К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2015 – № 2 – Том I (Культурология)
Ярославль
2015
УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. <...> К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник. <...> К. Д. Ушинского», 2015
© Авторы статей, 2015
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том I (Культурология)
№ 2–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Багновская Н. М. <...> Эпоха поворотов: эпистемологические поиски и социокультурные реалии ______ 31
Ерохина Т. И. <...> Творческая личность как публичная личность:
искусство как способ институционализации лиминальности ______________________________ 82
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Архипова Л. М. <...> __________ 108
Лебедева Е. Г. Женское искусство царского дома: Екатерина Великая – талантливая дилетантка _ 114
Выскочков Л. В. <...> «Сценарий власти» и церемониальная культура Петергофа в эпоху Николая I ____ 131
3
Летуновский Е. А. <...> Противостояние старого и нового:
костромские государственные свободные художественные мастерские (1920–1921 гг.) <...> Трансформация национальной лингвоцветовой картины мира
при переводе литературного произведения (А. С. Пушкин, Дж. <...> Социокультурный контент «Общественного телевидения России» _ 246
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Старшова А. П. <...> Female Art of the Imperial House: Catherine the Great – a Talented Laywoman _______ 114
Vyskochkov L. <...> Ritm kak ob#ekt issledovanija
v teorii hudozhestvennoj kul'tury [Tekst] / <...> И. С. Белова
«Мир-музей» негативной герменевтики Джанни Ваттимо:
от образцов к образам и экспонатам
Выполнено по материалам Российской научной конференции «Творческая личность – 2014: поступок и образ»
В статье исследуется образ современной культуры, который был обозначен М. Хайдеггером <...> Предпринимается попытка определить особенности модели человеческого
поведения в данной культурной ситуации, проблемы осознания своих возможностей в ней и роль ослабленного <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№3._Культурология_2015.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том I (Культурология)
№ 2–2015
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Багновская Н. М. Толерантность как объективный фактор и условие сосуществования
мультикультурных групп ____________________________________________________________ 7
Барбой Ю. М. Художественная форма и художественный язык спектакля _____________________ 11
Белова И. С. «Мир-музей» негативной герменевтики Джанни Ваттимо:
от образцов к образам и экспонатам___________________________________________________ 18
Болдырева Е. М. Стратегия дискретного воспоминания
в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» _____________________________________________ 24
Гаврилина Л. М. Эпоха поворотов: эпистемологические поиски и социокультурные реалии ______ 31
Ерохина Т. И. Текст – код массовой культуры _____________________________________________ 37
Злотникова Т. С. Образование в системе кодов массовой культуры __________________________ 46
Летина Н. Н. Имидж в культурологическом дискурсе ______________________________________ 52
Пефтиев В. И. Жан-Поль Сартр как теоретик литературы: эссе 1945 г. ________________________ 58
Пичко Н. С. Духовность человека как философская проблема________________________________ 62
Покидченко И. М. Шопенгауэр – философ «темного романтизма» ____________________________ 68
Степанов В. Н. ‘Kraft’ (‘сила’) и ‘Geist’ (‘дух’) как концепты актуализации личностного
и сверхличностного в философии Вильгельма фон Гумбольдта ____________________________ 74
Хренов Н. А. Творческая личность как публичная личность:
искусство как способ институционализации лиминальности ______________________________ 82
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Архипова Л. М. О крутизне «мемориальных» поворотов в современной историографии __________ 92
Ермолин Е. А. Русское историческое краеведение
как инстанция культурной памяти: история и миф_______________________________________ 98
Лях Е. Е. Проблема выбора веры в массовой раннехристианской литературе (I–V вв.) __________ 108
Лебедева Е. Г. Женское искусство царского дома: Екатерина Великая – талантливая дилетантка _ 114
Выскочков Л. В. Российский императорский двор конца ХVIII – первой половины ХIХ в.
как социокультурный институт: итоги и проблемы изучения _____________________________ 119
Пивоварова Ю. И. Роль женщины в литературном салоне
(на материале русской культуры начала XIX в.) ________________________________________ 127
Пугачева К. А. «Сценарий власти» и церемониальная культура Петергофа в эпоху Николая I ____ 131
3
Стр.3
Летуновский Е. А. Архитектура стран Западной Европы первой половины XIX в.
в оценке русских путешественников _________________________________________________ 137
Никифорова Н. В. Технологические новинки при императорском дворе:
электричество в практиках репрезентации власти ______________________________________ 145
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Университеты России на рубеже XIX–XX вв.:
эксперимент с «чиновниками от просвещения» (Н. П. Боголепов, Г. Э. Зенгер) _____________ 151
Ковалева И. Ф. Е. Н. Опочинин – творческая личность «второго плана»
в культуре рубежа XIX–XX вв. ______________________________________________________ 166
Наседкина Е. В. Андрей Белый: трансформация образа в восприятии современников
(портреты, шаржи, пародии) ________________________________________________________ 171
Быков К. А. Провинциальный город как субъект и среда межкультурного взаимодействия:
Вологда в революционных событиях 1918 г. __________________________________________ 178
Малясова Г. В. Противостояние старого и нового:
костромские государственные свободные художественные мастерские (1920–1921 гг.)_______ 182
Азеева И. В. Театральная школа Юозаса Мильтиниса: судьба феномена ______________________ 187
Густякова Д. Ю. Принципы присвоения русской классики в зарубежной массовой культуре ____ 194
Якушева Л. А. Творчество режиссера А. В. Эфроса: театральные постановки за рубежом ________ 201
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Кочеляева Н. А. Стратегическое планирование в сфере культуры:
российский опыт региональной культурной политики __________________________________ 206
Сандакова М. В. Своеобразие картины мира Василия Аксенова:
взгляд сквозь призму субстантивной метонимии _______________________________________ 212
Воронина Н. И., Догорова Н. А. Антропоэстетический «экран» танцевальной пластики мордвы __ 219
Мишенькина Е. В. Трансформация национальной лингвоцветовой картины мира
при переводе литературного произведения (А. С. Пушкин, Дж. Г. Байрон) _________________ 225
Букарева Н. Ю. Рассказ Д. Рубиной «Двойная фамилия»
в режиме обсуждения на «круглом столе» ____________________________________________ 230
Малеина Е. А. Никита «Бесогон» Михалков – поступок и образ
в российском интернет-пространстве ________________________________________________ 236
Малышева Н. Л. Шаманизм как основа перформанса: метод Марины Абрамович ______________ 242
Петрова М. В., Пинус М. М. Социокультурный контент «Общественного телевидения России» _ 246
ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ
Старшова А. П. Об итогах конференции «Творческая личность – 2014: поступок и образ» ______ 253
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ __________________________________________________________ 255
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
и требования к оформлению рукописей _______________________________________________ 262
4
Стр.4
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
Volume I (Culturology)
№ 2–2015
THE CONTENT
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Bagnovskaya N. M. Tolerance as an Objective Factor and Provision
of Multicultural Groups Coexistence _____________________________________________________ 7
Barboi Ju. M. Art Form and Art Language of the Performance __________________________________ 11
Belova I. S. "World-Museum" of Negative Hermeneutics of Gianni Vattimo:
from Samples to the Images and Artifacts ________________________________________________ 18
Boldyreva E. M. Strategy of Discrete Reminiscence in I. A. Bunin's Novel "Arseniev's Life" __________ 24
Gavrilina L. M. The Epoch of Turns: Epistemological Searches and Sociocultural Realities ___________ 31
Erokhina T. I. Text – the Code of Mass Culture ______________________________________________ 37
Zlotnikova T. S. Education in the System of Popular Culture Codes ______________________________ 46
Liotina N. N. Image in the Culturological Discourse __________________________________________ 52
Peftiev V. I. Jean Paul Sartre as a Theorist of Literature: Essay of 1945 ____________________________ 58
Pichko N. S. Spirituality of the Human Being as a Philosophical Problem __________________________ 62
Pokidchenko I. M. Schopenhauer – a Philosopher of "Dark Romanticism" _________________________ 68
Stepanov V. N. ‘Kraft’ ('Force') and ‘Geist’ ('Spirit') as Concepts of Updating Personal
and Superpersonal Things in Wilhelm von Humboldt’s Philosophy ____________________________ 74
Khrenov N. A. A Creative Person as a Public Personality:
Art as a Way of Liminality Institutionalization ____________________________________________ 82
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Arkhipova L. M. About Steepness of "Memorial" Turns in Modern Historiography __________________ 92
Ermolin E. A. Russian Local History as an Instance of Cultural Memory: History and Myth ___________ 98
Lyakh E. E. Faith Choice Problem in Mass Early Christian Literature (I–V centuries) _______________ 108
Lebedeva E. G. Female Art of the Imperial House: Catherine the Great – a Talented Laywoman _______ 114
Vyskochkov L. V. The Russian Imperial Court at the end of the XVIII – the first half of the XIX
as Sociocultural Institute: Results and Problems of Study ___________________________________ 119
Pivovarova Ju. I. A Role of the Woman in a Literary Salon
(based on Russian culture in the beginning of the 19th century) ______________________________ 127
Pugachiova K. А. "The Scenario of Power" and the Ceremonial Culture of Peterhof
in the Time of Nicholas I ____________________________________________________________ 131
5
Стр.5
Letunovsky E. A. Architecture of the Western European Countries
in the first half of the XIX century from the Point of View of Russian Travellers’ Estimation ______ 137
Nikiforova N. V. Technological Novelties at the Imperial Court:
Electricity in Practices of Power Representation __________________________________________ 145
Novikov M. V., Perfilova T. B. Universities of Russia at the Turn of the XIX–XX centuries:
Experiment with "Education Officials" (N. P. Bogolepov, G. E. Zenger) _______________________ 151
Kovaliova I. F. E. N. Opochinin – a Creative Person of "the Second Plan"
in Culture at the Turn of the XIX–XX centuries __________________________________________ 166
Nasedkina E. V. Andrew Bely: Transformation of the Image in His Contemporaries’ Eyes
(portraits, caricatures, parodies) _______________________________________________________ 171
Bykov K. А. A Provincial Town as a Subject and Environment of Intercultural Cooperation:
Vologda in Revolution Events of 1918 _________________________________________________ 178
Malyasova G. V. Opposition of Old and New Art: Kostroma State Free Art Workshops (1920–1921) ___ 182
Azeeva I. V. Theatre School of Juozas Miltinis: Destiny of the Phenomenon _______________________ 187
Gustyakova D. Ju. Principles of Appropriation of Russian Classical Opera in Foreign Mass Culture ____ 194
Yakusheva L. A. The Creative Work of Theatre Director A. Efros: Theater Productions Abroad _______ 201
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Kochelyaeva N. A. Strategic Planning in the Sphere of Culture:
Russian Experience of Regional Cultural Policy __________________________________________ 206
Sandakova M. V. Originality of Vasily Aksionov's Picture of the World: a View through the Prism of
Substantive Metonymy ______________________________________________________________ 212
Voronina N. I., Dogorova N. A. An Anthropoaesthetic "Screen" of Mordva Dancing Plasticity ________ 219
Mishenkina E. V. Transformation of the National Linguocolour Picture
of the World in Interpretation of Literary Works (A. S. Pushkin, J. G. Byron) ___________________ 225
Bukareva N. Yu. The Story by D. Rubina "Double Last Name"
in the Mode of Discussion at "the Round Table" __________________________________________ 230
Maleina Е. А. Nikita "Besogon" Mikhalkov – Act and Image in the Russian Internet Space __________ 236
Malysheva N. L. Shamanism as a Performance Basis: Marina Abramović's Method _________________ 242
Petrova M. V., Pinus M. M. Sociocultural Content of "Public Television of Russia" ________________ 246
CHRONICLE AND INFORMATION
Starshova A. P. About Conference Results "A Creative Person – 2014: Act and Image" _____________ 253
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ______________________________________________ 259
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine "Yaroslavl Pedagogical Bulletin"
and Requirements to Typography of Manuscripts _________________________________________ 263
6
Стр.6