Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 562932)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология"

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология" №4 2015

0   0
Страниц121
ID273348
АннотацияЖурнал рассчитан на психологов и специалистов других смежных областей, освещает актуальные проблемы современной психологии. Со 2-го квартала (с № 2) 2019 г. журнал называется "Психология. Психофизиология"
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология" .— 2015 .— №4 .— 121 с. — URL: https://rucont.ru/efd/273348 (дата обращения: 15.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании.. <...> Временная перспектива и переживание безнадёжности в структуре внутренних форм суицидального поведения .. <...> Клинико-психологические особенности органических расстройств при хроническом алкоголизме .. <...> Особенности структуры социально-психологической зрелости младших школьников .. <...> Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки .. <...> Предпочтение стратегий полового воспитания у молодых взрослых с различным отношением к детской сексуальности и опытом ........................... ПЕТРОЖАК О.Л., СТОВБА И.Р., СТОЛЯРОВА Н.В. <...> Приверженность к физической активности и характеристики самоотношения к здоровью у студентов ЮУрГУ ............................... ЛУГОВЫХ Н.А., МАЛИНИНА Е.В., ПИРОГОВА М.Ю., ЮРКИНА Н.В. <...> Identifying of the Dependence of the Anxiety from the Individual Content of the Value-Need Sphere of Personality at Persons of Young, Middle and Old Age ....................... 5 Psychodiagnostics BEREBIN M.A., MAYOROVA T.A., RYAZANOVA A.Yu. <...> Self-Determination Features of Young People in the Modern Situation (by the Example of Research of the Students Getting Financial and Economic Education) ............... 113 Общая психология, психология личности, история психологии УДК 159.942.5 ББК Ю925.211.2 DOI: 10.14529/psy150401 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНЕСЕННОСТИ ТРЕВОГИ И ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ <...> Рассмотрена и решена задача установления особенностей ценностно-потребностной структуры личности и уровня тревоги, устанавливаемых с учетом взаимного влияния потребностей друг на друга. <...> Излагаются результаты исследования зависимости тревоги от индивидуального содержания ценностно-потребностной сферы личности у лиц юношеского, зрелого и пожилого возраста. <...> Теоретической основой исследования являлись положения теории структурной организации ценностно-потребностной сферы личности В.Г. Морогина. <...> Определены ценностно-потребностные индикаторы, влияющие на увеличение и уменьшение тревоги, величины их вклада и направленности влияния. <...> Ключевые слова: тревога, ценностно-потребностная <...>
Вестник_Южно-Уральского_государственного_университета._Серия_Психология_№4_2015.pdf
Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Журнал является современным научным средством массовой информации в сфере психологической науки, образования и практики, публикующим материалы исследований теоретического и прикладного характера отечественных и зарубежных учёных и специалистов многих отраслей психологии и смежных с ней областей. Журнал представляет собой площадку-форум для своевременного и активного распространения результатов исследований, расширяющих и углубляющих понимание современных проблем психологии, предоставляет возможность их обсуждения. Основной целью журнала является содействие развитию научного потенциала широкого круга учёных и практиков путём активной поддержки исследователей, своевременного предоставления им возможности публикации материалов исследований и их продвижения в профессиональном сообществе. Отдельную задачу журнала составляет информирование российского и зарубежного профессионального сообщества о состоянии и достижениях психологической науки и практики в Южно-Уральском государственном университете и партнёрских вузах, организациях и учреждениях. Редакционная коллегия: Батурин Н.А., д.пс.н., проф. (отв. редактор); Беребин М.А., к.м.н., доцент (отв. секретарь); Грязева-Добшинская В.Г., д.пс.н., проф.; Солдатова Е.Л., д.пс.н., проф. Редакционный совет: Зинченко Ю.П., д.пс.н., проф., акад. РАО (Москва); Малых С.Б., д.пс.н., проф., акад. РАО (Москва); Тхостов А.Ш., д.пс.н., проф. (Москва); Шмелев А.Г., д.пс.н., проф. (Москва); Щелкова О.Ю., д.пс.н., проф. (Санкт-Петербург); Бертрам Д., проф. (Великобритания); Браун A., PhD, проф. (Великобритания); Герчева Г.Т., PhD, д.пс.н., проф. (Болгария); Эйдман Е., PhD (Австралия, Великобритания); Шишков Р.С., MD, PhD, DSc, проф. (Болгария); Маринов П.М., MD, PhD, доц. (Болгария); Иванов К., MD, PhD, доц. (Болгария)
Стр.1
South Ural State University The journal is a modern scientific media that publishes empirical and theoretical contributions in the areas of Psychological science, education and practice. It is open to contributions in Russian and English languages written by scientists and practical psychologists from any country. The journal is a place for timely and active dissemination of research results that broadens and deepens understanding of contemporary problems of Psychology, provides an opportunity to discuss them. The journal aims to promote the development of scientific potential of a wide range of Psychology scientists and practitioners by actively supporting researchers, giving them the opportunity of timely research publication and promoting it in the professional community. Editorial Board: Baturin N.A., Doctor of Science (Psychology), Professor (executive editor), Berebin M.A., MD (executive secretary); Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Doctor of Science (Psychology), Professor; Soldatova E.L., Doctor of Science (Psychology), Professor Editorial Counsil: Zinchenko Yu.P., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician of Russian Academy of Education (Moscow); Malyh S.B., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician of Russian Academy of Education (Moscow); Tkhostov A.Sh., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow); Shmelyov A.G. Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow); Shchelkova O.Yu., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg); Bartram D., Professor (Great Britain); Brawn A., PhD (Great Britain); Gercheva G.T., PhD, Doctor of Science (Psychology), Professor (Bulgaria); Eydman E., PhD (Australia, Great Britain); Shishkov R.S, MD, PhD, ScD, Professor (Bulgaria); Marinov P.M., MD, PhD, Ass. Professor (Bulgaria); Ivanov K., MD, PhD, Ass. Professor (Bulgaria)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Общая психология, психология личности, история психологии ДАВЫДОВ А.С. Возрастные особенности соотнесенности тревоги и характеристик ценностно-потребностной сферы личности ................................................................................... Психодиагностика БЕРЕБИН М.А., МАЙОРОВА Т.А., РЯЗАНОВА А.Ю. Метод наблюдения при выполнении методики «пиктограмма» больными дебютом шизофрении ........................................................ 13 Психология служебной деятельности ВЛАХ Н.И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании.. ..................................................................................................... 24 ГИЗДАТОВА Т.Ю. Возможности организационно-психологического консультирования руководителей ОВД в решении задач регуляции служебного поведения подчиненных .. ........ 31 Медицинская (клиническая) психология ЕРМОЛОВА И.М., ШТРАХОВА А.В. Временная перспектива и переживание безнадёжности в структуре внутренних форм суицидального поведения .. ................................................... 39 ЛАПТЕВА Е.В., ЖИРКОВ А.М. Когнитивные компоненты эмоциональных нарушений у онкогематологических больных .................................................................................................. 52 НОВОХАЦКИ А.В., ДЕНИСЛАМОВ М.М. Клинико-психологические особенности органических расстройств при хроническом алкоголизме .. .................................................................... 61 Социальная психология ГЛАВАТСКИХ М.М. Особенности структуры социально-психологической зрелости младших школьников .. ............................................................................................................................. 70 Педагогическая психология РУСИНА С.А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки .. .............................................................................................................................................. 76 Краткие сообщения БАРКОВА С.М., ВАСИЛЬЕВА Н.Л. Предпочтение стратегий полового воспитания у молодых взрослых с различным отношением к детской сексуальности и опытом ........................... 84 ПЕТРОЖАК О.Л., СТОВБА И.Р., СТОЛЯРОВА Н.В. Приверженность к физической активности и характеристики самоотношения к здоровью у студентов ЮУрГУ ............................... 92 ЛУГОВЫХ Н.А., МАЛИНИНА Е.В., ПИРОГОВА М.Ю., ЮРКИНА Н.В. Особенности когнитивного функционирования детей дошкольного возраста, перенесших реанимацию в неонатальный период .................................................................................................................... 98 БУРИНА Е.А., ГРАНДИЛЕВСКАЯ И.В. Исследование взаимосвязи психологических факторов и употребления алкоголя женщинами детородного возраста ........................................... 108 ГЛУХОВА О.В. Особенности профессионального самоопределения молодежи в современной ситуации (на примере исследования студентов, получающих образование по финансовоэкономическим специальностям) .................................................................................................... 113 5 © Издательский центр ЮУрГУ, 2015
Стр.3
CONTENTS Methodological and Theoretical Issues of Psychology DAVYDOV A.S. Identifying of the Dependence of the Anxiety from the Individual Content of the Value-Need Sphere of Personality at Persons of Young, Middle and Old Age ....................... 5 Psychodiagnostics BEREBIN M.A., MAYOROVA T.A., RYAZANOVA A.Yu. Method for Monitoring the Implementation of the Procedure "Pictogram" by Schizophrenia Debut Patients ......................... 13 Psychology of Official Work VLAKH N.I. Model of Psychological Assistance to Representatives of «Help» Profession in Emotional Burnout ............................................................................................................................... 24 GIZDATOVA T.Yu. The Possibilities of Organizational and Psychological Consultation of the Head of Police in Solving the Problems in Regulation of Organizational Behavior of Subordinates ......................................................................................................................................... 31 Medical (Clinical) Psychology ERMOLOVA I.M., SHTRAKHOVA A.V. Time Perspective and Hopelessness Feeling in the Structure of Internal Forms of Suicidal Behavior. ...................................................................... 39 LAPTEVA E.V., ZHIRKOV A.M. Cognitive Components of Emotional Disorders in Patients with Hematological Malignancies ........................................................................................................... 52 NOVOKHATSKI A.V., DENISLAMOV M.M. Clinical and Psychological Characteristics of Organic Disorders in Chronic Alcoholism ......................................................................................... 61 Social Psychology GLAVATSKIKH M.M. The Socio-Psychological Maturity Structure of Elementary School Students ......................................................................................................................................... 70 Pedagogical Psychology RUSINA S.A. Psychological Well-Being of Students with Different Levels of Role Self-Rating .... 76 Brief Reports BARKOVA S.M., VASILYEVA N.L. Preference for Different Sexual Education Strategies among Young Adults Depending on Their Attitude towards Childhood Sexuality and Their Experience ................................................................................................................................ 84 PETROZHAK O.L., STOVBA I.R., STOLYAROVA N.B. Physical Activity Compliance and Characteristics of Students’ Attitude to Their Health ............................................................................ 92 LUGOVYKH N.A., MALININA Y.V., PIROGOVA M.Y., YURKINA N.V. Cognitive Features Preschool Children after Neonatal Resuscitation . .................................................................................. 98 BURINA E.A., GRANDILEVSKAYA I.V. The Study of Intercorrelation of Psychological Factors and Alcohol Usage by Child-Bearing Age Women ........................................................................ 108 GLUKHOVA O.V. Self-Determination Features of Young People in the Modern Situation (by the Example of Research of the Students Getting Financial and Economic Education) ............... 113
Стр.4
Общая психология, психология личности, история психологии УДК 159.942.5 ББК Ю925.211.2 DOI: 10.14529/psy150401 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНЕСЕННОСТИ ТРЕВОГИ И ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ А.С. Давыдов Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова , г. Абакан Описываются результаты экспериментального исследования выдвинутого Ролло Мэем (Rollo Reece May) теоретического положения о связи переживания тревоги с состоянием индивидуальной системы ценностей и потребностей личности, обусловленной фрустрацией связанных с ценностями жизненно важных для этой личности потребностей. Рассмотрена и решена задача установления особенностей ценностно-потребностной структуры личности и уровня тревоги, устанавливаемых с учетом взаимного влияния потребностей друг на друга. Излагаются результаты исследования зависимости тревоги от индивидуального содержания ценностно-потребностной сферы личности у лиц юношеского, зрелого и пожилого возраста. Теоретической основой исследования являлись положения теории структурной организации ценностно-потребностной сферы личности В.Г. Морогина. Исследование проводилось с использованием проективной методики выявления ценностей и потребностей личности на основе симультанной и сукцессивной тахистоскопической экспозиции субъективно значимых ценностей. Определение характеристик тревоги проводилось с помощью модифицированного опросника «С-тест» В.Л. Леви. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью регрессионного анализа данных. Определены ценностно-потребностные индикаторы, влияющие на увеличение и уменьшение тревоги, величины их вклада и направленности влияния. Полученные данные дают возможность выявлять ценности и потребности, порождающие либо снижающие рост тревоги у лиц молодого, зрелого и пожилого возраста. Для каждой возрастной группы получена специфическая формула, отражающая регрессионную зависимость уровня общей тревоги от тех или иных показателей структуры потребностей, представленной в терминах концепции В.Г. Морогина. Полученные данные могут использоваться при оказании квалифицированной психологической помощи лицам разного возраста с признаками экзистенциальной и конституциональной (родовой) тревоги. Ключевые слова: тревога, ценностно-потребностная сфера личности, тахистоскопическая экспозиция, возрастные особенности тревоги. Введение Проблемы диагностики тревожных состояний в настоящее время приобретают большое значение. Средства массовой информации обрушивают на человека потоки негативной информации, что вызывает у многих людей ощущение незащищенности, постоянной угрозы. Но помимо состояний искусственно спровоцированной тревоги существуют и глубинные неосознанные страхи, которые также мешают индивиду чувствовать себя в безопасности (Давыдов, 2014). Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2015. Т. 8, № 4. С. 5–12 По мнению Ролло Мэя , внутриличностный конфликт и тревога вызываются фрустрацией потребностей, связанных с жизненно важными для существования личности ценностями (Мэй, 2001). Такой вывод основан на мнениях некоторых представителей психоаналитического направления психологии (в частности, К. Хорни, Г.С. Салливана, О.Х. Маурера) о том, что сама по себе фрустрация не может быть причиной конфликта, и скорее требуется определить ответ на вопрос: каким жизненно важным ценностям угрожает фрустрация? 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически