии:
ДуДченко З.Ф.
никиФоров Г.с.
Яковлева и.в.
Секретарь редакционной коллегии:
БоГДанова н.в.
– д.пс.н., профессор, ректор спбгипср, зав.кафедры
прикладной социальной и организационной психологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогической
антропологии, гендерологии и фамилистики
– д.м.н., профессор, проректор по научной работе
– д.п.н., профессор, зав.кафедры социальной работы и
социальных технологий
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
– к.фил.н., доцент кафедры иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
свидетельство о регистрации пи № Фс77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
подписной индекс: 19304
© санкт-петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(спбгипср), 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Батуев А.С. / Batuev A.
сознание и подсознание / THE CONSCIOUSNESS AND SUBCONSCIOUSNESS . .7
Платонов Ю.П. / ��at���v �.
Элита как верхний ЭтаЖ власти / ElITE AS AN UppEr lEvEl Of pOwEr . . . .12
Белов В.Г. / Be��v �.
приМенение арт-терапии при коррекции непсихотических
аФФективных расстройств / USE Of ArT-THErApY fOr COrrECTION Of
NONpSYCHOTIC AffECTIvE DISOrDErS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Мусина В.П. /�����a �.
ФорМирование активности родителей как Фактора развитиЯ детейинвалидов
/ lEADING pArENTS ACTIvITY IN HElpING
Of THEIr DISABIED CHIlDrEN DEvElOpMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Парфенов Ю.А. / �arf����v Y.
девиантное поведениЯ как результат псевдопереЖиваниЯ
подросткаМи критических ситуаций / TEENAGErS’ DEvIANTBEHAvIOUr
AS A rESUlT Of THEIr pSEUDOOUTlIvING Of CrITICAl SITUATIONS . . . . . . . . . .27
Украинец О. В. / Ukra��et� O.
сравнительный анализ результатов изучениЯ специФичности
ЭМоциональной категоризации хроМатических и геоМетрических
признаков, оценки психоЭМоционального состоЯниЯ и уровнЯ
тревоЖности у старших дошкольников с разныМ речевыМ
и соМатическиМ статусоМ / COMpArATIvE ANAl
COMpArATIvEANAlYSIS Of
Of THE rESUl
rESUlTS
Of THE STUDY Of THE SpECIfICITY Of EMOTIONAl CATEGOrIzATION
Of CHrOMATIC AND GEOMETrIC CHArACTErISTICS, vAlUATION
Of pSYCHO-EMOTIONAl STATUS AND lEvEl Of ANxIETY IN SENIOr
prESCHOOl CHIlDrEN wITH DIffErENT SpEECH AND SOMATIC STATUS . . . . . . . . .35
яковлева И.В., Куценко О.С. / Iak�v�eva I., Kut�e�k� O.
социальнаЯ реклаМа как средство психологической поМощи
береМенной Женщине при принЯтии решениЯ о роЖдении ребенка /
SOCIAl ADvErTISING AS MEANS Of pSYCHOlOGICAl HElp IS ExAMINED AT
ADECISION-MAkING ABOUT BIrTH Of A CHIlD . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
3
Стр.3
ясюкова Л.А. / Ya��uk�va L.
влиЯние интеллектуального развитиЯ на становление
ЭМоционально-коММуникативной сФеры личности
старшеклассников (лонгитЮдное исследование) / INflUENCE
Of INTEllIGENCE ON DEvElOpMENT Of THE EMOTIONAl-COMMUNICATIvE
pArT Of SENOIr pUpIlS pErSONAlITY (lONGUITUDINAl
INflUENCE
(lONGUITUDINAl rESEArCH)lONGUITUDINAl rESEArCH) . . . . . . . . . . . .50
Аксенова Е.П. / Ak�e��va E.
трансФорМациЯ понЯтий «карьера» и «карьерное консультирование»
/ THE TrANSfOrMA THE TrANSfOrMATION Of
Of THE NOTIONS «CArEEr»
«CArEEr»
AND «CArEEr COUNSElING» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Белавина О.В. / Be�av��a O.
законоМерности становлениЯ социальной коМпетентности
подростков / rEGUlArITIES Of DEvElOpMENT Of TEENAGErS SOCIAl
COMpETENCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
rEGUlArITIES Of DEvElOpMENT Of TEENAGErS SOCIAl
Гаганова Т.И., Сатирская С.А. / Gaga��va T., Sat�r�kaja S
особенности Мотивации и тревоЖность в области сексуальных
отношений у Молодой Женщины / SOMEASpECTS Of
SOME ASpECTS Of THE MOTIv
MOTIvATION
AND THE ANxIETY IN SExUAl rElATIONSHIpS Of A YOUNG wOMAN . . . . . . . . . . . .68
Маргошина И.Ю. / �arg��h��a I.
проФессиональнаЯ идентичность, МеханизМы саМорегулЯции
и синдроМ проФессионального выгораниЯ у психологов и врачей /
prOfESSIONAl IDENTITY, SElf-rEGUlATION MECHANISMS AND BUrNOUTSINDrOM
Of pSYCHOlOGISTS AND pHYSICIANS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Марковская Г.Г., Марковский И.К., Егорова Е.В. /
�ark�v�ka�a G., �ark�v�k�� I., Eg�r�va E.
стыд и вина у подростков, выросших без попечениЯ родителей /
SHAME AND GUIlT Of ADOlESCENTS wHO HAvE GrOwN Up wITHOUT
pArENTAl CArE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Платонова Н.М. / ��at���va N.
подходы к определениЮ сущности социальной работы /
ApprOACHES TO DEfINING THE ESSENCE Of SOCIAl wOrk . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Безух С.М. / Bezukh S.
принципы Медицинского и социального сопровоЖдениЯ детей,
страдаЮщих детскиМ церебральныМ параличоМ / prINCIplES
prINCIplES
Of MEDICAl AND SOCIAl SUppOrT Of CHIlDrEN wITH INfANTIlE
CErEBrAl pArAlYSIS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
4
Стр.4
Иваненков С.П., Кострикин А.В. / Iva�e�k�v S., K��tr�k�� A.
исследованиЯ социальной активности МолодеЖи в санкт-петебурге /
INvESTIGATION Of SOCIAl ACTIvITY Of THE YOUTH IN ST. pETErSBUrG . . . . . . . .97
Борисова Т.С. / B�r���va T.
ценностно-целеваЯ направленность развитиЯ социальных
инициатив учащейсЯ МолодеЖи / vAlUABlE ArGET OrIENT
Нестерова Г.Ф.
/ Ne�ter�va G.
организациЯ и опыт социальной работы с бездоМныМи в санктпетербурге
/ OrGANISA
OrGANISATION AND ExpErIENCE Of THE SOCIAl wOrk
AND ExpErIENCE Of THE SOCIAlwOrk
wITH HOMElESS pEOplE IN ST. pETErSBUrG . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Платонова Ю.Ю. / ��at���va �.
особенность развитиЯ рынка социальных
звитиЯ рынка социальных услуг THE pECUlIArITIES
луг // THE pECUlIArITIES
Of THE SOCIAl SErvICES MArkET DEvElOpMENT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Семенков В.Е. / Se�e�k�v �.
об адресате Мер по социальноМу обеспечениЮ граЖдан иМеЮщих
детей / SOCIAl SECUrITY Of fAMIlIES wITH CHIlDrEN
Судакова Г.Г. / Sudak�va G.
объекты психолого-социальной работы в условиЯх общества,
«недруЖественного» личности: ретроспективный подход / SOCIAl
AlUABlE TArGET OrIENTATION
Of THE DEvElOpMENT Of STUDYING YOUTH SOCIAl INITIATIvES . . . . . . . . . . . . .104
SOCIAl SECUrITY Of fAMIlIES wITH CHIlDrEN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
SOCIAl
DETErMINANTS Of MENTAl wEll-BEING Of A SOCIETY: THE HISTOrYpSYCHOlOGICAl
ApprOACH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
Тюрина Э.И. / T�ur��a E.
теоретико-Методологические основы организации социокультурной
деЯтельности лиц поЖилого возраста / THEOrETICAl AND
METHODOlOGICAl prINCIplES Of OrGANIzING ElDErlY pEOplE
SOCIO-CUlTUrAl ACTIvITIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИя
Лебедева С.С. / Lebedeva S.
перспективы развитиЯ систеМы подготовки специалистов
социальной сФеры в контексте использованиЯ отраслевого
подхода / pErSpECTIvES Of
pErSpECTIvES Of THE DEvElOpMENT Of prEpArA
DEvElOpMENT Of prEpArATION SYSTEM fOr
fOr
SpECIAlISTS IN SOCIAl wOrk USING BrANCH ApprOACH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
Анисимов А.И. /A������vA.
социальное здоровье учителей общеобразовательных школ /
SOCIAl HEAlTH Of ST.-pETErSBUrG SCHOOl TEACHErS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
5
Стр.5
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Серов Н.В. / Ser�v N.
обзор цветовых концептов /ASUrvEY Of COlOUr CONCEpTS
Быданова Н.Б. /B�da��va N.
Мышление в совреМенных теориЯх познаниЯ / THINkING
Бондарева М.О. / B��dareva�.
исследование образа
ASTUDY
THINkING IN MODErN
MODErN
COGNITION THEOrIES . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
за детства:
а: Фактологические
логические характеристики
STUDYTHE IMAGE Of CHIlDHOOD: fACTUAl CHArACTErISTICS
АСПИРАНТСКИЙ СЕМИНАР
Куприн А.А. / Ku�r�� А.
влиЯние социально-психологического клиМата организации на
адаптационные процессы / INflUENCE Of
INflUENCE Of THE OrGANIzA
Хохлева Е.В. / Kh�kh�eva E.
зарубеЖный и отечественный опыт проФилактики
наркозависиМости в МолодеЖной среде / prEvENTION
OrGANIzATION SOCIAl
SOCIAl
AND pSYCHOlOGICAl ClIMATE ON ADApTABlE prOCESSES . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
актеристики //
Of CHIlDHOOD: fACTUAl CHArACTErISTICS . . . . . . . . . . . .161
SUrvEY Of COlOUr CONCEpTS . . . . . . . . . . . .148
prEvENTION
Of THE YOUTH DrUG-rElATED CONDUCT . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
требованиЯ к оФорМлениЮ статей длЯ Журнала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
Стр.6