© Попова О. В., 2014
КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ:
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА
Статья посвящена деятельности Марселя Мюля — выдающегося французского музыканта, во многом определившего развитие
саксофонового исполнительства в ХХ веке. <...> Рассматривается роль
Марселя Мюля в становлении и развитии жанра квартета саксофонов. <...> Ключевые слова: Марсель Мюль, квартет, саксофон
Жанр квартета саксофонов принадлежит к
числу самых молодых. <...> Саксофон быстро вошел в состав военных
оркестров Франции, благодаря его особым качествам, сочетающим виртуозные технические
возможности деревянных духовых и мощь звучания медных духовых инструментов. <...> Появилась необходимость профессионального обучения саксофонистов, поэтому были открыты
факультативные классы для военных музыкантов в Парижской военно-музыкальной гимназии <...> Позже, в 1857 году, были открыты новые
военные классы при Парижской консерватории, первым преподавателем которых стал сам
Адольф Сакс. <...> Потребность в новом оригинальном репертуаре для саксофона стимулировала
интерес композиторов к созданию сочинений
для этого инструмента. <...> Новизна инструмента
позволяла композиторам смело экспериментировать, используя саксофон в ансамбле с фортепиано, с другими духовыми инструментами,
в сочетании саксофонов разных видов между
собой. <...> Именно в атмосфере творческих поисков
появились первые произведения для квартета
саксофонов, например, «Первый большой квартет» Ж.-Б. <...> Выдающуюся роль в развитии саксофонового исполнительства сыграл Марсель Мюль
(1901–2001), ставший не только основателем
французской школы игры на саксофоне, но и
первооткрывателем новых направлений развития саксофонового искусства. <...> Особую известность приобрела книга ученика Мюля Эжена Руссо [3],
которая была издана в 1982 году в США и на
русский язык до сих пор не переведена. <...> Опираясь на работы Руссо, попытаемся воссоздать
портрет Марселя Мюля, а также рассмотреть его
роль в становлении и развитии <...>