ОБРАЗ КНИГИ
Тайное чтение, или
Конец интимности
Есть вещи, о которых публично не говорят. <...> Не о том, что вы читаете (хотя далеко не все жаждут сообщать миру о том, что
за книги в их библиотеке), а о том, как вы читаете. <...> На чем останавливаете свое
внимание, что чаще перечитываете, а какие места просматриваете бегло или вовсе
пропускаете. <...> Мало кто признается в пристрастии к любовным романам или
апокалиптическим боевикам, правду знают лишь издатели. <...> Однако ситуация может измениться ñ по крайней
мере, применительно к электронным текстам. <...> Речь идет о сервисах, предоставляющих по подписке доступ к онлайновым библиотекам. <...> Когда вы читаете
он-лайн, ваш гаджет отправляет поставщику сервиса данные о скорости
вашего чтения, о тех местах, на которых вы задерживаете свое внимание,
наконец, о том, дочитали вы книгу до
конца или бросили на середине. <...> Один
из таких популярных сервисов, Oyster,
предоставляющий доступ более чем к
сотне тысяч книг, защищенных авторским правом и всем тем, что находятся
в общественном доступе, прямо предупреждает пользователей: «Мы получаем и записываем сведения об образе действий читателей, включая, но
не ограничиваясь только этим, сведения о книгах, которые открывают или
просматривают пользователи, о конкретных страницах, которые пользователи открывают или читают, и о словах, которые видит конечный пользователь». <...> Тут, конечно, обнаруживается масса забавных подробностей: так, до финала классического труда Артура
Шлезингера «Циклы американской
истории» добирается менее одного
процента читателей, тогда как практическое пособие «Чего хотят женщины» прочитывают от корки до корки
все сто процентов. <...> Но, если подумать,
ничего забавного в этом нет, потому
что впервые у поставщиков текстов
(назовем так авторов, издателей и всех
распространителей текстов) появился
реальный инструмент, позволяющий
отслеживать действия читателей. <...> И
пусть пока он охватывает очень небольшую часть читающей публики <...>