Влияние трибологических характеристик пары трения эластомер – опорное основание…
УДК 629.3
Влияние трибологических характеристик пары трения
эластомер – опорное основание на тягово-сцепные
свойства автомобильного колеса
© А.А. Купреянов
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья содержит данные из литературных источников о зависимости тяговых
свойств автомобильного колеса и ϕ ( S ) -диаграммы, используемой в теории антиблокировочных и противобуксовочных систем, от скорости движения, режима
силового нагружения колеса, скорости изменения этих параметров и от коэффициента трения скольжения в контакте шины с дорогой. <...> Показано, что эти свойства в значительной степени зависят от трибологических характеристик контакта шины с дорогой. <...> Проведены экспериментальные и аналитические исследования трения между резиной протектора шин и различными поверхностями. <...> Автором статьи предложены практические методы решения проблемы увеличения трения и тягово-сцепных свойств шины на асфальтобетонных поверхностях
(сухих, мокрых и загрязненных). <...> Ключевые слова: тепловая нагруженность шины, вязкоупругость, трение эластомера, сцепление шины, антиблокировочная система, противобуксовочная система. <...> Для оценки
тягово-сцепных и тормозных свойств автомобильного колеса и автомобиля в теории автомобиля используется понятие коэффициента
сцепления ϕ′ [1, 2]. <...> При анализе сцепных свойств автомобильного колеса в широком
диапазоне режимов нагружения, разработке антиблокировочных (АБС)
и антипробуксовочных (АПС) систем [3, 4, 5] чаще всего применяют <...> ( S ) -диаграмму изменения коэффициента продольной реакции ϕ от
коэффициента скольжения S. <...> Вид диаграмм для различных поверхностей представлен на
рис. <...> Диаграммы ϕ x ( S x ) для различных поверхностей в тормозном режиме:
1 — сухой асфальт; 2 — мокрый; 3 — лед с неровностями, шина с зацепами;
4 — свежевыпавший снег, грязь; 5 — гладкий лед, гладкая резина
Коэффициент продольной реакции <...>