Всероссийский ежемесячный научнотехнический и производственный журнал
Издается с декабря 1939 г.
УЧРЕДИТЕЛИ
акционерные общества:
«Компания Главмосстрой»,
«Мосстроймеханизация1»,
«Механизация2»,
«Мосстроймеханизация №4»,
«Мосстроймеханизация5»,
«Mособлинжстрой»;
Московский государственный
строительный университет
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночная экономика
Кобелева С.А. Снижение затрат на эксплуатацию машин
в сметной себестоимости строительства ...........................................................2
Развитие средств механизации
Гологорский Е.Г.,Орловский А.М. Кран козловой специальный
грузоподъёмностью 50 т ....................................................................................4
Проектирование
Рогожкин В.М., Киселев В.В. Выбор оптимальной трассы строительства
магистральных сооружений методом динамического программирования ..........6
Модернизация оборудования
Порадек С.В. Сушильный барабан установки Тельтомат (ГДР) .....................9
Качество и надёжность
Чулкова И.Л., Кузнецов С.М., Маслов И.А. Оценка организационнотехнологической
надёжности производства бетонных работ............................ 11
Информационные технологии
Максименко А.Н., Макацария Д.Ю., Кутузов В.В. Определение целесообразности
использования строительно-дорожных машин и оценка эффективности
их эксплуатации...................................................................................... 14
Международные выставки и конгрессы
Бардышев О.А., Стоцкая Л.В. Уральская выставка-конгресс подъёмнотранспортного
оборудования ........................................................................... 21
Калантаров Ю.М. «Лесдревмаш-2008» ....................................................... 23
Калантаров Ю.М. КОНЭКСПО-Россия ........................................................ 27
Нормативно-технические материалы
ОАО «ЦПП в строительстве» ............................................................................. 31
В организационнотворческое
сотрудничество с «МС»
вступили:
Комплекс архитектуры,
строительства, развития
и реконструкции города при
Правительстве Москвы,
акционерные общества:
«Вертикаль»
«ЦНИИОМТП»,
«ВНИИСТРОЙДОРМАШ»,
«Трансстроймаш»,
«СТЭК» (СанктПетербург),
трест «Мобильспецстрой»,
«Фирма МС Консалтинг»,
Ассоциация работников ЖКХ
Калининградской области
2009 3
Механизация
строительства
МАРТ
(777)
Журнал зарегистрирован в Федеральном агентстве по печати
и массовым коммуникациям.
Рег. № 1461
от 4 сент. 1995 г.
Издательская лицензия № 065354 от 14.08.97
Москва
© «Издательство «Ладья», журнал «Механизация строительства», 2009
Журнал включен в утвержденный
ВАК РФ Перечень ведущих научных
журналов и изданий, выпускаемых в
Российской Федерации
Стр.1
Механизация
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 69.002.51.004.1(083.78)
С. А. Кобелева, канд. техн. наук, ведущий инженер отдела
не движимости (Главное управление Центрального банка
Российской Федерации по Орловской обл.)
Снижение затрат на эксплуатацию
машин в сметной себестоимости
строительства
Для реализации приоритетных
национальных проектов в области
жилищного строительства,
возведение объектов социальнокультурного
назначения важным направлением
является оптимизация
сметной стоимости строительства
[1].
Сметная, или нормативная себестоимость
подрядных работ равна
величине прямых затрат и накладных
расходов. При планировании
себестоимости подрядных работ
величину ее снижения определяют
соответствующими расчетами
в зависимости от внедрения
организационно-технологических
мероприятий. Чем ниже себестоимость,
тем больше снижение затрат
и выше рентабельность строительных
организаций [2].
Одним из факторов снижения
себестоимости строительства является
повышение уровня механизации
работ благодаря увеличению
состава и объема механизированных
работ за счет внедрения комплексной
механизации, новых более
производительных строительных
машин и механизмов. Определение
потребности в строительных
машинах, оптимальных вариантов
их использования, выбор наиболее
эффективных средств механизации
строительных работ становятся актуальными
задачами.
В настоящее время ни одна
строительная организация не может
себе позволить приобретение
и содержание всего парка машин,
оборудования, автотранспортных
средств за свой собственный счет.
Банки же предпочитают выдавать
кредиты фирмам, имеющим хорошую
кредитную историю и обладающим
высоколиквидными средствами.
Постоянный
рост стоимости машин
и оборудования не позволяет
многим строительным организациям
приобретать новую технику.
Нередко имеющийся парк строительных
машин характеризуется
высокой степенью физического
и морального износа. Это свидетельствует
о серьезном старении
основных фондов и резком снижении
производственного потенциала
большинства строительных
организаций.
Наметившееся увеличение темпов
строительства обусловило рост
спроса на машины и оборудование.
Перед строительными организациями
нередко встает проблема
выбора источника финансирования
капитальных вложений. Чтобы принять
правильное решение, необходимо
сравнить альтернативные
источники. Для этого можно использовать
классический подход
сопоставительного финансового
анализа. Следует учитывать экономическую
выгоду или экономию
строительной организации от применения
инвестиционного проекта.
В качестве критериев целесообразно
рассматривать экономию от раТ
а б л и ц а 1
Сравнение некоторых показателей лизинга и кредита
№
п/п
1
Сравниваемые
показатели
Расходы
Лизинг
Срок лизинга больше, чем срок, на который
получают кредит. Следовательно,
проценты также больше. Дополнительно
учитывается вознаграждение лизинговой
компании.
2
3
Амортизация
Налог на добавленную
стоимость
4
5
Налог на прибыль
НДС по лизинговым платежам принимают
к вычету в соответствии с графиком
платежей
Лизинговые платежи включаются в
расходы
Налог на имущество Обязанность уплаты можно возложить
на лизингодателя. По окончании договора
есть возможность поставить
имущество на бухгалтерский учет по
низкой остаточной стоимости
6
Коммерческие риски Имущество находится в собственности
лизингодателя. Его нельзя арестовать,
изъять, продать и т.п.
2
© С.А. Кобелева, 2009
Кредит
Проценты по кредиту банка. Расходы на
обеспечение (залог, поручительство и т.п.).
Дополнительно расходы, связанные с привлечением
кредита
Ускоренная, с коэффициентом до 3 Общий порядок амортизации
НДС, начисленный поставщиком, принимают
к вычету одновременно при принятии к
учету имущества. Проценты банка НДС не
облагаются
Заемные средства не являются доходом
Уплачивает организация
Имущество находится в собственности организации,
им можно распоряжаться. Его могут
арестовать, изъять и т.п.
строительства № 3 — 2009
Стр.2
Механизация
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Т а б л и ц а 2
Расчет эффективности капитальных вложений, руб.
№
п/п
Источники финансирования
капитальных вложений
Сравниваемые показатели
Лизинг Кредит
1 Налог на имущество
2 Экономия налога на прибыль
3
Возмещаемый НДС
4 Отток денежных средств
5 Дисконтированный от ток
денежных средств
ционального использования денежных
потоков, при уплате налогов, а
также на расходах и т.п.
Один из востребованных способов
приобретения объектов
основных средств – получение их
по договору лизинга с правом последующего
выкупа. Лизинг – не
единственный механизм для приобретения
строительных машин и
оборудования. Иногда выгоднее
взять краткосрочный кредит. Все
зависит от показателей финансовохозяйственной
деятельности строительной
организации.
В табл. 1 приведены результаты
сравнения показателей лизинговой
сделки и банковского кредита.
Что касается приобретения
машин и оборудования за счет
собственных средств, то не все
строительные организации готовы
единовременно заплатить всю стоимость
дорогого высокотехнолоставка
дисконтирования
строительная машина
стоимость без НДС, руб.
стоимость с НДС, руб.
срок полезного использования, мес.
налог на прибыль, %
налог на имущество, %
налог на добавленную стоимость (НДС), %
Кредит:
сумма кредита, руб.
срок кредита, мес.
ставка процентов, %
метод начисления амортизации
Нелинейный
норма амортизации,%
ежемесячная сумма платежей по кредиту, руб.
Лизинг:
балансодержатель предмета лизинга
ежемесячный лизинговый платеж без НДС, руб.
ежемесячный лизинговый платеж с НДС, руб.
авансовый платеж с НДС, руб.
авансовый платеж без НДС, руб.
срок лизинга, мес.
повышающий коэффициент при
начислении амортизации
№ 3 — 2009
строительства
1,67
133362
Лизингодатель
113500
133930
1071440
908000
48
3
-
4540000
1525440 1645296
1144128 817200
4830608 5210104
3885412 4052404
Собственные
средства
4540000
1198560
817200
3795440
4163246
гичного
оборудования. Несмотря на
то, что лизинговые платежи могут
быть несколько больше платежей
по кредиту, лизинг имеет ряд преимуществ.
С одной стороны, при
приобретении строительных машин
за счет собственных источников
происходит меньшее отвлечение (в
суммарном выражении) денежных
средств организации. С другой стороны,
при использовании кредитных
ресурсов, а также механизма
лизинговой операции платежи за
имущество растянуты во времени,
благодаря чему у строительной
организации остаются средства в
обороте и она имеет возможность
получить больший доход благодаря
их использованию.
На основании изложенного был
проведен анализ эффективности
финансирования капитальных вложений.
Расчет проводили при следующих
условиях:
15%
Бетононасос
4540000
5357200
120
24
2
18
4540000
48
18
На основании расчетов (табл. 2)
можно сделать вывод, что из рассматриваемых
вариантов лизинг с
экономической точки зрения является
самым выгодным. Однако,
операции лизинга представляют
собой довольно сложный многоплановый
механизм, их подготовка
занимает немало времени, требуя
всесторонней оценки.
Следует отметить, что из всех
перечисленных вариантов приобретения
основных средств лишь
лизинговые платежи относятся на
расходы строительной организации,
в результате чего она имеет
возможность значительно экономить
за счет сокращения платежей
по налогу на прибыль. Для строительных
организаций эта выгода
наиболее привлекательна, поскольку
позволяет даже не получающим
прибыли фирмам обновлять свою
материальную базу.
Лизинг дает возможность использовать
дорогостоящую передовую
строительную технику без
больших единовременных вложений,
так как возможен поэтапный
ввод машин и оборудования в эксплуатацию,
что не приводит к замораживанию
средств. К тому же
при кредите оборудование оплачивается
сразу, а при лизинге организация
обычно начинает производить
выплаты после ввода в
эксплуатацию.
Имущество, переданное в лизинг,
может учитываться на балансе
как лизингодателя, так и лизингополучателя,
что, несомненно, увеличивает
гибкость лизинговой сделки.
Стоимость этого имущества не
включается в остаток кредитной
задолженности, а это улучшает финансовые
показатели организации
и позволяет привлекать дополнительные
кредиты.
Лизингополучатель поддерживает
парк строительных машин в
состоянии, соответствующем современным
требованиям, что дает
значительные конкурентные преимущества
на рынке подрядных работ.
Лизинг позволяет проводить
пополнение основных фондов, сохраняя
чистую прибыль строительных
организаций, не снижая при
этом их финансовой эффективности.
Применение повышающего
коэффициента при начислении
амортизации обеспечивает лизингополучателю
возможность втрое
быстрее перенести стоимость имущества
на себестоимость строительных
работ.
Включение лизинговых платежей
в состав себестоимости под3
Стр.3