Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI в.в.) для студентов КемГМА дневной формы обучения (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛопатин
АвторыЧернышев А.Н.
ИздательствоКемГМА
Страниц52
ID272121
АннотацияМетодические рекомендации по курсу «История России» для студентов дневной формы обучения Кемеровской государственной медицинской академии подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. В рекомендациях представлен перечень тем и вопросов по курсу «История России». Даны рекомендации по изучению, предложены темы рефератов, минимальный информационный материал по каждой теме курса. Рекомендованный список литературы ориентирован в том числе и на наличие ее в читальном зале гуманитарных наук библиотеки КемГМА.
Лопатин, Л.Н. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI в.в.) для студентов КемГМА дневной формы обучения / А.Н. Чернышев; Л.Н. Лопатин .— Кемерово : КемГМА, 2008 .— 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/272121 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. Л. Лопатина, А. Н. Чернышев Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) для студентов КемГМА дневной формы обучения Кемерово 2008 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии <...> Н. Л. Лопатина, А. Н. Чернышев Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) для студентов КемГМА дневной формы обучения Кемерово 2008 УДК 614.253 (08) Лопатин, Л. <...> Л., Чернышев, А. Н. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) для студентов КемГМА дневной формы обучения. <...> Методические рекомендации по курсу «История России» для студентов дневной формы обучения Кемеровской государственной медицинской академии подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. <...> Даны рекомендации по изучению, предложены темы рефератов, минимальный информационный материал по каждой теме курса. <...> Рекомендованный список литературы ориентирован в том числе и на наличие ее в читальном зале гуманитарных наук библиотеки КемГМА. <...> 9 Россия в период становления централизованного государства и первых шагов самодержавия (XV–XVI вв.) <...> 11 Начало перехода к абсолютной монархии (XVII в.) <...> Начало Российской Империи (XVII и XVIII вв.) <...> 18 Становление марксизма в России 20 Реформирование России в 1900–1917 гг. <...> 41 Социальная революция 90-х гг. и постсоциалистические годы 44 4 Тема: Введение. <...> Вопрос о достойности Ответа России на Вызов истории (по А. <...> По третьему вопросу знать: – Хронологическую последовательность правления первых князей на Руси от Рюрика до Ярослава Мудрого. <...> – Указать три направления миграции от Великой степи. <...> 10 Тема: Россия в период становления централизованного государства и первых шагов самодержавия (XV–XVI вв.) <...> – Подлинное и мнимое значение положения Судебника о «закрепощении крестьян». <...> Тема: Начало перехода к абсолютной монархии <...>
Методические_рекомендации_и_планы_семинарских_занятий_по_истории_России_(IX–XXI_в.в.)_для_студентов_КемГМА_дневной_формы_обучения.pdf
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии Л. Н. Лопатин, М. И. Агибалова, Н. Л. Лопатина, А. Н. Чернышев Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) для студентов КемГМА дневной формы обучения Кемерово 2008
Стр.3
УДК 614.253 (08) Лопатин, Л. Н., Агибалова, М. И., Лопатина, Н. Л., Чернышев, А. Н. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) для студентов КемГМА дневной формы обучения. – Кемерово: КемГМА, 2008. – 47 с. Методические рекомендации по курсу «История России» для студентов дневной формы обучения Кемеровской государственной медицинской академии подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. В рекомендациях представлен перечень тем и вопросов по курсу «История России». Даны рекомендации по изучению, предложены темы рефератов, минимальный информационный материал по каждой теме курса. Рекомендованный список литературы ориентирован в том числе и на наличие ее в читальном зале гуманитарных наук библиотеки КемГМА. Рецензенты: Косачева В. И. – кандидат философских наук, доцент КемГМА. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2008 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Россия и мировые цивилизации Киевская Русь (X–XII вв.) Русские земли в период феодальной раздробленности (вторая половина XII – первая половина XV в.) Россия в период становления централизованного государства и первых шагов самодержавия (XV–XVI вв.) Начало перехода к абсолютной монархии (XVII в.) Эпоха Нового времени. Начало Российской Империи (XVII и XVIII вв.) Россия в XVIII в. Российская Империя на пути к индустриальному обществу XIX в. Становление марксизма в России Реформирование России в 1900–1917 гг. 5 7 9 11 13 15 17 18 20 21 3
Стр.5
Начало большевистского реформирования (1917–1921 гг.) СССР в годы НЭП. Дальнейшее развитие тоталитарной политической системы (1921–1927 гг.) Индустриализация и коллективизация в СССР. Оформление социалистической экономической системы (20–30-е гг.) Социалистические культурные преобразования Великая Отечественная война Развитие вглубь и вширь советской политической системы (1945–1991 гг.) Развитие советской экономики в 1945–1991 гг. Социальная революция 90-х гг. и постсоциалистические годы 23 26 28 31 35 38 41 44 4
Стр.6
Тема: Введение. Россия и мировые цивилизации План 1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. 2. Характеристика цивилизационного развития мира. 3. Место России в системе мировых цивилизаций. 4. Некоторые особенности цивилизационного развития России. Вопрос о достойности Ответа России на Вызов истории (по А. Тойнби). По первому вопросу выяснить: – Определение истории (по В. Ключевскому). – Методологию и теорию исторической науки. – Сущность, формы, функции исторического знания. – Методы и источники изучения истории. – Понятие и классификацию исторического источника. – Особенность советской историографии. По второму вопросу следует знать: – Содержание понятия «цивилизация» и основные её признаки, определение цивилизации, данное английским историком и философом А. Тойнби («цивилизация есть равновесие в развитии материальных и духовных сторон жизни»). – Основные концепции цивилизационного подхода к истории. – Характеристику истории как многовариантного и многолинейного процесса. – Типы цивилизаций. Основные признаки древневосточных, античных и древнезападной цивилизаций, их преемственность. – Характеристику современных локальных цивилизаций. Три типа их развития, сходство и различия: а) непрогрессивные формы существования; б) восточный тип (исламская, латиноамериканская, индийская, дальневосточная); в) современная западная. – Концепцию конфликта цивилизаций. Террористический ислам как реакция на глобальные тенденции модернизации и как средство радикального переустройства мира – Перспективу цивилизаций. Возможно ли создание мировой цивилизации на базе европейской? По третьему вопросу выяснить: – Точки зрения «западников», «славянофилов», «евразийцев» на место России в цивилизационном мире. – Основные цивилизационные ступени в истории России: а) IX–XII вв. – относительная синхронность развития Руси и Западной Европы. Киевская Русь – европейское государство. 5
Стр.7
7. Сахаров, А. Древняя Русь на путях к «Третьему Риму». – М., 2006. 8. Сахаров, А. Исторические особенности развития государственности в Московской Руси // Отечественная история. – 2000. – № 5. – С. 187. 9. Соловьев, С. История России с древнейших времен. – Т. 3.– М., 2001. 10. Юрганов, А. У истоков деспотизма. История Отечества. – М., 1991. Тема: Начало перехода к абсолютной монархии (XVII в.) План 1. Социокультурные, экономические и политические последствия правления Ивана Грозного. 2. Смута как социальная катастрофа. 3. Первые Романовы. Оформление крепостного права и начало становления абсолютизма в России. По первому вопросу показать в «постивановской» России: – Падение экономики. – Падение нравственности. – Рост преступности. – Обострение классовой борьбы (восстание Хлопка). – Нестабильность государственности в условиях решения проблемы соотношения власти и общества в пользу государства. – Прекращение династии Рюриковичей. – Оформление рабской покорности аристократии царской власти как следствие террора и подрыва вотчиной собственности. По второму вопросу изучить: – Характерные черты русских Смут (1598–1613 гг.; 1917–1922 гг.; 1990-х годов). – Три периода первой Смуты: годуновский (1598–1605 гг.); самозванский (1605–1609 гг.); польской интервенции (1610–1613 гг.). – Правление Федора Ивановича. – Правление Бориса Годунова как реформатора. – Самозванство как исторический феномен. – Попытку поляков через Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, скрытую и открытую интервенцию реализовать упущенный шанс XV века о присоединении земель Северо-Восточной Руси. – Историю второго народного ополчения и освобождение Москвы. – Земский Собор 1613 г., воцарение Романовых. По третьему вопросу раскрыть: – Политические портреты Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. – Ликвидацию интервенции и потерю выхода в Балтийское море. 13
Стр.15
10. Степанов, В. Л. Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнегородского (1887–1892 гг.) // Отечественная история. – 2004. – № 5. 11. Чибиряев, С. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. – М., 1989. 12. Шестопалов, А. Правительственный конституционализм и российская государственность в начале ХIХ в. // Вопросы истории. – 2006. – № 9. 13. Эйдельман, Н. «Революция сверху» в России. – М., 1989. Тема: Становление марксизма в России План 1. Теоретические положения марксизма. 2. Два направления в международной социал-демократии в конце XIX – начале ХХ века. 3. Два направления в русской социал-демократии (1898–1917 гг.). По первому вопросу знать теоретические предпосылки в следующей логической последовательности: – При капитализме ухудшается положение пролетариата. – Обостряется классовая борьба, являющаяся движущей силой истории. – Социалистическая революция становится не только необходимой, но и неизбежной. – Социалистическая революция может победить только в мировом масштабе. – Пролетариат выступает её гегемоном, с условием, что им будет руководить коммунистическая партия. – Он устанавливает свою диктатуру (насилие), без чего буржуазия может легко вернуть власть себе. – Государство отмирает. – Частная собственность как основа эксплуатации и неравенства людей ликвидируется и устанавливается общественная собственность – Товарно-денежные отношения отмирают, и вместо них регулятором экономики выступает центральное планирование. – Постепенно ликвидируются классовые различия. – Трудовые отношения регулируются через трудовую повинность граждан до тех пор, пока труд из необходимости станет потребностью. По второму вопросу понять сущность утверждения немецкого социал-демократа Э. Бернштейна о необходимости отказаться от основных догм марксизма: – Материальное положение пролетариата при капитализме не ухудшается, а улучшается. – Классовая борьба не обостряется, а затухает. – В социалистической революции, диктатуре пролетариата нет необходимости, так как социальные вопросы можно решить реформами через парламент и профсоюзы. «Движение – всё, конечная цель – ничто!». 20
Стр.22
Тема: Индустриализация и коллективизация в СССР. Оформление социалистической экономической системы (20–30-е гг.) План 1. Индустриализация в контексте модернизации советской экономики. 2. Строительство Большого Кузбасса. 3. Коллективизация сельского хозяйства как национальная катастрофа. 4. Свидетельства очевидцев о ходе и результатах коллективизации в Кузбассе. По первому вопросу изложить: – Решение ХIV-го съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) об индустриализации как развитии тяжелой промышленности. – Цивилизационное понимание индустриализации как основы для модернизации всего народного хозяйства. – Декларируемые советской историографией источники быстрых темпов индустриализации: преимущество социалистической системы ведения народного хозяйства, трудовой энтузиазм трудящихся, внутрипромышленные накопления. – Действительные источники «большого скачка» в виде экономического и внеэкономического принуждения: трудовая повинность (указы 1932 и 1940 г. о трудовой дисциплине, фабрично-заводском обучении (ФЗО) и др.); ГУЛАГ; нормированное снабжение; низкая заработная плата; почти полное игнорирование социальной сферы. – Концепцию отдельных современных российских историков о том, что социалистическая индустриализация в действительности имела задачу создания мощного военно-промышленного комплекса СССР как материальной базы мировой социалистической революции. Что считать её в качестве модернизации можно лишь условно (не индустриализировано сельское хозяйство, сфера обслуживания, сфера быта и др.). По второму вопросу раскрыть: – Военно-стратегическое значение Урало-Кузбасса. – Сеть ГУЛАГа в Кузбассе (как источник бесплатной рабочей силы). – Удельный вес спецпереселенцев в составе рабочего класса Кузбасса. – Положение завербованных рабочих на стройках КМК, шахтах. – Материальный уровень кузбассовцев на стройках и предприятиях: зарплата (в десятки раз ниже капстран), нормированное снабжение продовольствием и предметами потребления (на грани физического выживания), голод, развитие подсобных хозяйств предприятий и личных хозяйств рабочих. – Подлинную сущность социалистического соревнования и ударничества. – Эксплуатацию трудовой культуры россиян. – Рабочий день кузбассовца, отдых и уровень его обеспеченности социальными благами в свете прибавочной теории К. Маркса о необходи28
Стр.30
Дополнительная литература 1. Бруке, Д. Спасибо, товарищ Сталин! Кумиры советского общества от революции до холодной войны // Отечественная история. – 2004. – № 4. 2. Бутенко, А. П. О социально-классовой природе сталинской власти // Вопросы философии. – 1989. – № 3. 3. Гертер, М. Судьба Хрущева. История одного неусвоенного урока // Октябрь. – 1989. – № 1. 4. Максименков, Л. Кто Вы, мистер Хрущев? Субъективные заметки на фоне протоколов Политбюро // Родина. – 2004. – № 3. 5. Медведев, Ж. А. Сталин и дело врачей // Вопросы истории. – 2003. – № 1. 6. Павлова, И. В. Понимание сталинской эпохи и позиция историка. // Вопросы истории. – 2002. – № 10. 7. Пихоя, Р. Советский Союз: история власти 1945–1991. – М., 1998. 8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. – М., 1997. – Т. 1, 2. 9. Сопельняк, Б. Профессия – убивать. Палачи сталинской эпохи // Родина. – 2003. – № 9. 10. Сопельняк, Б. Пуля для Михаила Ефимовича // Родина. – 2004. – № 6. 11. Таубман, У. То взлет, то падение. Личность Хрущева в истории. // Родина. – 2004. – № 3. – С. 10–19. 12. Химеры темного царства. «Стукачество» полувековой давности // Родина. – 2003. – № 9. 13. Черкашин, Н. Бетонные доспехи вождей. Попытка сравнительного бункероведения // Родина. – 2003. – № 5, 6. Тема: Развитие советской экономики в 1945–1991 гг. План 1. Подвиг советского народа по восстановлению народного хозяйства. 2. Сущность социалистической экономической системы. 3. Мероприятия советской власти по развитию сельского хозяйства. Борьба за научно-технический прогресс и научно-техническую революцию в промышленности. По первому вопросу показать экономический ущерб советскому народному хозяйству, нанесенный Германией и низкий уровень материального обеспечения советского народа не только в связи с этим, но и в связи с: – Необходимостью опоры на собственные силы в восстановлении хозяйства (отказались от ленд-лиза, вернулись к довоенной политике дистанцирования от развитых стран). – Решением проблемы экспорта мировой революции (слали «помощь» в освобожденные Советской армией страны). 41
Стр.43
Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 20.12.2007. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 2,7. Печать трафаретная. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР № 21244 от 22.09.97 48
Стр.50

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.