Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» (1927 )
в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов
и Михаила Бахтина . <...> «Формы жизни» — поступок, портрет и жест —
в теоретических размышлениях ученых ГАХН . <...> От «установления художественной терминологии» к новой науке об искусстве в ГАХН на материале дискуссий
о материале и фактуре . <...> Статус научного знания в ГАХН : к вопросу о синтезе
в искусствознании 1920 -х годов . <...> Поздние
портреты Малевича в контексте дискуссии о сборнике ГАХН
«Искусство портрета» . <...> «Эстетические фрагменты» Шпета и литературная теория Сартра — опыт «диалектической интерпретации» . <...> Чубаров (Москва, Бохум)
Редакционная коллегия: Виталий Куренной (научный редактор),
Петр Куслий (ответственный секретарь), Александр Бикбов, Михаил Маяцкий,
Александр Павлов, Николай Плотников, Артем Смирнов, Руслан Хестанов, Игорь Чубаров
Научный совет: А. Л. Погорельский (Москва), председатель <...> История Государственной Академии художественных наук (ГАХН ) — ключ к ее пониманию. <...> Основанная в году при непосредственном участии В. В. Кандинского, ГАХН (сначала РАХН ) за неполное десятилетие своего существования (Академия была разгромлена в – годах) превратилась
в середине -х под научным руководством Г. Г. Шпета в центральный
в России форум дискуссии ученых, философов и художников, объединенных общим замыслом создать «новую науку об искусстве». <...> Это основное направление исследований ГАХН не ограничивалось лишь программными заявлениями его членов, но и конкретно
воплощалось в работе над сразу несколькими Словарями художественных наук. <...> Философская тема в истории ГАХН также становится предметом анализа². <...> Авторы номера, хотя и представляют разные
гуманитарные дисциплины — философию и историю, литературоведение и искусствознание, но с разных сторон подходят к центральному узлу вопросов — каковы были формы диалога ученых ГАХН ; как они,
занимаясь разработкой нового <...>
Логос._Литературно-философский_журнал_№2_2010.pdf
Содержание
От редакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Основные понятия теории искусства: Форма — материал — структура
Райнер Грюбель. «Красноречивей слов иных / Немые разговоры».
Понятие формы в сборнике ГАХН «Художественная форма» (1927)
в контексте концепций Густава Шпета, русских формалистов
и Михаила Бахтина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Николай Плотников. «Структура» как ключевое понятие герменевтического
искусствознания. К истории немецко-русских идейных
связей 1920-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Мария Кандида Гидини. «Формы жизни» — поступок, портрет и жест —
в теоретических размышлениях ученых ГАХН . . . . . . . . . 52
Надежда Подземская. От «установления художественной терминологии»
к новой науке об искусстве в ГАХН на материале дискуссий
о материале и фактуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Концепции наук об искусстве в дискуссиях 1920-х гг.
Игорь Чубаров. Статус научного знания в ГАХН: к вопросу о синтезе
в искусствознании 1920-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Александр Дмитриев. Литературоведение в ГАХН между философией,
поэтикой и социологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Формы теоретической рефлексии в эстетических исследованиях
Александр Доброхотов. А. Г. Габричевский о поэтике Гете . . . . . . . 122
Бригиттe Обермайр. Портрет безóбразного времени. Поздние
портреты Малевича в контексте дискуссии о сборнике ГАХН
«Искусство портрета»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Микела Вендитти. Исследование М. Кенигсберга о внутренней
форме слова у А. Марти (1924) . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Анке Хенниг. Предмет (исследования) и форма литературы
. . . . . 162
Сергей Гиндин. Теория и эксперимент в работах Н. И. Жинкина
о киноискусстве (1927 – 1930) . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Плюрализм философских описаний искусства
Виталий Махлин. Между мессианством и институцией:
М. И. Каган в ГАХН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Александр Хаардт. «Эстетические фрагменты» Шпета и литературная
теория Сартра — опыт «диалектической интерпретации» . . 203
Авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
2010-2_Logos indb 1
2010-2_Logos.indb.
04.08.2010 16:02:54
04.08.2010 16:02:54
Стр.1