Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №1 (31) 2014

КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМеркулов А. М.
Страниц6
ID269220
АннотацияВ статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен каденции солиста в инструментальном и вокальном искусстве XVIII – начала XIX века: происхождение, время распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, степень импровизационности, протяжённость.
Меркулов А. М.. КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ / Меркулов А. М. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2014 .— №1 (31) .— URL: https://rucont.ru/efd/269220 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА © Меркулов А. М., 2014 КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен каденции солиста в инструментальном и вокальном искусстве XVIII – начала XIX века: происхождение, время распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, степень импровизационности, протяжённость. <...> Ключевые слова: каденция, барокко, венский классицизм, импровизационность, композиторское творчество До последнего времени каденция солиста как определенная область музыкального искусства не была в поле зрения отечественных исследователей. <...> Не рассматривается специально данная тема и в вузовских и училищных курсах истории музыки и истории исполнительского искусства. <...> В результате этого в широкой исполнительской, педагогической, композиторской, во многом и музыковедческой среде сложились и укоренились такие представления о бытовании каденции в эпоху барокко и венского классицизма, которые далеки от реальности. <...> Цель данной статьи — развеять самые ходовые мифы на этот счёт и дать, таким образом, более объективную картину истории каденции солиста в XVIII — начале XIX века1. <...> Одно из распространенных заблуждений (обозначим его для удобства рассмотрения как миф первый) состоит в том, что каденции солиста появились, как считают многие, лишь в эпоху венского классицизма, в творчестве, прежде всего, Моцарта и Бетховена, а в эпоху барокко — во всяком случае, до 1750 года — каденций не существовало. <...> Такое заключение можно сделать, читая современный отечественный справочник по старинной музыке [2], охватывающий явления музыкальной жизни до второй половины XVIII века (а именно в такого рода изданиях, рассчитанных на массовую аудиторию, чаще всего представлены широко бытующие мнения). <...> В отмеченной популярной энциклопедии вообще нет статьи о каденции солиста, из чего можно 36 <...>