УДК 57.9
ББК 95.290-‐2
С 69
Печатается по решению от 04 ноября 2012 года кафедры социальной работы и социаль-ной
безопасности Института комплексной безопасности САФУ им. М.В. Ломоносова
Рецензенты: Ю. Ф. Лукин, доктор исторических наук, профессор
Л. И. Кудря, кандидат медицинских наук, доцент
Авторский коллектив:
В.В. Тевлина, гл.1.; Е.В. Рыбак, гл. 2.; М.Х. Шрага, гл. 3.; М.Л. Кубышкина, гл. 4.; Е.Ю. Голу-бева,
гл. 5.; А.Б. Федулова, гл. 6.; Л.С. Малик, М.А. Мороз, гл. 7.; О.В. Кирикова О.В., В.А
Петрищева, Т.С. Смак, гл. 8.; Н.И. Бобылева, О.В. Есеева, гл. 9.
Миссия образования в социальной работе: монография / Под редакцией про-фессора
М.Х. Шрага. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова, 2013. 123 с. URL: http://narfu.ru/aan/
Монографическое исследование проведено коллективом кафедры социальной ра-боты
и социальной безопасности (до недавнего времени кафедры социальной работы)
Института комплексной безопасности САФУ им. М.В. Ломоносова и посвящается её 15-летию.
В монографии дан ответ на вопрос о дальнейшей профессионализации соци-альной
работы в начале XXI века. В книги освящены исторические, ноосферные, психоло-гические,
научно-‐практические, междисциплинарные предпосылки миссии образования в
социальной работе. Монография предназначена для социологов, социальных медиков,
социальных психологов и практических работников социальной сферы. Книга может быть
полезна студентам, обучающимся по социальным наукам.
УДК 57.9
ББК 95.290-‐2
© Кафедра социальной работы и
социальной безопасности, 2013
© Шрага М.Х., 2013
Стр.2
3
Содержание
Вместо предисловия (от редактора)
1 Социальное образование в начале XXI века
1.1 Образование в области социальной работы в мире в XIX –
начале XXI веков
2 Современное социальное образование ─ условие интегра-ции
молодежи
3 Ноосферный этап социального образования: социальная ра-бота
3.1
Введение
3.2 Ноосферная основа перестройки образования
3.3 Многоуровневая система подготовки социальных работни-ков
4
Профессиональная мотивация личности у студентов кафед-ры
социальной работы в вузе
4.1 Профессиональная мотивация специалиста по социальной
работе
4.2 Развитие профессиональной мотивации студентов кафедры
социальной работы за период обучения в вузе
4.3 Анализ развития профессиональной мотивации студентов
отделения социальной работы в контексте учебной и
внеучебной деятельности в вузе
4.4 Вызовы нового времени
5 Оценка эффективности деятельности социальной работы
5.1 Введение
5.2 Основные критерии и методы оценки деятельности в систе-ме
социальных служб
6 Разработка программ и учебных курсов: «социальная работа
с семьей»
7 Самообразовательный и личностно-‐профессиональный рост
социальных работников
8 Медико-‐социальная помощь в контексте социального капи-тала
9
Социальные олимпиады
кафедры социальной работы
Заключение
для школьников и студентов
4
5
5
22
30
30
31
40
43
43
48
53
56
64
64
68
81
89
102
108
118
Стр.3
4
Вместо предисловия (от редактора)
В начале нового века, как и всегда, стоит традиционный русский во-прос:
Что делать? Спроецируем этот вопрос предметно, ─ какими путями и
как качественно должны готовиться «междисциплинарные» специалисты
социальные работники? Состояние же социальной работы сегодня по-прежнему
свидетельствует, что процесс институционализации «профессио-нальной
социальной работы» в России не завершен и по-‐прежнему находит-ся
в развитии и поиске. Это обстоятельство осложняет ответ на поставленный
вопрос. И складывается впечатление, что засилье непрофессионалов в этой
сфере всех устраивает.
Но это засилье не может устраивать нас ─ научных сотрудников кафед-ры
социальной работы. И к 15-‐летию кафедры социальной работы (ПГУ-САФУ)
мы изъявили желание и готовность поделиться своими соображения-ми
на этот счет. При всем разбросе наших суждений, члены нашего автор-ского
коллектива едины в одном ─ перспективное развитие направления
подготовки специалистов социальной сферы возможно только на основе хо-рошего
социального образования. Эту миссию и должна взять на себя новая
кафедра социальной работы и социальной безопасности Института ком-плексной
безопасности.
Редактор М.Х.Шрага, д.м.н., профессор
Стр.4