К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2015 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)
Ярославль
2015
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. <...> К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник. <...> Психолого-педагогические науки = Yaroslavl pedagogical
bulletin : научный журнал. <...> Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук,
профессор; Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ; <...> Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор; Н. Х. Розов, доктор физико-математических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. <...> К. Д. Ушинского», 2015
© Авторы статей, 2015
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том II (Психолого-педагогические
науки)
№ 2–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. <...> Индуктивный и дедуктивный анализ учебной информации по физике
как средство реализации стандарта общего среднего образования _________________________ 39
Остренкова М. А. <...> Музыкальные фонетические упражнения
в обучении английскому произношению младших школьников ___________________________ 64
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. <...> Формирование практического мышления студентов вузов при реализации
тригонометрического анализа равнобедренных треугольников ___________________________ 125
Смирнов Е. А. <...> Когнитивные словари искусства как средство лексикографического обеспечения
методической подготовки будущих учителей __________________________________________ 136
Огородникова Н. В. <...> Аналитическое чтение как средство
формирования аналитической и интерпретационной компетенций у студентов языкового вуза 147
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Тихомирова Л. Ф., Бурыкина Н. М. <...> Проблемы обучения бихевиористов в период <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№2._Психолого-педагогические_науки_2015.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том II (Психолого-педагогические
науки)
№ 2–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Важнова О. Г. Формирование бренда общеобразовательной школы ___________________________ 7
Дмитриенко Е. А. Методологические основы исследования детских общественных организаций
как социально-педагогических систем _________________________________________________ 13
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Смирнова В. А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных
учебных действий у школьников _____________________________________________________ 21
Афанасьев В. В. Обычная, необычная геометрия __________________________________________ 29
Нефедов Д. Е. Об интеграции содержания школьных предметов математики и информатики _____ 34
Путина Н. Д. Индуктивный и дедуктивный анализ учебной информации по физике
как средство реализации стандарта общего среднего образования _________________________ 39
Остренкова М. А. Формирование контекста традиционной культуры на уроках русского языка
и методы его изучения ______________________________________________________________ 45
Коврова М. А. Использование аналитико-синтетических упражнений с фразеологизмами
на уроках русского языка в начальной школе ___________________________________________ 51
Айбятова Е. В. Особенности речевого воздействия в ситуации учебного общения в начальной
школе ____________________________________________________________________________ 57
Гайнутдинова Л. Р. Музыкальные фонетические упражнения
в обучении английскому произношению младших школьников ___________________________ 64
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Байбородова Л. В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий
в образовании _____________________________________________________________________ 69
Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Основные направления и результаты исследований
педагогических технологий ярославской научной школы _________________________________ 77
Юдин В. В. Технологическое описание педагогических процессов разных типов _______________ 86
Тихомирова Е. И. Исследование технологий субъектной самореализции личности _____________ 91
Чернявская А. П. Особенности педагогической деятельности в процессе реализации
технологического подхода __________________________________________________________ 97
Борытко Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза _____ 103
Бурлакова Т. В. Индивидуализированные технологии в подготовке студентов педагогического вуза
________________________________________________________________________________ 108
3
Стр.3
Иванова Н. В., Винорадова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе
как условие развития субъектной позиции будущих педагогов ___________________________ 114
Тамарская Н. В. Технологии формирования управленческой культуры педагога
в процессе непрерывной профессиональной подготовки ________________________________ 120
Богун В. В. Формирование практического мышления студентов вузов при реализации
тригонометрического анализа равнобедренных треугольников ___________________________ 125
Смирнов Е. А. Формирование математических компетенций у будущих учителей физической
культуры и тренеров ______________________________________________________________ 131
Сычугова Л. П. Когнитивные словари искусства как средство лексикографического обеспечения
методической подготовки будущих учителей __________________________________________ 136
Огородникова Н. В. Организация учебной деятельности студентов медицинского вуза по освоению
содержания языковой компетенции __________________________________________________ 142
Мирошниченко C. А., Лесохина А. М., Лабазина Л. Н. Аналитическое чтение как средство
формирования аналитической и интерпретационной компетенций у студентов языкового вуза 147
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Тихомирова Л. Ф., Бурыкина Н. М. Социальное взаимодействие родителей и педагогов
в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни
у школьников с интеллектуальной недостаточностью ___________________________________ 152
Симановский А. Э., Воронина С. Н. Анализ процесса гендерной социализации девочек-дошкольниц
с ограниченными возможностями здоровья ___________________________________________ 159
ПСИХОЛОГИЯ
Поваренков Ю. П. Полициклический подход к исследованию профессионального становления
и реализации личности ____________________________________________________________ 166
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Противоречия в развитии личностных черт педагога
в период учебно-профессиональной деятельности ______________________________________ 174
Жукова Т. В. Основные результаты исследования психологической структуры учебной деятельности
студентов бакалавриата и специалитета ______________________________________________ 181
Самбикина О. С. Взаимосвязь характера детско-родительских отношений
со стилем учебной деятельности младших школьников разного пола _____________________ 190
Воронова А. В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа __________________________ 196
Абрамсон Чарльз И. Проблемы обучения бихевиористов в период когнитивной революции ____ 202
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Социальная психология и научная деятельность
(рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности») ________ 218
Емельянов А. С. «Учитель!.. Перед именем твоим…» (памяти В. П. Максаковского) __________ 222
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ __________________________________________________________ 228
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей _____________________________________________ 234
4
Стр.4
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
Volume II (Psychological
and Pedagogical Sciences)
№ 2–2015
THE CONTENT
GENERAL PEGAGOGICS. HISTORY OF PEDAGOGICS AND EDUCATION
Vazhnova O. G. Formation of the Comprehensive School Brand __________________________________ 7
Dmitrienko E. A. Methodological Bases to Research Children's Public Organizations as
Social and Pedagogical Systems _______________________________________________________ 13
THEORY AND METODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Smirnova V. A. Theoretical Bases of Forming Schoolchildren’s Cognitive Universal Educational Activities
_________________________________________________________________________________ 21
Afanasiev V. V. Ordinary, Extraordinary Geometry ___________________________________________ 29
Nefedov D .E. About Integration of School Subjects Contents of Mathematics and Informatics ________ 34
Putina N. D. The Inductive and Deductive Analysis of Educational Information on Physics
as a Means to Implement the Standard of General Secondary Education ________________________ 39
Ostrenkova M. A. Formation of the Context of Traditional Culture at Russian Lessons and Methods to Study
It __________________________________________________________________________________ 45
Kovrova M. A. Use of Analytical -Synthetic Exercises with Phraseological Units at Russian Lessons
at Primary School ___________________________________________________________________ 51
Aybyatova E. V. Features of Speech Influence in the Situation of Educational Communication
at Primary School ___________________________________________________________________ 57
Gainutdinova L. R. Musical Phonetic Exercises in English Pronunciation Training of Junior Schoolchildren
_________________________________________________________________________________ 64
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Baiborodova L. V. Theory and Practice Problems of Pedagogical Technologies Use in Education ______ 69
Baiborodova L. V., Chernyavskaya A. P. Main Directions and Results of Yaroslavl Scientific School
Researches of Pedagogical Technologies _________________________________________________ 77
Judin V. V. Technological Description of Pedagogical Processes of Different Types _________________ 86
Tikhomirova E. I. Research of the Personality’s Subjective Self-Realization Technologies ____________ 91
Chernyavskaya A. P. Pedagogical Activity Features in the Course of Realization of the Technological
Approach _________________________________________________________________________ 97
Borytko N. M. Technological Bases of Professional Education of the Higher Education Institution Student
________________________________________________________________________________ 103
5
Стр.5
Burlakova T. V. Individualized Techniques as a Means of Training Students at the Pedagogical University
________________________________________________________________________________ 108
Ivanova N. V., Vinogradova M. A. Differentiation of Educational Technologies in Higher Education
Institution
as a Precondition to Develop the Future Teachers’ Subject Position ___________________________ 114
Tamarskaya N. V. Technologies to Form the Teacher’s Administrative Culture
during Non-Stop Professional Training _________________________________________________ 120
Bogun V. V. Practical Thinking Formation of University Students
in the Course of the Trigonometrical Analysis of Isosceles Triangles __________________________ 125
Smirnov Е. А. Formation of Mathematical Competences of Future Physical Training Teachers and Coaches
________________________________________________________________________________ 131
Sychugova L. P. Cognitive Dictionaries of Art as a Means of Lexicographic Support
of Future Teachers’ Methodical Training________________________________________________ 136
Ogorodnikova N. V. Organization of Medical Students’ Learning Activity in Mastering the Subject Matter
of the Language Competence _________________________________________________________ 142
Miroshnichenko S. A., Lesochina A. M., Labazina L. N. Analytical Reading as a Means to Develop
Analytical
and Interpretive Competences of Linguistic University Students _____________________________ 147
CORRECTIONAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Tikhomirova L. F., Burykina N. M. Social Interaction of Parents and Teachers during Formation of
Attitude
towards Health and Skills of a Healthy Lifestyle of Schoolchildren with Intellectual Incapacity ____ 152
Simanovsky A. E., Voronina S. N. The Analysis of the Process of Gender Socialization of Preschool Girls
with disabilities ___________________________________________________________________ 159
PSYCHOLOGY
Povarionkov Ju. P. A Polycyclic Approach to Research the Personality’s Professional Formation
and Realization ____________________________________________________________________ 166
Povarionkov Ju. P., Slepko Ju. N. Contradictions in Development of the Teacher’s Personal Features
during the Educational Professional Activity _____________________________________________ 174
Zhukova T. V. Basic Results of the Research of the Psychological Structure of the Educational Activity
of Students Doing a Bachelor’s and Master’s Degree ______________________________________ 181
Sambikina O. S. Character Interrelation of the Child-Parent Relations
with the Style of the Educational Activity of Junior Schoolchildren of a Different Gender _________ 190
Voronova A. V. Gender as a Subject of the Interdisciplinary Analysis ___________________________ 196
Abramson Charles I. Problems of Teaching the Behaviorist Perspective in the Cognitive Revolution __ 202
CHRONICAL AND INFORMATION
Mazilov V. A. , Slepko Ju. N. Social Psychology and Scientific Activity
(review on A. V. Yurevich's book "Social Psychology of the Scientific Activity") _______________ 218
Emeliyanov A. S. "Teacher!. In front of Your Name …" (in memory of V. P. Maksakovsky) _________ 222
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ______________________________________________ 231
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine "Yaroslavl Pedagogical Bulletin"
and Requirements to Typography of Manuscripts _______________________________________ 235
6
Стр.6