, но для нас представляет
интерес не знакомство Л. Шестова <...> Позже последний
вспоминал: «Когда Хайдеггер ушѐл, Гуссерль снова обратился ко мне
и заставил пообещать, что я буду читать Киргегарда. <...> Я не понимал,
почему он так настаивал на моѐм знакомстве с Киргегардом, так как
философская мысль Киргегарда не имеет ничего общего с мыслью
Гуссерля. <...> Сейчас мне думается, что он хотел, чтобы я читал
Киргегарда для того, чтобы я лучше мог понять Хайдеггера» 1. <...> особого впечатления, но постепенно он
начинает видеть в нѐм единомышленника: «Читаю понемногу из
Киргегарда, действительно, нахожу общее. <...> … Иногда кажется, что он
читал «Апофеоз беспочвенности» или я читал его книги. <...> Разница
только в том, что он, полемизируя с Гегелем, всѐ же хочет
использовать диалектику Гегеля против Гегеля же, и мысль о
беспочвенности ему, вероятно, показалась неприемлимой, даже не
мыслью»2. <...> И вопреки Буберу, я думаю, что
Ницше много значительнее, чем Киргегард. <...> Правда, я ещѐ не все его
книги прочѐл, но всѐ-таки вряд ли, кажется, я у него найду так много,
как обещал Бубер»3. <...> И до сих пор ещѐ, каждый раз, когда я вспоминаю
про эту «душу», с которой я столкнулся в своих странствованиях, мне
приходится делать величайшее напряжение, чтоб не свернуть на путь
кантовской критики, который неизбежно ведѐт назад к Спинозе»4. <...> , работавшим в это время
над статьѐй «В фаларийском быке», где рассматривается тема,
ключевая как для С. <...> 241
2
сказал однажды, кода я заметил, что он выглядит похудевшим и
усталым: «Ничего, в это состояние привела меня борьба с
Киргегардом»5. <...> В декабре 1932 года он читает в Сорбонне курс «Достоевский и
Кьеркегор», и том же году Л. Шестов <...> Шлѐцеру:
«Киргегард у меня до сих пор не выходит из головы. <...> Мне даже
хочется специально о нѐм написать небольшую статью – ещѐ раз на
тему «Авраам и Сократ». <...> … Не знаю, какое у вас впечатление от книги
Киргегарда, - но у меня всегда оставалось чувство, что, по Киркегарду <...>
Л._Шестов_экзистенциальная_интерпретация__философии_С._Кьеркегора.pdf
Л. Шестов: экзистенциальная интерпретация
философии С. Кьеркегора
В ноябре 1928 года во Фрейбурге состоялось знаменательное для
Л. Шестова (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) событие: Э.
Гуссерль познакомил его с М. Хайдеггером, но для нас представляет
интерес не знакомство Л. Шестова с М. Хайдеггером, а тот совет,
который был дан Э. Гуссерлем Л. Шестову. Позже последний
вспоминал: «Когда Хайдеггер ушѐл, Гуссерль снова обратился ко мне
и заставил пообещать, что я буду читать Киргегарда. Я не понимал,
почему он так настаивал на моѐм знакомстве с Киргегардом, так как
философская мысль Киргегарда не имеет ничего общего с мыслью
Гуссерля. Сейчас мне думается, что он хотел, чтобы я читал
Киргегарда для того, чтобы я лучше мог понять Хайдеггера»1.
Первоначальное знакомство с книгами С. Кьеркегора не
произвело на Л. Шестова особого впечатления, но постепенно он
начинает видеть в нѐм единомышленника: «Читаю понемногу из
Киргегарда, действительно, нахожу общее.… Иногда кажется, что он
читал «Апофеоз беспочвенности» или я читал его книги. Разница
только в том, что он, полемизируя с Гегелем, всѐ же хочет
использовать диалектику Гегеля против Гегеля же, и мысль о
беспочвенности ему, вероятно, показалась неприемлимой, даже не
мыслью»2.
Общий тон Л. Шестова о С. Кьеркегоре в тот период, тем не
менее, довольно скептичен: «По-моему, вообще, в Германии как будто
слишком высоко (выделено нами) Киргегарда ценят. Он далеко не так
глубок и силѐн, как думают немцы. И вопреки Буберу, я думаю, что
Ницше много значительнее, чем Киргегард. Правда, я ещѐ не все его
книги прочѐл, но всѐ-таки вряд ли, кажется, я у него найду так много,
как обещал Бубер»3.
Со временем тон меняется: духовные поиски С. Кьеркегора
захватывают Л. Шестова всѐ больше и больше. Осенью 1931 года Он
пишет: «Прошедший год – моя встреча с Киркегардом – был для меня
особенно трудным. И до сих пор ещѐ, каждый раз, когда я вспоминаю
про эту «душу», с которой я столкнулся в своих странствованиях, мне
приходится делать величайшее напряжение, чтоб не свернуть на путь
кантовской критики, который неизбежно ведѐт назад к Спинозе»4. Б.
Фондан вспоминает о встрече с Л. Шестов, работавшим в это время
над статьѐй «В фаларийском быке», где рассматривается тема,
ключевая как для С. Кьеркегора, так и Л. Шестова, - конфликт между
верой и разумом, Авраамом и Сократом, Иовом и Гегелем: «Шестов…
1 Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия М.: Прогресс – Гнозис, 1992. с. 240
2 Там же, с. 240
3 Там же, с. 240
4 Там же, с. 241
Стр.1