Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Журнал является современным научным средством массовой информации в сфере психологической
науки, образования и практики, публикующим материалы исследований теоретического и прикладного
характера отечественных и зарубежных учёных и специалистов многих отраслей психологии и смежных с
ней областей. Журнал представляет собой площадку-форум для своевременного и активного
распространения результатов исследований, расширяющих и углубляющих понимание современных
проблем психологии, предоставляет возможность их обсуждения.
Основной целью журнала является содействие развитию научного потенциала широкого круга учёных
и практиков путём активной поддержки исследователей, своевременного предоставления им возможности
публикации материалов исследований и их продвижения в профессиональном сообществе. Отдельную
задачу журнала составляет информирование российского и зарубежного профессионального сообщества о
состоянии и достижениях психологической науки и практики в Южно-Уральском государственном
университете и партнёрских вузах, организациях и учреждениях.
Редакционная коллегия:
Батурин Н.А., д.пс.н., проф. (отв. редактор);
Беребин М.А., к.м.н., доцент (отв. секретарь);
Грязева-Добшинская В.Г., д.пс.н., проф.;
Солдатова Е.Л., д.пс.н., проф.
Редакционный совет:
Зинченко Ю.П., д.пс.н., проф., акад. РАО (Москва);
Малых С.Б., д.пс.н., проф., акад. РАО (Москва);
Тхостов А.Ш., д.пс.н., проф. (Москва);
Шмелев А.Г., д.пс.н., проф. (Москва);
Щелкова О.Ю., д.пс.н.,
проф. (Санкт-Петербург);
Бертрам Д., проф. (Великобритания);
Браун A., PhD, проф. (Великобритания);
Герчева Г.Т., PhD, д.пс.н., проф. (Болгария);
Эйдман Е., PhD (Австралия, Великобритания);
Шишков Р.С., MD, PhD, DSc, проф.
(Болгария);
Маринов П.М., MD, PhD, доц. (Болгария);
Иванов К., MD, PhD, доц. (Болгария)
Стр.1
South Ural State University
The journal is a modern scientific media that publishes empirical and theoretical contributions in the areas of
Psychological science, education and practice. It is open to contributions in Russian and English languages written
by scientists and practical psychologists from any country. The journal is a place for timely and active
dissemination of research results
that broadens and deepens understanding of contemporary problems of
Psychology, provides an opportunity to discuss them.
The journal aims to promote the development of scientific potential of a wide range of Psychology scientists
and practitioners by actively supporting researchers, giving them the opportunity of timely research publication
and promoting it in the professional community.
Editorial Board:
Baturin N.A., Doctor of Science (Psychology), Professor (executive editor),
Berebin M.A., MD (executive secretary);
Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Doctor of Science (Psychology), Professor;
Soldatova E.L., Doctor of Science (Psychology), Professor
Editorial Counsil:
Zinchenko Yu.P., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician
of Russian Academy of Education (Moscow);
Malyh S.B., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician
of Russian Academy of Education (Moscow);
Tkhostov A.Sh., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shmelyov A.G. Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shchelkova O.Yu., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg);
Bartram D., Professor (Great Britain);
Brawn A., PhD (Great Britain);
Gercheva G.T., PhD, Doctor of Science (Psychology), Professor (Bulgaria);
Eydman E., PhD (Australia, Great Britain);
Shishkov R.S, MD, PhD, ScD, Professor (Bulgaria);
Marinov P.M., MD, PhD, Ass. Professor (Bulgaria);
Ivanov K., MD, PhD, Ass. Professor (Bulgaria)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Общая психология, психология личности, история психологии
РАССКАЗОВА Е.И., ТХОСТОВ А.Ш., ЕМЕЛИН В.А. Идентичность как самотождественность:
индивидуальные вариации ценности завершенности, развития и социального признания
идентичности. Сообщение 2................................................................................................
5
ДОРФМАН Л.Я., ЛЯДОВ В.Н. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности
(на материале исследования курсантов военного вуза МВД) ........................................................ 17
СОЛДАТОВА Е.Л., ШЛЯПНИКОВА И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости ..... 29
Психодиагностика
КАРПОВА Э.Б., ЦЫМБАЛ А.В. Дискуссионные вопросы психодиагностики экстремальных
и кризисных состояний .............................................................................................................. 34
Социальная психология
ЛЕОНОВА И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «Другого» в конфликте ... 43
АРАКЕЛЯН К.Н., ШАБОЛТАС А.В. Внутрисемейные факторы виктимизации личности ...... 50
Психология развития и педагогическая психология
ВЕЩИКОВА М.И. Восприятие опасности подростками и его связь с личностными чертами
у подростков в норме и при психической патологии ................................................................ 56
Клиническая (медицинская) психология
БАРАНЕЦКАЯ В.Н. Особенности аффективной сферы больных хронической почечной
недостаточностью, перенесших трансплантацию почки .............................................................. 63
ВАССЕРМАН Л.И., ТАБУЛИНА С.Д., ЧУЙКОВА А.В. Стратегии совладающего поведения
у больных височной эпилепсией с депрессивными расстройствами .................................... 71
Судебная психологическая экспертиза
НИКИШКИН Д.В., ГУЛЬДАН В.В., МАКАРОВ Н.Н. Типология общественно-опасного
материнского поведения женщин, больных шизофренией ........................................................... 81
БЕРЕБИН М.А., МЕЩЕРЯКОВА К.В., РЯЗАНОВА А.Ю. Патопсихологическая структура
нарушений критичности у проходящих судебно-психологическую экспертизу подростков
с органическим расстройством личности ........................................................................................ 86
Психология служебной деятельности
ВЛАХ Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий ................. 96
ВСЕМИРНОВА Ю.В. Компетентностный подход к моделированию успешности профессиональной
деятельности персонала ............................................................................................... 104
Экспериментальные исследования в психологии
ЕРЕМИНА Д.А., ШЕЛЕПИН Ю.Е. Динамика психофизиологических показателей зрительного
восприятия больных в процессе реабилитации после коронарного шунтирования
(на примере распознавания фрагментированных изображений) .................................................. 113
Краткие сообщения
КОТЛОВАНОВА О.В., МАЛИНИНА Е.В. Клинико-психологические особенности гимназистов
с высоким уровнем когнитивного функционирования ....................................................... 121
© Издательский центр ЮУрГУ, 2015
Стр.3
CONTENTS
General psychology, personality psychology, history of psychology
RASSKAZOVA E.I., TKHOSTOV A.Sh., EMELIN V.A. Identity as self-identity: individual variations
of the value of completeness, development and social recognition of identity. Part 2 ............
5
DORFMAN L.Ya., LIADOV V.N. The meta-individual model of discipline (based on cadets
at the military university of the Russian internal troops) ....................................................................... 17
SOLDATOVA E.L., SHLYAPNIKOVA I.A. Correlation between ego-identity and maturity
of personality ............................................................................................................................................. 29
Psychodiagnostics
KARPOVA E.B., TSYMBAL A.V. Discussion issues of psychodiagnosis extreme and crisis
conditions .................................................................................................................................................. 34
Social psychology
LEONOVA I.Yu. Effect of interpersonal trust on perception of the other in conflict ......................... 43
ARAKELYAN K.N., SHABOLTAS A.V. Intrafamily factors of personality victimization .............. 50
Psychology of the development and educational psychology
VESHCHIKOVA M.I. Danger perception and personality traits affecting on it healthy adolescents
and adolescents with mental disorders ........................................................................................ 56
Clinical (medical) psychology
BARANETSKAYA V.N. Affective sphere characteristics of patients with chronic renal failure
who endured kidney transplantation ................................................................................................... 63
WASSERMAN L.I., TABULINA S.D., CHUIKOVA A.V. Strategies of coping behavior
in patients with temporal lobe epilepsy with depressive disorders .................................................... 71
Forensic psychological expert practice
NIKISHKIN D.V., GULDAN V.V., MAKAROV N.I. Types of socially dangerous maternal
behavior of women with schizophrenia .............................................................................................. 81
BEREBIN M.A., MESHCHERYAKOVA K.V., RYAZANOVA A.Yu. Pathorsychological structure
of violations criticality of adolescents with organic personality disorder passing forensic
psychological examination ................................................................................................................. 86
Psychology of professional activity
VLAKH N.I. Emotional Burnout among representatives of “assist” professions. ............................. 96
VSEMIRNOVA Yu.V. The competence-based approach to the modeling of staff professional
activities ............................................................................................................................................. 104
Experimental researches in psychology
EREMINA D.A., SHELEPIN Yu.E. The dynamics of psychophysiological indicators of visual
perception of patients during the rehabilitation after coronary artery bypass grafting (evidence
from recognition of fragmented images). .......................................................................................... 113
Brief reports
KOTLOVANOVA O.V., MALININA E.V. Clinico-psychological features of gymnasium
students with high level of cognitive functioning ................................................................................... 121
Стр.4