В лабораторном практикуме рассматриваются вопросы, связанные
с испытаниями автомобилей в эксплуатационных и лабораторных условиях, приводится описание измерительно-регистрирующей аппаратуры и оборудования для испытаний, а также методики испытаний и
обработки полученных результатов. <...> В лабораторном практикуме в краткой и логичной форме
описаны методики стендовых и дорожных испытаний автомобилей,
оборудование и приборное обеспечение, применяемые при проведении испытаний, методики обработки полученных результатов. <...> К каждой лабораторной работе данного практикума прилагается
протокол испытаний, изданный отдельным пособием. <...> Углы свеса (въезда и съезда) измеряются с помощью большой
линейки и транспортира или же графически, путем построения в
масштабе соответствующей схемы. <...> При определении углов свеса (въезда и съезда) и радиусов проходимости линии необходимо проводить через строго определенные точки. <...> Просветы и углы свеса замеряются при полном весе автомобиля. <...> 6
Углы свеса – это углы между плоскостью опорной поверхности
и плоскостью, касающейся колес и наиболее выступающей точки
автомобиля. <...> Радиусы проходимости определяются по масштабной схеме
рисунка 1.
в
g1
r
RB
RL
h1
g2
L
h2
n
Рисунок 1 – Схема по определению геометрических параметров
проходимости автомобиля: γ1, γ1 – углы свеса;
RL, RB – радиусы проходимости; h1, h2 – дорожные
просветы; L – база автомобиля; n – расстояние
между центром базы и точкой пересечения кривизны
с выступающей частью автомобиля
Радиус продольной проходимости (RL) – радиус условной цилиндрической неровности, через которую автомобиль может проехать не задевая ее наинизшей точкой, расположенной в его средней
части между передними и задними колесами. <...> Чем меньше радиус
продольной проходимости, тем более крутые неровности может автомобиль преодолевать. <...> Радиус поперечной проходимости (Rв) – радиус условной цилиндрической неровности, через которую автомобиль может проехать <...>
АВТОМОБИЛИ._ИСПЫТАНИЯ.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
А. П. Уханов, Д. А. Уханов
АВТОМОБИЛИ.
ИСПЫТАНИЯ
Лабораторный практикум
Пенза 2014
3
Стр.1
УДК 629.113.001.4 (075)
ББК 39.33 (я7)
У 89
Рецензент: доктор техн. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Кухмазов К.З.
Уханов, А. П.
Автомобили. Испытания: лабораторный практикум / А. П. Уханов,
Д. А. Уханов. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 126 с., рис. 29, табл.
8, библ. 20.
В лабораторном практикуме рассматриваются вопросы, связанные
с испытаниями автомобилей в эксплуатационных и лабораторных условиях,
приводится описание измерительно-регистрирующей аппаратуры
и оборудования для испытаний, а также методики испытаний и
обработки полученных результатов.
Лабораторный практикум предназначен для студентов инженерного
факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров
23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и
комплексов».
© ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», 2014
© А. П. Уханов, Д. А. Уханов, 2014
4
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
Лабораторная работа 1. Техническая характеристика
автомобиля …………………………………………..……………….… 4
Лабораторная работа 2. Определение центра масс колесной
машины ………………………………………………………..………... 10
Лабораторная работа 3. Тяговые испытания колесной
машины на тормозном стенде с беговыми барабанами ...................... 17
Лабораторная работа 4. Дорожные испытания автомобиля …. 28
Лабораторная работа 5. Испытания автомобиля на
управляемость …………………………………………..…..….…….... 49
Лабораторная работа 6. Балансировка колес с
пневматическими шинами …………………………….………………... 59
Лабораторная работа 7. Экспериментальное определение
коэффициента сопротивления качению и коэффициента сцепления
колес с грунтом (дорогой) ……………………………………………. 77
Лабораторная работа 8. Поверка продольной устойчивости
колесной машины ………………………..……..……………………… 86
Лабораторная работа 9. Определение экологических
показателей автомобилей …………..………………..…….…………. 92
Лабораторная работа 10. Измерительная аппаратура и
приборное обеспечение, применяемое при дорожных испытаниях
автомобиля ……………………………………………………………... 109
Литература .…………………………………………………….…... 123
125
Стр.125