Теория:
проблемы и размышления
Поэтика жанра
Владимир КОЗЛОВ
СУММА ЭЛЕГИЙ: «ОСЕНЬ» БАРАТЫНСКОГО
Исследование жанрового мышления русской лирики
последних двух веков имеет два перспективных направле
ния. <...> Второе — со
ответствующие прочтения даже классических произведе
ний, показывающие, как в них разворачивается жанровая
борьба. <...> Задача первого направления — сформировать пре
тендующий на полноту инструментарий жанрового мыш
ления лирики. <...> Задача второго — показать всю сложность
и тонкость использования этого инструментария лучши
ми поэтами. <...> Не зная жанро
вых форм, мы не сможем увидеть жанровой борьбы. <...> Изу
чение жанровых форм русской неканонической элегии, ко
торым мне довелось заниматься несколько лет1, дало
возможность оценить тонкости жанрового решения в од
1
См. <...> Русская элегия неканонического периода:
очерки типологии и истории. <...> Можно не
сомневаться в том, что дальнейшее изучение жанровых
форм позволит прочесть русскую поэзию, углубляя пони
мание сложного взаимодействия творческой индивидуаль
ности с традицией. <...> Речь пойдет о позднем элегическом произведении Евге
ния Баратынского — стихотворении «Осень» (1836—1837, <...> <1841>), которое впервые появилось в пушкинском жур
нале «Современник» сразу после смерти самого Пушкина. <...> Вацуро
причислил «Осень» к произведениям, в которых, по сути,
подводились итоги пушкинской литературной эпохи2. <...> Ведь, как известно, Баратынский дописывал стихотворе
ние, получив известие о смерти великого современника. <...> Лотман замечает, что «Осень» — квинтэссенция знамени
того сборника Баратынского «Сумерки», вышедшего в
1842 году3, а следовательно — средоточие позднего перио
да творчества, когда вместо ранней индивидуальной по
эзии, воспринимавшейся как дневник, разговор пошел о
судьбе «мыслящего человека вообще»4. <...> Но этого жанро
вого определения недостаточно, потому что очевидно —
перед нами весьма необычное стихотворение, а не средне
статистический образец жанра. <...>