© Шаховской А. П., 2014
АССОЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Механизм отражения в музыке характеризуется наличием двух
пересекающихся взаимосвязанных процессов: а) отражения окружающей действительности и б) отражения конструктивных возможностей
(свойств) звукового материала. <...> Музыкальный образ возникает и располагается в «точке пересечения» этих процессов, связывая в единое
целое «музыкальное» и «НЕ-музыкальное». <...> Ассоциации предстают
как фактор осознания смысла и логики музыкального произведения. <...> Ключевые слова: музыкальный образ, музыкальное и НЕ-музыкальное, ассоциации
Содержание произведений искусства осознается, прежде всего, посредством художественных образов. <...> В музыкальном произведении они
предстают как отражение композитором образов
реальной действительности специфическими
средствами музыки. <...> Таким образом, механизм
отражения в музыке характеризуется наличием
двух пересекающихся взаимосвязанных процессов: а) процесса отражения окружающей
действительности и б) процесса отражения конструктивных возможностей (=свойств) звукового
материала. <...> Очевидно, что музыкальный образ возникает и располагается в, условно говоря, «точке
пересечения» этих двух процессов, связывая в
единое целое «музыкальное» и «НЕ-музыкальное». <...> Рассматриваемый в таком аспекте музыкальный образ имеет очевидную двухвекторную направленность: а) в сторону жизненной
реальности, то есть, того мира действительности, в котором располагается прототип художественного образа, б) в сторону специфической
звуковой музыкальной реальности, средствами
которой реализуется, а соответственно – отражается в произведении жизненный прототип,
находящий свое воплощение в художественном
(=музыкальном) образе. <...> Исходя из этого, музыкальный образ можно
и нужно трактовать как систему «музыкального»
(=звукового) и «НЕ-музыкального» (как правило
— НЕ-звукового), взаимодействие которых предстает как своего рода <...>