Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Л. Шестов: экзистенциальная интерпретация философии С. Кьеркегора

0   0
АвторыТетенков Николай Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID270225
АннотацияАвтор представляет экзистенциальный анализ трудов С.Кьеркегора, проведенный Л.Шестовым
Л. Шестов: экзистенциальная интерпретация философии С. Кьеркегора / Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.] .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270225 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, но для нас представляет интерес не знакомство Л. Шестова <...> Позже последний вспоминал: «Когда Хайдеггер ушѐл, Гуссерль снова обратился ко мне и заставил пообещать, что я буду читать Киргегарда. <...> Я не понимал, почему он так настаивал на моѐм знакомстве с Киргегардом, так как философская мысль Киргегарда не имеет ничего общего с мыслью Гуссерля. <...> Сейчас мне думается, что он хотел, чтобы я читал Киргегарда для того, чтобы я лучше мог понять Хайдеггера» 1. <...> особого впечатления, но постепенно он начинает видеть в нѐм единомышленника: «Читаю понемногу из Киргегарда, действительно, нахожу общее. <...> … Иногда кажется, что он читал «Апофеоз беспочвенности» или я читал его книги. <...> Разница только в том, что он, полемизируя с Гегелем, всѐ же хочет использовать диалектику Гегеля против Гегеля же, и мысль о беспочвенности ему, вероятно, показалась неприемлимой, даже не мыслью»2. <...> И вопреки Буберу, я думаю, что Ницше много значительнее, чем Киргегард. <...> Правда, я ещѐ не все его книги прочѐл, но всѐ-таки вряд ли, кажется, я у него найду так много, как обещал Бубер»3. <...> И до сих пор ещѐ, каждый раз, когда я вспоминаю про эту «душу», с которой я столкнулся в своих странствованиях, мне приходится делать величайшее напряжение, чтоб не свернуть на путь кантовской критики, который неизбежно ведѐт назад к Спинозе»4. <...> , работавшим в это время над статьѐй «В фаларийском быке», где рассматривается тема, ключевая как для С. <...> 241 2 сказал однажды, кода я заметил, что он выглядит похудевшим и усталым: «Ничего, в это состояние привела меня борьба с Киргегардом»5. <...> В декабре 1932 года он читает в Сорбонне курс «Достоевский и Кьеркегор», и том же году Л. Шестов <...> Шлѐцеру: «Киргегард у меня до сих пор не выходит из головы. <...> Мне даже хочется специально о нѐм написать небольшую статью – ещѐ раз на тему «Авраам и Сократ». <...> … Не знаю, какое у вас впечатление от книги Киргегарда, - но у меня всегда оставалось чувство, что, по Киркегарду <...>
Л._Шестов_экзистенциальная_интерпретация__философии_С._Кьеркегора.pdf
Л. Шестов: экзистенциальная интерпретация философии С. Кьеркегора В ноябре 1928 года во Фрейбурге состоялось знаменательное для Л. Шестова (псевдоним Льва Исааковича Шварцмана) событие: Э. Гуссерль познакомил его с М. Хайдеггером, но для нас представляет интерес не знакомство Л. Шестова с М. Хайдеггером, а тот совет, который был дан Э. Гуссерлем Л. Шестову. Позже последний вспоминал: «Когда Хайдеггер ушѐл, Гуссерль снова обратился ко мне и заставил пообещать, что я буду читать Киргегарда. Я не понимал, почему он так настаивал на моѐм знакомстве с Киргегардом, так как философская мысль Киргегарда не имеет ничего общего с мыслью Гуссерля. Сейчас мне думается, что он хотел, чтобы я читал Киргегарда для того, чтобы я лучше мог понять Хайдеггера»1. Первоначальное знакомство с книгами С. Кьеркегора не произвело на Л. Шестова особого впечатления, но постепенно он начинает видеть в нѐм единомышленника: «Читаю понемногу из Киргегарда, действительно, нахожу общее.… Иногда кажется, что он читал «Апофеоз беспочвенности» или я читал его книги. Разница только в том, что он, полемизируя с Гегелем, всѐ же хочет использовать диалектику Гегеля против Гегеля же, и мысль о беспочвенности ему, вероятно, показалась неприемлимой, даже не мыслью»2. Общий тон Л. Шестова о С. Кьеркегоре в тот период, тем не менее, довольно скептичен: «По-моему, вообще, в Германии как будто слишком высоко (выделено нами) Киргегарда ценят. Он далеко не так глубок и силѐн, как думают немцы. И вопреки Буберу, я думаю, что Ницше много значительнее, чем Киргегард. Правда, я ещѐ не все его книги прочѐл, но всѐ-таки вряд ли, кажется, я у него найду так много, как обещал Бубер»3. Со временем тон меняется: духовные поиски С. Кьеркегора захватывают Л. Шестова всѐ больше и больше. Осенью 1931 года Он пишет: «Прошедший год – моя встреча с Киркегардом – был для меня особенно трудным. И до сих пор ещѐ, каждый раз, когда я вспоминаю про эту «душу», с которой я столкнулся в своих странствованиях, мне приходится делать величайшее напряжение, чтоб не свернуть на путь кантовской критики, который неизбежно ведѐт назад к Спинозе»4. Б. Фондан вспоминает о встрече с Л. Шестов, работавшим в это время над статьѐй «В фаларийском быке», где рассматривается тема, ключевая как для С. Кьеркегора, так и Л. Шестова, - конфликт между верой и разумом, Авраамом и Сократом, Иовом и Гегелем: «Шестов… 1 Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия М.: Прогресс – Гнозис, 1992. с. 240 2 Там же, с. 240 3 Там же, с. 240 4 Там же, с. 241
Стр.1