ПОДПИСКА ПОДПИСКА ПОДПИСКА
№ 3
2015
Выходит ежемесячно. Подписка - с любого месяца, в любом почтовом отделении!
Индекс по каталогу
Агентства «Роспечать»
25184
Индекс по каталогу
«УралПресс»
25184
Электронная версия журнала
Стр.1
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
Дорогие друзья!
Это наш первый весенний номер! С весной вас! С теплым весенним солнцем!
Набирает обороты наш всероссийский конкурс «100 идей для школьной библио
теки». Положение и методические подсказки вы можете найти на нашем сайте и в блоге
журнала.
Вопрос «где найти идеи?», заданный в первом номере, очень интересует и редацию тоже.
И мы стараемся найти для вас чтото новое, но не только полезное, но и красивое.
Вот недавно встретился на просторах Сети такой проект: «Цветы и книги».
Идея простая, легкая, весенняя!
Но самое главное, что первоначально это не библиотечный проект, а проект лю
бителей цветов и своего сада, придуманный его создателями специально к Году литературы!
Его реализует сообщество «Зеленый Фонарь. Внутренний дворик / сад» –
https://www.facebook.com/greenfonar.
Как пишут сами организаторы, «суть проекта проста: мы хотим объединить цве
ты, цитаты и стихотворные строки о цветах в единое, органичное целое. Напом
нить людям, живущим в городе, о живых произведениях, созданных для нас при
родой, и о лучших шедеврах мировой литературы…»
Они придумали очень красивый «подсолнечный блокнот» и ручку с корпусом из бу
маги, который рассылают по почте тем, кто хочет принять участие в проекте.
И в ответ просят прислать:
«фотографии “цветочных цитат”, написанных от руки в этом блокноте,
и подборку не менее чем из десяти “цветочных цитат”, стихов, пословиц или погово
рок о цветах в электронном виде…»
«Так вместе мы соберем красивый цветочный цитатник. Собранные цитаты и стихо
творные строки будут использованы для создания особых “цветочнолитературных плака
тов” и “цветочнолитературных листовок”».
Уже сейчас вы можете посмотреть работы участников. Фотографии рукотворных ра
бот организаторы размещают в блоге проекта «Зеленый Фонарь», а также на странице про
екта в Фейсбук – https://www.facebook.com/greenfonar
Вот ТАКАЯ идея!
В следующем СПЕЦИАЛЬНОМ номере журнала читайте подготовленный
для вас по заказу редакции словарьсправочник «Поощряем чтение –
формируем информационную грамотность. 100 форм работы по продвижению
чтения и не только».
3
2015
Стр.2
3
КОНКУРС
СПЕЦПРОЕКТ
Девочки,
такие девочки
2015
4
Е.О. Галицких
Читательский семинар
«Как подружиться
с журналом?»…
Андре Моруа
Библиотека.
Извлечения…. 8
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КОМПАС.
ТОЧКА НА КАРТЕ.
ТУЛА
28
М.А. Бондаренко
«Плоды хорошего воспитания».
О женском образовании в
России 31
Е.О. Галицких
Художественные образы
девочек в современной
детской литературе 49
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 3 (21) 2015
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
9
О.А Корнеева
Построение школьного
библиотечного
пространства в городе,
или Интеллекткарта
для продвижения
тульских школьных
библиотек 10
Н.В. Кузнецова
Школьная библиотека в
современном школьном
пространстве 16
О.Б. Котова
Создание комфортной
развивающей среды
школьной библиотеки 22
Л.В. Шмакова
Библиотека – это место
встречи и совместных
дел, или Помогая
учиться жить 25
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.3
Содержание
54
ЖИВАЯ
БИБЛИОТЕКА
Межрегиональный сетевой
проект «Книжный шкаф
поколения next», или Круги
по воде от брошенного
камня
От редакции 54
О межрегиональном
сетевом конкурсе
электронных
читательских дневников
«Книжный шкаф
поколения next» 56
Е.Г. Смутнева
Удачный старт 57
Е.С. Квашнина
Зачем объединяться
педагогам и
библиотекарям? 60
ITШКОЛА
СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Тема: Организация
библиотечных
событий
63
Е. Ястребцева
Eventменеджмент в
современной
библиотеке школы 64
В. Короповская.
Создание учащимися
виртуальных
экскурсий по
культурным и
историческим местам,
как интересное
библиотечное
событие 69
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «УралПресс» – 25184
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 28.02.15 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
3
Стр.4
Читательский
семинар
«Как подружиться
с журналом?»
Елена Олеговна Галицких,
д−р пед. наук, профессор,
зав. кафедрой русской и
зарубежной литературы Вятского
государственного гуманитарного
университета
Когда я думаю о всех тех книгах, кото
рые мне осталось прочесть, я считаю себя
счастливым.
Жюль Ренар
Совсем недавно мы с удивле−
нием узнали, что, оказывается,
в некоторых регионах прохо−
дят семинары для библиотека−
рей, посвященные нашему
журналу «Школьная библиоте−
ка: сегодня и завтра».
С этим опытом мы хотим поз−
накомить сегодня наших чита−
телей.
Предлагаемая автором техно−
логия подходит для работы с
библиотекарями, педагогами,
родителями, учащимися.
Каждая группа может выбрать
свой журнал – профессио−
нальный или научно−популяр−
ный, женский, для подростков,
детей или связанный с хобби и
увлечениями!
4
Чтение журнала «Школь
ная библиотека: сегодня и завт
ра» можно организовать с биб
лиотекарями как «образователь
ную встречу», потому что
каждый журнал ищет дружбы со
своими читателями. Мы будем
размышлять на читательском
семинаре о чтении как творче
стве и искать ответы на вопро
сы, которые журнал будет нам
задавать. При этом задача семи
нара – не только пробуждать
интерес к чтению журнала, но и
входить в процесс чтения как
эстетическое удовольствие и
творческое взаимодействие.
Мы накопили интересный
опыт организации читательских семинаров в школах, библиотеках,
на родительских собраниях. Сегодня в центре внимания будет чи
тательский семинар библиотекарей, которые будут читать журнал
«Школьная библиотека: сегодня и завтра». Каждый новый семинар
расширяет опыт чтения, обогащает приемами организации чита
тельской деятельности и опытом «дружбы» с журналом или книгой.
Семинар начинается с «вызова» читательского интереса. За
думывались ли вы над вопросом, что значит быть читателем жур
нала? Вся аудитория библиотекарей (25 человек) собирается вок
Стр.5
руг Круглых столов в пять рабочих групп по
пять человек.
Работа проходит по кругу в течение пяти
минут: начинается она синхронно, когда каж
дый начинает выстраивать свое определение на
листе бумаги, через минуту все передают одно
временно свои листочки соседу справа, новые
авторы читают написанное и развивают задан
ную тему, дополняют определение своими мыс
лями и снова передают листы соседям справа. В
результате каждый лист с записями проходит
круг и возвращается к первому автору, в группе
зачитываются все определения и одно озвучива
ется для всей аудитории. Каждая группа стремит
ся достичь полноты понимания путем дополне
ния, уточнения, углубления понятия при сохра
нении главного признака или ведущей идеи.
Приведем примеры созданных опре
делений:
● «Читатель – это человек, который умеет
самостоятельно выбрать журнал, осмыслить
свой выбор и его содержание, интегрировать
новое знание в свой опыт жизни и сохранить
понимание в своем тексте – отзыве, конспекте,
тезисах, интерпретации, воспоминаниях о
прочитанном».
● «Читатель – это личность, умеющая ор
ганизовать чтение как встречу с автором, путем
анализа постичь его замысел, открыть форму в
единстве с содержанием».
● «Читатель – это тот, кто не может
представить свою жизнь без чтения газет, жур
налов, художественных произведений, в чьем
доме есть своя библиотека, а читательский
дневник ведется в течение всей жизни».
● «Читатель – это Ученик, который умеет
читать “не так как пономарь, а с чувством, с тол
ком, с расстановкой”, который не только читает,
но и размышляет о прочитанном, стремится его
критически осмыслить, записать и запомнить».
● «Читатель – это талант, которому дос
тупно чтение как труд и творчество, потому что
режиссер К. Кесьлевский говорил, что у него
нет таланта писать, зато есть большой талант
читать. Этот талант каждый в себе может вос
питать, важно читать хорошие книги. С точки
зрения А. Блока, “интеллигентному человеку
достаточно библиотеки в 100 книг, но… эти 100
книг нужно отбирать всю жизнь”».
Все слушают разнообразие определений,
для одних важен результат чтения, расширение
кругозора (количество прочитанных книг и
журналов), для других – процесс осмысления
прочитанного (двухчастный дневник, разметка
текста, выделение опорных слов, составление
интеллекткарт), а для третьих – момент пере
живания, эстетического удовольствия, эмоцио
нального заражения.
Предлагаем каждому Круглому столу напи
сать общий синквейн к слову «читатель», подоб
рав синоним, который будет являться точкой в
общем тексте, или даймонд: читатель – писатель,
зафиксировав связь между этими двумя словами.
Варианты необходимо соотнести с содержанием
созданного определения: библиофил, труженик,
творец, талант, художник, открыватель, писатель.
Читатель,
Творческий, внимательный,
Перечитывает, собирает, анализирует,
Критически осмысливает прочитанное,
Библиофил.
Читатель,
современный, знающий,
выбирает, оценивает, критикует,
встречается на страницах книг с автором
творит, отражает, вопрошает
талантливый, ищущий
Писатель
5
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР «КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С ЖУРНАЛОМ?»
Стр.6
ITШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
курсии можно подобрать в Интернете,
сделать на основе собственной фотогра
фии, создать коллаж из объектов экскур
сии. Для размещения такой фотографии в
сервисе регистрация необходима, и это
может сделать руководитель проекта, а
затем открыть доступ для редактирова
ния и размещения меток с информацией.
Группе школьников, работающих над
экскурсией, достаточно дать ссылку на
исходную работу. После окончания рабо
ты над виртуальной выставкой необходи
мо доступ по редактированию закрыть.
Рис. 3. Виртуальная экскурсия в сервисе
Thinglink
Очень интересная получится экскурсия, если
в нее будут включены рассказы очевидцев, запи
санные школьниками, снятое видео.
Уже известный по публикациям в журнале
сервис Thinglink (http://thinglink.com) также можно
использовать для создания виртуальной экскурсии.
Из представленных здесь – это наиболее простой
сервис, который позволяет создавать интерактив
ный плакатэкскурсию за счет размещенных меток
на заранее подготовленном коллаже или фотогра
фии (плане, карте и т.п.). Сами метки – это точки с
раскрывающейся информацией об объекте. В каж
дую метку можно поместить текст, а также один из
мультимедийных объектов: видео, аудио, фото или
гиперссылку на интернетстраницу (пример экс
курсии «Архитектура СанктПетербурга XVIII века»
– https://www.thinglink.com/scene/
593852749771177985). Над такой виртуальной экс
курсией можно работать коллективно, причем ре
гистрация в сервисе для этого не требуется, что
очень удобно при работе с детьми. Исходное изоб
ражение для создания будущей виртуальной экс
Экскурсия (îò ëàò. excursio – ïðî−
гулка, поездка) – коллективное
или индивидуальное посещение
музея, достопримечательного
места, выставки, предприятия и
т.п.; поездка, прогулка с образо−
вательной, научной, спортивной
или увеселительной целью.
Достопримечательность – ìåñòî,
вещь или объект, заслуживающие
особого внимания, знаменитые
72
Публикация материалов
Важным этапом работы над вирту
альной экскурсией является публикация
материалов. Ведь это возможность пока
зать работу детей, получить отклики и
оценки от людей, которые просмотрят работу. Как
правило, в любом сервисе есть возможность полу
чить гиперссылку на созданную виртуальную экс
курсию, которую можно разместить на сайте обра
зовательного учреждения, поделиться ею в соци
альных сетях, разослать по электронной почте.
Еще лучше, если есть место, где можно разместить
и просмотреть саму работу в плеере. Это можно
сделать, например, на сайте образовательной орга
низации, получив htmlкод работы.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Короповская В.П. Thinglink. [Электронный ресурс]
// GoogleDocs. – Режим доступа:
http://goo.gl/L2KtDA
Орешко М. Сервис Mapwing – для создания интер
активных изображений (виртуальная экскурсия).
– Режим доступа: http://goo.gl/XwJ6CW
Пулина С. Meograf – сервис для создания мульти
медийных презентаций, рассказов. – Режим досту
па: http://goo.gl/qnEyFk
Будь в êóðñå: Словарь IT−Школы
или замечательные чем−либо,
например являющиеся историчес−
ким наследием, художественной
ценностью.
Виртуальный музей (âåáñàéò−ìóçåé) –
тип веб−сайта, оптимизированный
для экспозиции музейных мате−
риалов. Представленные материа−
лы могут быть из самых разных
областей: от предметов искусства
и исторических артефактов до
виртуальных коллекций и фа−
мильных реликвий.
Виртуальный тур – способ ðåàëèñ−
тичного отображения трехмерного
многоэлементного пространства
на экране. Элементами виртуаль−
ного тура, как правило, являются
сферические панорамы, соеди−
ненные между собой интерактив−
ными ссылками−переходами
(хотспотами).
Стр.73
100
ПОЛОЖЕНИЕ
ИДЕЙ
Общие положения
Организатором конкурса «100 идей для школьной библиотеки» (далее Конкурса) выступает журнал
«Школьная библиотека: сегодня и завтра» при участии общественности и заинтересованных организаций.
<…>
Результатом конкурса станет банк эффективных и доступных методов, методик и форм работы, сос−
тавленный на основе совокупного опыта библиотекарей, которые позволят библиотекарю общеобразователь−
ного учреждения превратить библиотеку в центр чтения школы, сформировать навыки информационной
грамотности учащихся, развить познавательную деятельность учащихся.
Организация смотра-конкурса
<…>
На конкурс представляются творческие работы, включающие от 1 до 10 «идей», основанных на лич−
ном практическом опыте (или планируемые к внедрению), которые легко применимы и повышают эффек−
тивность работы школьных библиотек.
Под «идеей» понимается краткое описание интересных форм, методов работы, направленных на по−
вышение эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря по приобщению к чтению,
развитию навыков работы с информацией, а также на инновационное развитие школьной библиотеки.
«Идея» включает главную мысль, общие принципы и краткое описание опыта (См. Приложение).
Каждая «èäåÿ» должна быть описана не более чем в 300 слов.
К каждой «идее» может быть приложено до трех иллюстраций (фотографий).
Заявки на участие и конкурсные работы принимаются до 15 сентября 2015 года.
26 октября 2015 года будут подведены итоги конкурса.
Все участники конкурса получат электронный диплом участника.
Отчет по итогам конкурса, «банк идей» и список победителей будут публиковаться на сетевых ресур−
сах журнала (блог, сайт), а также на страницах журнала.
Планируется создание методических рекомендаций по внедрению наиболее интересных форм и ме−
тодов работы.
Награждение победителей производится после официального оглашения итогов конкурса.
Авторы работ предоставляют Оргкомитету право на общественное использование работ.
Материалы, представленные на конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
<…>
Порядок участия
Для участия в конкурсе необходимо разработать и описать свои идеи по предложенной схеме (см. ни−
æå), заполнить анкету участника и прислать по электронному адресу konkurs100idey@mail.ru
ВСЕМ УСПЕХОВ! Мы ждем ваши работы!
P.S. Почему именно 300 слов? – спросят потенциальные участники. Умение формулировать, четко
В оформлении обложки использованы
материалы со страницы проекта в Фейсбук –
https://www.facebook.com/greenfonar
выражать свои мысли, презентовать себя и свой опыт ярко, динамично – вот те качества, которые сегодня
необходимы каждому профессионалу. Недаром такой формат, как «печа−куча», 10 слайдов за 2 минуты
приобретает все большую популярность в рамках профессиональных мероприятий.
Полный текст положения читайте на сайте журнала в разделе Анонсы – http://www.bibliomir.com/ и в
блоге http://bibliomir7.blogspot.ru/.
о Всероссийском конкурсе работников библиотек
общеобразовательных организаций
«100 ИДЕЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
(извлечения)
ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКИ
Стр.74