Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Представлен анализ достоинств и недостатков зависимостей,
описывающих изменение вертикальной деформации опорной поверхности под деформаторами и используемых при оценке опорной проходимости безрельсовых транспортных средств (колесных, гусеничных и др.) <...> При оценке опорной проходимости транспортных средств (ТС),
движущихся по деформируемым опорным поверхностям (ОП), необходимо иметь зависимости изменения деформаций (вертикальных и
горизонтальных) ОП под их движителями. <...> а) изменение вертикального перемещения hгz деформатора
(штампа) в грунте от среднего нормального давления p z (или наоборот) при отсутствии горизонтальных нагрузок ( p x = p y = 0 ):
hгz = f (p z ) (рис. <...> б) изменение перемещения hгz от давлений p z , p x , p y (т. е. при
действии нагрузки не перпендикулярно ОП, а под углом) на пределе
несущей способности грунтовой массы: hгz = f (pz , px , p y ) (рис. <...> в) изменение горизонтального перемещения hгx деформатора
при нормальных давлениях, не превосходящих несущей способности грунтовой массы (рис. <...> Схемы нагружения грунтовой массы ОП деформатором
Требования к зависимостям следующие:
– соответствие физическому процессу деформации;
– независимость параметров, характеризующих деформируемость ОП от размеров и формы деформаторов;
– пригодность для оценки деформируемости большинства ОП;
– наличие параметров деформируемых ОП, по которым накоплен
достаточный объем статистических данных;
– относительная простота и возможность практического использования. <...> Экспериментальные кривые вертикальной деформации грунтовой
массы при изменении размеров деформатора и толщины слоя грунта
H г качественно представлены на рис. <...> Изменение вертикальной деформации ОП при различных размерах деформатора и толщины однородного слоя ОП:
а — постоянные размеры деформатора и различная толщина слоя ОП; б — одинаковая толщина слоя ОП и различные размеры деформатора
2
ISSN 2305-5626. <...> 2013
Для расчета параметров <...>