«Хованщина» Мусоргского
как художественный феномен: к проблеме
поэтики жанра / ред. <...> © Ермакова С. С., 2014
ПОЭТИКА КАК ТЕРМИН МУЗЫКОВЕДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
На основе анализа двух подходов к разработке проблемы музыкальной поэтики — структурно-содержательного и содержательно-смыслового — в литературоведении, автор предлагает новое толкование поэтики в музыковедении. <...> Определяется содержание и внутренняя иерархическая структура понятия. <...> Ключевые слова: музыкальная поэтика, литературная поэтика,
структура художественного содержания
Музыкальное содержание иерархично, как
иерархично содержание любого художественного произведения. <...> Отношение «содержание-форма» должно мыслиться не однозначно, как наличие только двух аспектов произведения, а многопланово, как диалектическая оппозиция «что»
и «как» при переходе от одного формально-содержательного уровня к другому. <...> Это значит, что
диалектические переходы формы и содержания
выстраиваются в иерархическую структуру, где
каждый низший элемент является средством для
выражения высшего. <...> Более удачно, на наш взгляд, диаду формы и содержания сопоставить с триадой «тело,
душа, дух», выработанной средневековыми гер-
меневтами. <...> Именно она лежит в основе герменевтики — искусства и теории истолкования
Священных и художественных текстов. <...> Под «телом» понимаются структурно-формальные элементы, под «душой» — эмоциональные движения или образный ряд, «духом» — генеральная
идея, смысл произведения. <...> Данная аналогия подводит к мысли о возможности под «формальным» уровнем подразумевать всю грамматику музыкального языка, а
содержание мыслить двусоставно: как иерархию нижней и верхней частей, соответствующих «душевному» и «духовному» уровням. <...> Соотношение этих трех уровней могло бы лечь в
основу музыкальной поэтики. <...> Второй подход связан с изучением строения музыкального содержания, выделением в
«художественном мире произведения» его «духовного <...>