Портретная галерея
Галина ДОБРОЗРАКОВА
ПСЕВДОНИМНЫЕ ЮМОРЕСКИ И ФЕЛЬЕТОНЫ
СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА:
К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ
Сотрудничество Сергея Довлатова в журналах «Кро
кодил» и «Аврора», в таллинских газетах советского пе
риода, его фельетоны и юморески, опубликованные в них,
почти не удостоились внимания специалистов. <...> Вероятно,
это связано с тем, что сам Довлатов считал данные тексты
несовершенными и в завещании запретил переиздавать
все, что было написано и опубликовано им в СССР до
эмиграции. <...> Вопервых, несмотря
на незначительность многих тем, затронутых в сатирико
юмористических публикациях советского времени, многие
миниатюры Довлатоважурналиста претендуют на совер
шенство формы (краткость, диалогичность, пуантирован
ность). <...> Вовторых, опыт создания примерно полусотни
юморесок и фельетонов не прошел даром: автор научился
находить комическое и абсурдное в самых обычных жи
тейских мелочах, а главная примета ранних журнальнога
зетных комических произведений Довлатова — концовка,
21
содержащая остроумное выражение или неожиданный вы
вод (пуант), — стала одной из основных особенностей по
этики его художественного творчества. <...> Первая книга Дов
латова «Соло на ундервуде», вышедшая в 1980 году в
США представляет собой сборник литературных анекдо
тов, построенных на действии закона пуанта или заканчи
вающихся ироническим афоризмом. <...> А последняя повесть
писателя «Филиал» состоит из более трехсот фрагментов,
отделенных друг от друга пробелами; почти все фрагменты
завершаются неожиданной, остроумной или афористич
ной фразой, то есть также созданы на основе пуанта. <...> Познакомиться с журналистскими произведениями
Довлатова можно, полистав старые подшивки журналов
«Крокодил», «Аврора» и газет «За кадры верфям», «Зна
мя прогресса», «Моряк Эстонии», «Советская Эстония»,
«Молодежь Эстонии», «Вечерний Таллин». <...> И на сегодняшний день вопрос о том, за ка
кими именами и фамилиями скрывался Довлатов, рабо <...>