Язык современной поэзии
Данил ТИХОМИРОВ
О ПРЕДВОСХИЩЕНИИ ПОЭТИКИ АВАНГАРДА
В ТВОРЧЕСТВЕ ГОГОЛЯ
Неповиновение знаков
Борьба за знаки, не подкрепленные реальным объек
том, — двигатель сюжета в поэме «Мертвые души». <...> Сами
по себе имена, указанные в ревизских сказках и в купчих,
которые заключает Чичиков, являются не чем иным, как
знаками живых людей, в то время как по факту эти люди
уже мертвы. <...> Манн:
Номинально стоя во главе действия, Хлестаков сам явля
ется его игрушкой. <...> В литературе о «Ревизоре» отмечалось,
что возвышением Хлестакова разоблачается тема власти: ес
239
ли такое ничтожество может с успехом замещать «вельмо
жу», то легко установить истинную стоимость последнего1. <...> Разлад «реального» и «номинального», а также отноше
ние к нему персонажей — способ, которым Гоголь показы
вает степень их вовлеченности в хаос, в ситуацию «разгула
знаков». <...> Подмена предметов указывающими на них знаками и
соотнесения «реального» с «номинальным» считается
одним из признаков авангардистской поэтики. <...> Семиоти
ческая неопределенность характерна не только для «клас
сического авангарда» 1910х, но и для условно авангард
ных проявлений литературы более ранних периодов. <...> , известная своими работами об аван
гарде, написанными с позиции семиотики, через призму
этой проблемы («разгула знаков») предлагает взглянуть на
весь русский историколитературный процесс, который
в свои переломные моменты обнажал приемы, вошедшие
впоследствии в авангардистскую парадигму. <...> В этой свя
зи возникает несколько примеров из Гоголя: «Нос», по
Казариной, описывает ситуацию, когда знак человече
ского достоинства, «знак того, что с человеком все в по
рядке», начинает жить своей жизнью, в «Портрете» знак
человека, оживая, начинает влиять на судьбу окружаю
щих людей и т. д. <...> Подобный концепт легко применить к любой эпохе и
любой паре направлений диалектического развития лите
ратуры («классицизм — барокко», «Просвещение — ро
1
Манн Ю. В. <...> 3) с одной <...>