: Новое
литературное обозрение, 2013
История литературы полна мифов, создаваемых порой
самими авторами, мифов, которыми обрастают те или
иные произведения. <...> Еще Шодерло де Лакло сеял слухи во
круг своего единственного романа «Опасные связи», на
стаивая на том, что он всего лишь редактор, а письма в ро
мане — все подлинные. <...> Подобную позицию занимает и
Николай Байтов в отношении своего последнего романа
«Любовь Муры». <...> Сам Байтов и его близкие утверждают, что этот ро
ман — плод многолетнего изучения случайно найденной <...> * Премия «Студенческий Букер» была учреждена в 2004 году
Фондом «Русский Букер» и Центром новейшей русской литературы
РГГУ. <...> Лауреата премии определяет жюри, членам которого становят
ся пять студентов и аспирантов — победителей конкурса на лучшее
эссе, написанное об одном из романов, вошедших в лонглист Буке
ровской премии. <...> В 2013 году десятым победителем «Студенческого
Букера» стал лауреат «большой» премии А. <...> Волос с его романом
«Возвращение в Панджруд». <...> В настоящем номере «Вопросы литературы» публикуют лучшие
эссе студентов и аспирантов — участников конкурса. <...> В этом публичном жесте видится
принципиальная позиция писателя: его отказ от демиурги
ческой роли автора как единственного лица, конструирую
щего нарратив художественного произведения. <...> Подобная
модель была доведена до абсолюта и разрушена модерни
стским проектом. <...> Байтов же от нее отказывается и редуци
рует себя до роли комментатора, который знает о персона
жах ничуть не больше, чем сам читатель. <...> Но, в отличие от
набоковского Чарльза Кинбота, он не позволяет себе иска
жающих факты интерпретаций и не достраивает пропу
щенные места. <...> Байтов стремится к максималь
ной редукции авторского присутствия, ставя себя на ме
сто получателя писем Муры — ее подруги Ксении, чей
портрет остается до конца не разгаданным. <...> Ведь в процес
се кропотливого чтения произведения читатель и стано
вится адресатом главной героини. <...> Сюжетом здесь становится <...>