НАШ АНОНС
планирует в 2015 году
издание следующих книг
Матлина С.Г.
БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОСТРАНСТВО:
ВООБРАЖАЕМЫЙ ОБРАЗ
И РЕАЛЬНОСТЬ.– 300 С.
Книга Славы Григорьевны Матлиной – признанного специалиста в области библиотечного дела – это но−
вый уровень осмысления проблемы пространства библиотеки как самостоятельного объекта исследования.
Что такое ОБРАЗ библиотеки в современном мире, как найти баланс между ожидаемым, общественно
значимым ОБРАЗОМ библиотеки и возможностями реализовать эти ожидания?
Вопросы коммуникации, диалога библиотеки с внешним миром и разными категориями пользователей,
влияние пространства на возможности творчества, что такое сценарии библиотечного поведения – все эти воп−
росы раскрыты в книге и помогают сегодня осмыслению роли библиотеки в обществе.
Книга впервые освещает пространственную организацию библиотечно−информационной деятельности как
необходимую предпосылку её позитивного развития. Такой подход меняет традиционное представление о раз−
личных библиотечных процессах, особенностях раскрытия и продвижения ресурсов во взаимосвязи физическо−
го и медиапространства.
Обоснована коммуникативная сущность этих процессов, диалоговый характер взаимоотношений публич−
ной библиотеки с внешним миром, различными категориями пользователей, в первую очередь молодежи. На
конкретных примерах раскрыты смыслы концептов «публичное и общественное пространство», что помогает ос−
мыслению роли библиотеки в обществе.
Особое внимание в книге уделяется межпредметным связям. Автор рассматривает и интерпретирует при−
менительно к библиотечному делу достижения новых отраслей знания: коммуникативистики, урбанистики,
пространственной экономики, гуманитарной географии, исследования последних лет по проблемам архитектуры
и дизайна в мегаполисах, небольших городах и селах.
Это значительно расширяет читательский адрес книги, помогает популяризировать данную область знаний.
Актуальным также является раздел книги об особенностях раскрытия и продвижения ресурсов библиоте−
ки во взаимосвязи физического и медиапространства, что связано с активным развитием деятельности библио−
тек в социальных медиа. Осмысление такой работы в контексте исследования библиотечного пространства, ОБ−
РАЗА библиотеки представляет несомненный интерес для читателей.
Автор транслирует мысль о том, что изучать особенности библиотечного пространства сегодня необходи−
мо не порознь, делая упор на технологические аспекты его медийной составляющей, а во взаимосвязи с тради−
ционными элементами, анализирует, какие методики позволяют оптимизировать диалог с публикой, издателя−
ми, книжными магазинами, авторитетными общественными деятелями, лидерами медийного сообщества, сот−
рудниками информационных центров и агентств.
Справочный аппарат книги включает иллюстративный материал, вспомогательные предметно−тематичес−
кий и именной указатели.
Цена – 420 рублей
На книги принимаются предзаказы.
Минимальный заказ в издательстве – 2 экземплярв каждого наименования.
Заявку вы можете отправить по электронной почте издательства bibliomir@bk.ru
№ 8
2015
НАШ АНОНС
Издательство «Библиомир»
Матлина С.Г.
БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОСТРАНСТВО:
ВООБРАЖАЕМЫЙ
ОБРАЗ
И РЕАЛЬНОСТЬ
Библиотека –
открытый
мир идей
Стр.1
НАШ АНОНС
Издательство «Библиомир»
планирует в 2015 году
издание следующих книг
ЯСТРЕБЦЕВА Е.Н.
День ЧТЕНИЯ – круглый год
опыт реализации просветительского проекта
в Нижегородской государственной
областной детской библиотеке
33 совета
по применению
в библиотеке Интернета. – 192 с.
Что сегодня влияет на изменения в библиотеках? Как может повлиять на улучшение имиджа библиотек внедрение
технологий? Как наполнить технологии новым, интересным содержанием? – Развитие социальных медиа, появление
мобильных устройств, создание множества приложений для работы в облачных средах, освоение новых сервисов для
продвижения чтения и разработки новых услуг в библиотеке, создание культурных и образовательных событий вокруг
книги.
Готовности библиотекаря принять эти новшества посвящена книга, наполненная практическими рекомендациями по
многим важным сегодня для библиотек темам. Она показывает формы и приемы работы в Сети.
Сегодня ситуация с ИКТ-компетенцией в библиотеках часто критическая. Изменения необходимы. Издание
открывает большие возможности для самообразования, показывает путь профессионального развития специалиста.
Содержит следующие разделы
«Объекты»:
Новые виды цифровых коллекций книг
«Место»:
Приложения к мобильным устройствам для оказания библиотечных услуг (в любое время и в любом месте).
Дополненная реальность. Создание виртуальных экскурсий.
«Лица»:
Представление библиотеки и библиотекаря. Виртуальное портфолио библиотекаря. Интернетпредставительство
библиотеки. Библиотечные блоги.
«Повседневность»:
Помощь «рутинной» работе библиотекаря. Планирование работы с ментальными картами, интернет-контент,
курирование, библиотечные отчеты, интернет-исследования, виртуальная реклама книг, буктрейлеры, приложения
для событий.
«Креативность»:
Библиотекари продвигают книгу. Скрайбинг. Творческая деятельность с книгой, ленты времени, литературная
инфографика, интерактивные плакаты, сторителлинг.
«Адекватность»:
Неформальная сетевая поддержка читателей и самих библиотекарей
«Опасность и безопасность»:
Как организовать и что использовать. О безопасности работы в Интернете, о соблюдении авторского права.
Цена – 350 рублей
На книги принимаются предзаказы.
Минимальный заказ в издательстве – 2 экземплярв каждого наименования.
Заявку вы можете отправить по электронной почте издательства bibliomir@bk.ru
НАШ АНОНС
ЯС
33 совета
ТРЕБЦЕВА
Е.Н.
по применению
в библиотек
Интернета
е
Стр.2
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие читатели!
Приближается новый учебный год – время перемен, новых планов, перспек
тив, масштабных целей!
Журнал приготовил для вас много интересного!
Уже в этом номере: новые международные документы для школь
ных библиотек, новые книги, проекты!
Заглавный материал номера – перевод важнейшего документа ИФЛА «Руко
водящие принципы для школьных библиотек ИФЛА»
На протяжении последних двух лет Секция школьных библиотек ИФЛА ра
ботала над пересмотром Руководства для школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО,
принятым в 2002 г.
Особенностью данного Руководства стало то, что разработчики решили зап
росить примеры передовых практик со всего мира и добавить их к каждой главе.
Примеры передового опыта станут важным добавочным элементом Руководства и
обеспечат признание в сфере развития библиотек по всему миру
Рубрика «Спецпроект» представляет тему «От школьной библиотеки – к ин
формационнобиблиотечному центру». Материалы еще раз доказывают, как мно
го зависит от профессионального и личного потенциала кураторов школьных
библиотек в регионах, уровня корпоративного взаимодействия.
А что же дальше?
Мы познакомим вас с интересными книжными новинками в области библи
отечного дела и чтения в рубрике «Тебе – книга».
Все активнее обсуждаются вопросы создания интернетплощадок библио
тек – сайтов, блогов, которые станут не только источником информации, но пло
щадкой для обучения, информирования и совместной работы с книгой школьни
ков и педагогов.
Этой теме будет посвящена рубрика «ITшкола современного школьного
библиотекаря».
Авторы рубрики «Просто о сложном: как организовать работу библиотеки»
расскажут о библиотечных каталогах – традиционных и электронных.
Будут у нас и специальные номера! Один из них будет посвящен Российской
государственной детской библиотеке.
Приятного и полезного чтения!
8
2015
Стр.3
8
4
АКТУАЛЬНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
2015
Руководящие
принципы школьных
библиотек ИФЛА
37
ТЕБЕ – КНИГА
Е.С. Романичева
Чтение в контексте
гуманитарного образования
(о новом учебном пособии
по стратегиям чтения)
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 8 (26) 2015
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.4
Содержание
43
СПЕЦПРОЕКТ
От школьной
библиотеки –
к информационно
библиотечному
центру
Е.В. Сиркиз
Преобразование школьной
библиотеки в
информационно
библиотечный центр –
запрос современного
общества и образования 43
Н.В. Кузнецова
От школьной библиотеки к
информационно
библиотечному центру:
внедряем ФГОС основного
общего образования 49
Н.Ф. Илларионова
Школьная библиотека –
учебноинформационный
центр: теория и практика 61
ПАРТНЕРСТВО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
67
День ЧТЕНИЯ –
круглый год
Опыт реализации
просветительского
проекта
в Нижегородской
государственной
областной детской
библиотеке
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «УралПресс» – 25184
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 25.07.15 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
3
Стр.5
актуальные документы
В августовском номере мы уже традиционно рассказываем о
международном аспекте в деятельности школьных библиотек. Се−
годня предлагаем перевод важнейшего документа ИФЛА – Руко−
водящие принципы для школьных библиотек ИФЛА.
На протяжении последних двух лет Секция школьных библиотек
ИФЛА работала над пересмотром Руководства для школьных биб−
лиотек ИФЛА / ÞÍÅÑÊÎ, принятого в 2002 ã.
Особенностью данного Руководства стало то, что разработчики
решили запросить примеры передовых практик со всего мира и
добавить их к каждой главе. Примеры передового опыта станут
важным добавочным элементом Руководства и обеспечат призна−
ние в сфере развития библиотек по всему миру.
Можно также выделить следующие особенности:
Добавлены понятия информационной культуры, культуры обучения.
Относительно роли школьной библиотеки в школе усовершен−
ствованы формулировки о руководящей роли школьных библио−
текарей.
Сделан акцент на раздел, касающийся этических основ.
Четко обозначена позиция, что библиотека – это центр чтения и
изучения. Библиотека действует ДЛЯ ВСЕХ.
Продвижение грамотности и чтения дополняется различными ис−
пользуемыми терминами – «внеклассное чтение», «свободное
чтение» (Великобритания), «чтение для удовольствия» (США),
«свободный выбор чтения в классе и для себя».
Сформулирован новый раздел для информационной грамотности
(квалификации) владения навыками – добавлено понятие MIL
(медиа− и информационная грамотность).
В раздел о повышении квалификации добавлены «персональные
сети обучения».
Отдельная глава полностью посвятщена научно обоснованной
практике (не продвижению и маркетингу как таковому, а роли
оценки и научно обоснованной практики в продвижении, марке−
тинге и пропаганде).
4
Стр.6