Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Представлен анализ достоинств и недостатков зависимостей, описывающих изменение горизонтальной деформации опорной поверхности под деформаторами и используемых при оценке опорной проходимости безрельсовых транспортных средств (колесных, гусеничных
и других). <...> Помимо вертикальных деформаций при оценке опорной проходимости транспортных средств (ТС), движущихся по деформируемым опорным поверхностям (ОП), необходимо знать изменения горизонтальных деформаций поверхностей под их движителями,
определяющих тяговые возможности ТС. <...> При одновременном приложении вертикальной Pz и горизонтальных Px , Py сил появляются дополнительная вертикальная Δhг z и
горизонтальная hг x деформации грунта (далее для простоты изложения размер деформатора по оси X принимаем меньшим, чем по
оси Y), которые зависят от отношения нормального давления pz к
г <...> 1, а) происходит снижение несущей способночениях pz /pzHсд
г
сти pzHсд
и появляется возможность возникновения дополнительной
г
вертикальной деформации Δhг z . <...> 1, б) грунт испытывает в основном деформации сжатия, тогда
как сдвиги в его массиве и дополнительная вертикальная деформация
Δhг z ничтожно малы. <...> Горизонтальные силы могут быть ограничены
двумя факторами: потерей несущей способности со сдвигом массы
грунта в сторону действия горизонтальной силы и скольжением деформатора по ОП после преодоления сил сцепления между ними. <...> В
обоих случаях горизонтальная деформация hг x , или сдвиг jx деформатора, различны. <...> Схемы деформаций грунтовой массы ОП при действии вертикальной и горизонтальной нагрузки на деформатор
Рассмотрим вначале случай средних и больших отношег
ний pz /pzHсд
, приводящий часто к потере подвижности движителя и
ТС. <...> При постоянном давлении pz i = const и отсутствии продольной
силы ( Px = 0 , υ x = 0 ) вертикальная деформация ОП определяется
величиной hгz
0
(рис. <...> По
г
дополнительное вертикальное
мере увеличения отношения pz /pzHсд
погружение деформатора <...>