© Леопа И. П., 2014
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ГУСТАВА МАЛЕРА
В статье предлагается периодизация камерно-вокального творчества <...> Г. Малера, основанная на этапах эволюции именно вокальных сочинений. <...> Несмотря на тесную связь симфонического и песенного жанров, последний
рассматривается как самостоятельная линия, хронологически не всегда совпадающая с основными этапами симфонического творчества композитора. <...> Ключевые слова: Густав Малер, вокальный цикл, песня, симфония
Творчество крупнейшего австрийского
композитора рубежа XIX–XX веков Густава
Малера вызывает неуклонно растущий интерес исполнителей, слушателей, исследователей. <...> Популярность музыки Малера удивляет своей
интенсивностью и продолжительностью. <...> По
словам известного немецкого музыковеда Г. Данузера, музыка Г. Малера «в своей неохватности <…> взрывает барьеры между «серьезным»
и «легким» искусством, наводит мосты над
пропастью между исполнителями и творцами
Новой музыки, и потому <…> она воистину
всеобъемлюща» [3]. <...> Неудивительно, что творчество Г. Малера достаточно хорошо изучено
как зарубежными, так и отечественными музыковедами, фундаментальные труды которых
охватили разные стороны деятельности этого
композитора. <...> Вместе с тем основным объектом
внимания, безусловно, остаются симфонии Малера, определившие развитие жанра на многие
десятилетия вперед. <...> Камерно-вокальные сочинения нередко рассматриваются как сопутствующая симфониям линия творчества, связанная с
ними, питающая их особым песенным тематизмом. <...> Это, безусловно, не вызывает сомнений, и
все же вокальная лирика Малера прошла свой
неповторимый путь от камерного цикла «Песни
странствующего подмастерья» до масштабной
симфонии «Песнь о Земле», которая является
вокально-симфоническим циклом. <...> Исследователи отмечают три основных
периода творчества Г. Малера: первый, ранний
период (1880–1900); второй, венский период
(1900–1907), связанный с пребыванием <...>