АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (31) 2014
© Горшкова Н. Г., 2014
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКИ ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАННА
Статья раскрывает тенденции развития западноевропейской
инструментальной музыки второй половины ХХ века. <...> Рассматриваются эстетико-философские взгляды композитора, повлиявшие на создание новой композиционной технологии, приемов исполнения и нотной записи. <...> Ключевые слова: Лахенманн, Адорно, Ноно, предоформленный
слуховой опыт, конкретная инструментальная музыка, освобожденное восприятие, неориторика, континуум
Композиторы-новаторы всегда сталкиваются с непониманием своего творчества. <...> Неподготовленные слушатели по-прежнему предпочитают разнообразным экспериментам классическую гармонию Моцарта и Шуберта, так как
понимать и любить новую музыку, сформировать свое личное отношение к ней — задача не
из лёгких. <...> Музыка
композиторов XX–XXI веков мало способствует
мышлению в привычных романтических образах, она не призвана услаждать слух и развлекать слушателя, наоборот, она требует высокого
интеллектуального напряжения, постоянного
поиска внутреннего смысла произведений, многократного их прослушивания. <...> Именно таким
является и творчество немецкого композитора Хельмута Лахенманна1. <...> Ключ к пониманию
его музыки заложен в эстетико-философских
убеждениях композитора, так как его композиционная технология является непосредственным продолжением этих взглядов. <...> Лахенманна начинает формироваться с 1957
года, со времени посещения летних курсов современной музыки в Дармштадте, где он знакомится с известными авангардистскими музыкантами: Л. <...> В основе взглядов композитора лежит мысль о
том, что новое искусство должно освободиться
от оков традиционных представлений и объективно отражать дух времени. <...> Такая концепция
подразумевает отказ от традиционного звукоизвлечения, тембровых красок, от всего того,
что можно назвать общественно «предоформленным слуховым <...>