УДК 629.7.05
Реализация аэродинамического измерителя
углов атаки и скольжения
для беспилотного летательного аппарата <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изложен способ определения углов атаки и скольжения по измерениям
давления набегающего потока на обтекателе летательного аппарата
(ЛА). <...> Приведены результаты поиска приближенных решений для расчетных формул. <...> Описаны конструкция аппаратной реализации измерителя и результаты летных испытаний на экспериментальном ЛА. <...> E-mail: isu1@bmstu.ru
Ключевые слова: БЛА, цифровая обработка сигналов, измерение углов
атаки и скольжения. <...> В настоящее время в России, как и за рубежом, идет динамичное
развитие беспилотных летательных аппаратов (БЛА). <...> При этом разрабатываемые аппараты отличаются областью применения и размерами. <...> Доступная из открытых источников информация о ходе разработок и тенденциях развития позволяет сделать вывод о том, что
наиболее перспективным является создание ударных БЛА сложной
аэродинамической компоновки средней и тяжелой размерностей
(взлетная масса от 50 кг). <...> Под сложной аэродинамической компоновкой понимают различные реализации аэродинамической схемы «летающее крыло» (англ.
blended wing body, BWB): аппараты обладают малой заметностью и
высокой скоростью полета. <...> Примерами таких разработок служат аппараты проекта X-47 (рис. <...> Данная аэродинамическая компоновка отличается отсутствием
килей, что приводит к уменьшению заметности аппарата для радиолокационных средств, и низкой эффективностью рулей направления,
которые выполняют в виде расщепляющихся элевонов или щитков. <...> Эта особенность является и главным недостатком такой компоновки с точки зрения управления полетом аппарата: благодаря килю
самолет «классической» схемы летит с углом скольжения, близким к
нулю, тем самым обеспечивая нормальное (расчетное) обтекание набегающим потоком аэродинамических поверхностей аппарата. <...> При совершении маневров эффективность киля снижается, что компенсируется <...>