Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИскуССтвознание:
теория, история, практика
Научно-практический журнал
№ 2 (03)
Сентябрь 2012
Челябинск
2012
ИскуССтвознание:
теория, история, практика
№ 2 (03)
Сентябрь 2012
Научно-практический журнал. <...> И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного
института искусств им. <...> Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. <...> Ответственный редактор – Н.В. Кузнецова
Редакторы английского текста – А.В. Гудкова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. <...> Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и
музыкально-педагогическом образовании Московского педагогического государственного университета (Федеративная республика Германия, г. Ганновер). <...> М.Н. Вахтина
К вопросу о претворении мемориальных традиций в «Элегическом
трио № 2» ор. <...> Под искусством принято понимать образное осмысление действительности, его основой является художественный образ, имеющий несколько смысловых уровней. <...> Между тем следует констатировать,
что в процессе философского осмысления
действительности (философствовании) может доминировать как образное мышление,
так и научное рассуждение. <...> 9
Искусствознание: теория, история, практика
Подчеркивая значение метафоры для
процесса познания, Х. <...> Мыслитель избирает метафоричную
манеру философствования, потому что она
наиболее точно отражает черты его мировоззрения <...>
Искусствознание_теория,_история,_практика_№2_2012_(1).pdf
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Н.Г. Дядык
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИСКУССТВА И НАУКИ В ФИЛОСОФИИ.
АФОРИСТИЧНОСТЬ СТИЛЕЙ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Ф. НИЦШЕ
И.М. ХАЙДЕГГЕРА...............................................................................................................................................8
Д.Б. Дядык
СУГГЕСТИВНЫЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА...........................................15
М.Ю. Бакшеева
ИЗУЧЕНИЕ МОНТАЖА В ИСКУССТВЕ................................................................................................21
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
З.М. Денисова
РЕКВИЕМ «СТИКС» Г.А. КАНЧЕЛИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ.......................................................................................................................26
А.Ф. Мухамадеева
ПРИТЧА В СТАРИННОМ СТИЛЕ: О МУЗЫКЕ А. ШНИТКЕ К ФИЛЬМУ Э. КЛИМОВА
«ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА»......................................................................................................31
М.Н. Вахтина
К ВОПРОСУ О ПРЕТВОРЕНИИ МЕМОРИАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В «ЭЛЕГИЧЕСКОМ
ТРИО № 2» ОР. 9 С.В. РАХМАНИНОВА И ТРИО ОР. 67 Д.Д. ШОСТАКОВИЧА.................34
С.М. Будкеев
АРХИТЕКТОНИКА РЕГИСТРОВ ФРАНЦУЗСКОГО ОРГАНА...............................................37
Ш.С. Турганбаева
ОТРАЖЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ ИСКОННОЙ РЕЛИГИИ ЖИТЕЛЕЙ
ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ..................................................44
Л.И. Нехвядович
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ПЕЙЗАЖНОЙ
ЖИВОПИСИ АЛТАЯ.............................................................................................................................................47
М.А. Харитонова
ТВОРЧЕСТВО ДЖАЧИНТО ОККЬОНЕРО: ОТ АНТИУТОПИИ
ДО АБСТРАКЦИИ..............................................................................................................................................53
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
В.Л. Бабюк
В.Н. ЧАЧАВА: О СУЩНОСТИ РУССКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ
МАСТЕРСТВЕ.............................................................................................................62
4
Стр.4
Содержание
Р.Т. Хусаинов
К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОНАТЫ IN A ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА......................................................................................................................................66
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.Б. Дядык, С. Г. Саратцева
ИЗУЧЕНИЕ ТРОПОВ КАК ЧАСТНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ОБУЧЕНИИ НАВЫКУ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА....................................................................76
И.Е. Логинов
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ..................80
А.А. Терентьев
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ................................................................................................................................................83
Н.Ю. Кучер
К ВОПРОСУ О КОММУНИКАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................................................................85
М.А. Максимова
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.............................................................................................................................89
Н.В. Степанова
ФЕНОМЕН СЛУХА КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЯ........................................................................................................93
В.С. Павлова
ИНТОНАЦИОННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ ДШИ.........................................................96
Д.В. Чиркина
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СТИЛЕВОГО СЛУХА
У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ..........................................................................100
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
О.В. Конфедерат
ДИСТАНЦИИ ЭКРАННОГО ОБРАЗА..................................................................................................104
О.А. Жукова
ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА......................................................................................................................108
Квятковский Г.Ю.
КОНЦЕПТ «СМЕРТЬ РОК-КУЛЬТУРЫ» В ДЕЙСТВИИ...........................................................112
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
N.G. Dyadyk
THE CORRELATION OF ART AND SCIENCE IN PHILOSOPHY. APHORISTIC STYLES OF
PHILOSOPHIZING BY F. NIETZSHE AND M. HEIDEGGER.............................................................8
D.B. Dyadyk
THE SUGGESTIVE PROPERTIES OF AN ART IMAGE........................................................................15
M.Yu. Baksheeva
STUDY OF THE MONTAGE IN ART...........................................................................................................21
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY ANDART
Z.M. Denisova
THE REQUIEM «STIX» BY G.A. KANCHELI IN THE CONTEXT OF THE INTERTEXTUAL
THEORY................................................................................................................................................................26
A.F. Mukhamadeeva
A PARABLE IN ANCIENT STYLE: MUSIC BY A. SHNITTKE ON THE FILM BY E. KLIMOV
«THE ADVENTURES OF A DENTIST»........................................................................................................31
M.N. Vahtina
IMPLEMENTATION OF THE MEMORIAL TRADITIONS IN “ELEGIAC TRIO №2” OP. 9
BY S.V. RACHMANINOV AND TRIO OP.67 BY D.D. SHOSTAKOVICH.....................................34
S.M. Budkeyev
THEORGAN STOP ARCHITECTONICS OF FRENCH ORGAN.....................................................37
Sh.S. Turganbaeva
THE COLOUR REFLECTION OF PRIMORDIAL RELIGION OF NOMADIC INHABITANTS
OF THE EURASIAN STEPPES IN THE MODERN ART.......................................................................44
L.I. Nehvyadovich
TRADITIONS OF THE RUSSIAN REALISTIC SCHOOL IN THE ALTAI LANDSCAPE
PAINTINGS.......................................................................................................................................................47
M.А. Kharitonova
ART OF GIACINTO OCCHIONERO: FROM ANTIUTOPIA TO ABSTRACTION...................53
SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS
V.L. Babyuk
CHACHAVA V.N.: THE ESSENCE OF RUSSIAN PERFORMING SCHOOL AND
ACCOMPANIMENT SKILL...............................................................................................................................62
6
Стр.6
Содержание
R.T. Husainov
INTERPRETATION OF PAUL HINDERMITH’S SONATA “IN A” FOR PIANOFORTE.......66
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
D.B. Dyadyk, S.G. Sartseva
STUDYING TROPES AS A TASK FOR TRAINING OF ART TEXT INTERPRETATION
SKILL........................................................................................................................................................................76
I.E. Loginov
THE AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN ON THE BASE OF
ART-TECHNOLOGIES......................................................................................................................................80
A.A. Terentjev
ETHNO-CULTURAL GAMES AS A MEAN OF TOLERANT TRAINING AMONG ELEMENTARY
SCHOOL PUPILS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION...............................83
N.Yu. Kucher
COMMUNICATION AT MUSICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES......................................85
A. Maksimova
THE PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL WORK WITH MUSICALLY-GIFTED
CHILDREN..........................................................................................................................................................89
N.V. Stepanova
THE MUSICAL EAR PHENOMENON AS A BASIC COMPONENT OF THE PERFORMER’S
SKILLS..................................................................................................................................................................93
V.S. Pavlova
INTONATIONAL SELF-CONTROL AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF ARTS
SCHOOL PUPILS’ PERFORMING CULTURE.....................................................................................96
D.V. Chirkina
THE BASIC STAGES OF STYLISTIC LISTENING DEVELOPMENT OF ART SCHOOL
STUDENTS................................................................................................................................................100
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
O.V. Konfederat
DISTANCES OF A SCREEN IMAGE............................................................................................................104
O.A. Zhukova
CULTURE-SPACE TRANSFORMATION OF A HISTORIC CITY....................................................108
G.Yu. Kvyatkovskiy
THE CONCEPT “DEATH OF ROCK CULTURE” IN OPERATION..............................................112
7
Стр.7
Искусствознание_теория,_история,_практика_№2_2012_(2).pdf
Гуманитарное знание и история искусства
2. Verharn, E. Selected poems [Text] / E. Verharn. – M.: Rainbow, 2002. – 652 p.
3. Giacinto, Occhionero Nafta & Dafne. Studio D’Arte Contemporanea Pino Casagrande,
dicembre 2009 / [Text] // gennaio 2010. – 2009. – 46 p.
4. Zontag, S. Thesis of beauty [Text] / S. Zontag // Inviolable ration. – 2011. – № 2. – P. 191–199.
Приложения
«Водное безумие ноября», 2010. Реверсная аэрозольная
живопись на плексигласе. 100×90 см – каждая панель.
«Пейзаж в движении», 2004. Реверсная аэрозольная
живопись на плексигласе. 120×100 см
59
Стр.1
Искусствознание: теория, история, практика
«Жаждущим», 2008. Реверсная аэрозольная живопись на плексигласе. 150×200 см
Т. Новиков. «Самолет», 1996. Панно
60
Стр.2
Гуманитарное знание и история искусства
«Флудиум», 2011. Реверсная аэрозольная живопись на полиэтилене. 70×100 см
«Черный лебедь», 2012. Реверсная аэрозольная живопись на плексигласе. 50×70 см
61
Стр.3