Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Основы православной этики

0   0
АвторыВолнина Наталья Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц36
ID275424
АннотацияМатериал пособия тесно связан с модулями «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии рассматриваются основные понятия православной этики: душа человека, свобода, совесть. Эти понятия рассмотрены как высшие моральные ценности человечества. Отдельно рассматриваются понятия греха и страсти как причин духовной гибели человека. Пособие в первую очередь предназначено для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «ОПК»), но также может быть использован при преподавании предметов гуманитарного цикла.
Основы православной этики / Н.Н. Волнина .— : [Б.и.], 2013 .— 36 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/275424 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы православной этики Основы православной этики Чита, «Палитра», 2013 УДК 281.93 ББК 86.372 О 75 Печатается по решению редакционного совета Проекта «Азбука православной культуры» Ответственный редактор – Евстафий, архиепископ Читинский и Краснокаменский Члены Редакционного совета: Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор Сергеева В.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО О 75 Основы православной этики: Пособие для учителя / Автор – Волнина Н.Н. <...> Материал пособия тесно связан с модулями «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». <...> В пособии рассматриваются основные понятия православной этики: душа человека, свобода, совесть. <...> Отдельно рассматриваются понятия греха и страсти как причин духовной гибели человека. <...> Пособие в первую очередь предназначено для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «ОПК»), но также может быть использован при преподавании предметов гуманитарного цикла. <...> УДК 281.93 ББК 86.372 © Волнина Н.Н., 2013 © Издательство «Палитра», 2013 О ПРОЕКТЕ «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время направлены на обновление образования не только как процесса обучения, но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира человека, осознания им своего жизненного предназначения. <...> В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. <...> По замыслу авторов, задача проекта – представить справочный материал общедоступного характера по основным темам <...>
Основы_православной_этики.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Основы_православной_этики.pdf
православной этики Основы
Стр.1
Стр.2
православной этики Основы Чита, «Палитра», 2013
Стр.3
УДК 281.93 ББК 86.372 О 75 Печатается по решению редакционного совета Проекта «Азбука православной культуры» Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор Сергеева В.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор архиепископ Читинский и Краснокаменский Члены Редакционного совета: Ответственный редактор – Евстафий, Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО О 75 Основы православной этики: Пособие для учителя / Автор – Волнина Н.Н. – Чита: Палитра, 2013. – 32 с. культуры» и «Основы светской этики» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии рассматриваются основные понятия православной этики: Материал пособия тесно связан с модулями «Основы православной душа человека, свобода, совесть. Эти понятия рассмотрены как высшие моральные ценности человечества. Отдельно рассматриваются понятия греха и страсти как причин духовной гибели человека. Пособие в первую очередь предназначено для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «ОПК»), но также может быть использован при преподавании предметов гуманитарного цикла. УДК 281.93 ББК 86.372 © Волнина Н.Н., 2013 © Издательство «Палитра», 2013
Стр.4
О ПРОЕКТЕ «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время направлены на обновление образования не только как процесса обучения, но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира человека, осознания им своего жизненного предназначения. Этим обусловлен ввод в стандарты средней школы нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Содержание каждого модуля курса направлено на реализацию прав учащихся на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю». По замыслу авторов, задача проекта – представить справочный материал общедоступного характера по основным темам модуля «Основы православной культуры» (по направлениям «Основы православного мировоззрения», «Основы русского домостроительства», «Храмовая архитектура», «Иконопись», «Православная символика» и т.п.). Это позволит учителям курса «ОРКСЭ» значительно сэкономить время на поиск и отбор необходимой информации и обеспечить качественную подготовку педагогов в дальнейшем направлении работы. Автор проекта – О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель – Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ. Проект будет реализован при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Сравнивая возможности, нормы и конкретные проявления жизни современного человека с подобными возможностями, нормами и проявлениями жизни давно прошедших эпох, многие исследователи делают вывод об очевидной нравственной деградации личности и общества. Нравственность заложена в душе человека, и нарушать ее безнаказанно нельзя. Замена религии философией, а последней – наукой, привела мир к нравственному падению, страданию и торжеству зла. Нравственность в человеке – это закон Божий, а совесть – голос Божий, предостерегающий, охраняющий душу от падения, разложения, смерти. Если религия отвечает на вопрос, в кого и как веровать, то нравственность отвечает на вопрос, как жить. И когда нарушается чистота исповедания и происходит отпадение от полноты истины, нарушается и нравственность людей, не оказавшихся верными Богу. Современная культура пронизана скепсисом, разочарованием в человеке и его идеалах, поражена неверием и пренебрежением к святости жизни. Мы живем в эпоху «после всего»: после индустриализации, после христианства, после искусства, после литературы, после нравственности. Новую цивилизацию назвали «постмодернизм», что означает вхождение истории в пространство, возникшее «после всех перемен», в связи с чем происходит изменение не только уклада жизни человека, но и его ценностных установок и нравственных ориентиров. Сегодня появляется все больше и больше нравственных проблем, кото-рые приобретают уже общепланетарный характер. Если раньше этика занималась проблемами происхождения добра и зла, добродетельной личности, смысла жизни человека и т. п., то в настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы биоэтики, справедливой войны, смертной казни и т. д. Этика, в том числе и религиозная, постепенно начинает носить прикладной характер. В эпоху глобальных перемен этика, превращаясь в большей степени в прикладную науку, выходит на планетарный уровень, рассматривая те проблемы, к которым привела нравственная деградация современного общества: наркомания, алкоголизм, проблема жизни и смерти, связанная с понятиями суицида и эвтаназии, аборта, смертной казни и т. д. – явлений, захлестнувших мир на рубеже веков и тысячелетий. Таким образом, без подлинно нравственного воспитания и «самовоспитания» в духе христианства и его моральных принципов прекратить процесс духовно-нравственной деградации в современном обществе будет практически невозможно. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нравственности, культуры и воспитания. 4
Стр.6
Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу. Нравственное воспитание школьников может быть успешным только тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно относиться к таким высоким качествам, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. В последние десятилетия появилось много проблем в обучении и воспитании. Почему? Как говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Зло исправляется не злом, а добром. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <…> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте – тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели». Преподавая современному школьнику основы нравственности, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, чем увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе – это не только время, когда он получает знания о мире, но и когда открывает для себя подлинные духовнонравственные ценности, которым он может следовать в своей жизни: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. Задача учителя – помочь правильно сформировать их. 5
Стр.7