АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (31) 2014
© Полковникова Т. В., 2014
НОВАЯ МУЗЫКА И КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЧУВАШИИ. <...> ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
В статье рассматривается творчество двух чувашских композиторов — М. А. Алексеева и А. Г. Васильева, представляющих новое
направление в чувашской музыке второй половины XX века. <...> Представлен анализ двух сочинений композиторов — «48 полифонических
образов» М. Алексеева <...> , показательных с
точки зрения преломления эстетики новой музыки, опирающейся на
национальную основу. <...> Ключевые слова: чувашские композиторы, новая эстетика, направление, техника, национальная интонационность, атональность,
полистилистика
Понятие «новой музыки» по отношению
к чувашскому композиторскому творчеству второй половины XX века наиболее точно отражает
происходившие в национальном искусстве процессы. <...> Творчество двух композиторов-шестидесятников 60–90-х годов выделилось новаторством среди представителей национально-традиционного направления, сформировавшегося в
чувашской композиторской школе. <...> М. А. Алексеев (1933–1996) и А. Г. Васильев (1948–2012), открывшие новое стилевое течение (теория о двух
направлениях в чувашской музыке выдвинута <...> Сменилась эстетическая составляющая их композиторского творчества: «народное» начало (связь с чувашским
песенным фольклором) обогатилось за счет интеллектуального и даже рационального подхода
к композиции. <...> Форма, композиционные методы,
техника попали в центр внимания композиторов. <...> Искусство композиции в чувашской музыке XX
века достигло своей вершины. <...> К новой музыке чувашских композиторов
привела смена, полная или частичная, модально-тонального мышления на атональное. <...> Техника композиции, которая стала краеугольным
камнем создания новой музыки, отточенная и
выверенная впервые западными музыкантами,
прочно закрепилась в творчестве отечественных
композиторов второй половины XX века. <...> Применение авангардных приемов для чувашских
композиторов-новаторов <...>