Елена ТРУБЕЦКОВА
БОЛЕЗНЬ КАК СПОСОБ ОСТРАНЕНИЯ:
«НОВОЕ ЗРЕНИЕ»
ВЛАДИМИРА НАБОКОВА1
В 1932 году Андрей Седых задал Набокову вопрос
о болезненной странности многих его героев: «Почему
у физически и морально здорового, спортивного человека
все герои такие свихнувшиеся люди?» <...> Неочевидный на первый взгляд, мотив болезни при%
сутствует практически во всех произведениях Набокова. <...> Но ответ писателя Андрею Седых о том,
что болезнь помогает полнее раскрыть характер героя,
при ближайшем рассмотрении оказывается скорее ухо%
1
Выражаю глубокую благодарность Александру Алексеевичу
Долинину и Максиму Давидовичу Шраеру за заинтересованность
в обсуждении проблематики статьи, тонкие советы и замечания. <...> 2
Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе /
Сост., предисл. и коммент. <...> Исследователи делают по%
пытку реконструировать представления о здоровье/болез%
ни в разных семиотических системах — от естественных
языков до поэтических идиолектов, рассматривают образы
больных и болезни в традиции русской и европейской лите%
ратур, описывают морбуальную лексику и оптику художе%
ственных текстов. <...> Попытаемся ответить на него
применительно к прозе Набокова. <...> Сам писатель отмечал сюжетообразующую функцию
болезни в тексте. <...> В комментарии к «Евгению Онегину»
он писал:
Оспу, которой позднее, из соображений сюжетопострое%
ния или эмоционального накала, суждено было заразиться
множеству привлекательных персонажей (разве можно забыть
мадам де Мертей, лишившуюся глаза, в «Опасных связях»
Шодерло де Лакло или страшные затруднения, в которые по%
падает Диккенс, изуродовав к концу своего «Холодного дома»
облик Эстер Саммерсон!), подхватывает Сен%Пре от больной
Юлии, целуя ей на прощанье руку... <...> 3
В художественных текстах Набокова сюжетообразую%
щая функция болезни ярко выражена в рассказе «Лик»,
романах «Камера обскура», «Защита Лужина», «Истин%
ная жизнь Себастьяна Найта», «Пнин», «Бледное пламя». <...> В произведениях <...>