Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Л. Шестова // Научные ведомости БГУ № 8 2010

0   0
Первый авторТетенков Николай Борисович
АвторыЛашов Владимир Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID270229
АннотацияВ статье даётся определение концептуального персонажа, рассматриваются его основные особенности. Авторы статьи утверждают, что С. Кьеркегор использовал в своих работах концептуальных персонажей, и эту особенность его философии воспринял Л. Шестов, который и из С. Кьеркегора создал концептуального персонажа
Тетенков, Н.Б. С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Л. Шестова // Научные ведомости БГУ № 8 2010 / В.В. Лашов; Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.], 2010 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270229 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КЬЕРКЕГОР КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА <...> В.В Лашов, Н.Б. Тетенков В статье даѐтся определение концептуального персонажа, рассматриваются его основные особенности. <...> Кьеркегор использовал в своих работах концептуальных персонажей, и эту особенность его философии воспринял Л. Шестов <...> Ключевые слова: Кьеркегор, Шестов, Делѐз, концепт, концептуальный персонаж, вера, разум Прежде чем обратиться к теме, заявленной в статье, мы рассмотрим понятие «концептуальный персонаж». <...> Это понятие было введено в научный оборот Ж. <...> Гваттари не дают чѐткого определения, что такое концептуальный персонаж, сосредоточив своѐ внимание на особенностях, присущих концептуальному персонажу. <...> Гваттари, к особенностям концептуального персонажа относится то, что концептуальный персонаж не представляет философа, не является его alter ego, наоборот, «философ предоставляет лишь телесную оболочку персонажей для своего главного концептуального персонажа и всех остальных, которые служат высшими заступниками, истинными субъектами его философии»[2]. <...> Концептуальные персонажи становятся «гетеронимами» философа, а имя самого философа – псевдонимом для его персонажей: «Философ – это идиосинкразия его концептуальных персонажей»[3]. <...> Иными словами, философ отказывается от положения абсолютного, объективного наблюдателя, вещающего с точки зрения вечности, а сам становится участником событий, заведомо признавая субъективность собственных суждений. <...> Другой особенностью концептуальных персонажей является отсутствие деления на симпатических, выражающих авторскую точку зрения, и антипатичных персонажей, чьи взгляды подвергаются критике и считаются ошибочными. <...> Данная особенность вытекает из равноправия персонажей: они могут демонстрировать как позитивное, так и негативное движение мысли, но и то, и другое движение являются необходимым условием развития мысли, и ни одному из них нельзя отдать приоритет. <...> Негативное <...>
С._Кьеркегор_как_концептуальный_персонаж__в_философии_Л._Шестова__Научные_ведомости_БГУ_№_8_2010.pdf
С. КЬЕРКЕГОР КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ В ФИЛОСОФИИ Л. ШЕСТОВА В.В Лашов, Н.Б. Тетенков В статье даѐтся определение концептуального персонажа, рассматриваются его основные особенности. Авторы статьи утверждают, что С. Кьеркегор использовал в своих работах концептуальных персонажей, и эту особенность его философии воспринял Л. Шестов, который и из С. Кьеркегора создал концептуального персонажа. Ключевые слова: Кьеркегор, Шестов, Делѐз, концепт, концептуальный персонаж, вера, разум Прежде чем обратиться к теме, заявленной в статье, мы рассмотрим понятие «концептуальный персонаж». Это понятие было введено в научный оборот Ж. Делѐзом и Ф. Гваттари в книге «Что такое философия?»[1], в которой они определяют философию не как созерцание, не как рефлексию, не как коммуникацию, а как дисциплину, заключающуюся в творчестве концептов. Философ конструирует концепты, которые, с одной стороны, несут на себе печать их создателя, а с другой стороны, получают автономное существование в концептуальных персонажах. Ж. Делѐз и Ф. Гваттари не дают чѐткого определения, что такое концептуальный персонаж, сосредоточив своѐ внимание на особенностях, присущих концептуальному персонажу. По, Ж. Делѐзу и Ф. Гваттари, к особенностям концептуального персонажа относится то, что концептуальный персонаж не представляет философа, не является его alter ego, наоборот, «философ предоставляет лишь телесную оболочку персонажей для своего главного концептуального персонажа и всех остальных, которые служат высшими заступниками, истинными субъектами его философии»[2]. Концептуальные персонажи становятся «гетеронимами» философа, а имя самого философа – псевдонимом для его персонажей: «Философ – это идиосинкразия его концептуальных персонажей»[3]. Таким образом, концептуальный персонаж полностью независим, автономен по отношению к философу, говорит и действует от имени собственного «Я». Сам философ обезличивается до местоимения «он», становится летописцем, фиксирующим действия персонажей, никак их не комментируя, или действует в качестве одного из персонажей, но в этом случае он равноправен по отношению к другим концептуальным персонажам. Иными словами, философ отказывается от положения абсолютного, объективного наблюдателя, вещающего с точки зрения вечности, а сам становится участником событий, заведомо признавая субъективность собственных суждений. Другой особенностью концептуальных персонажей является отсутствие деления на симпатических, выражающих авторскую точку зрения, и антипатичных персонажей, чьи взгляды подвергаются критике и считаются ошибочными. Данная особенность вытекает из равноправия персонажей: они могут демонстрировать как позитивное, так и негативное движение мысли, но и то, и другое движение являются необходимым условием развития мысли, и ни одному из них нельзя отдать приоритет. Негативное движение мысли приводит к тому, что концептуальный персонаж может приобрести антипатичного двойника, который будет слит с симпатичным персонажем: это Заратустра с шутом-пересмешником, Дионис с Христом, Сократа же невозможно представить себе без софиста. Антипатичные персонажи «всецело принадлежат начертанному философом плану и сотворѐнным
Стр.1