Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Журнал является современным научным средством массовой информации в сфере психологической
науки, образования и практики, публикующим материалы исследований теоретического и прикладного
характера отечественных и зарубежных учёных и специалистов многих отраслей психологии и смежных с
ней областей. Журнал представляет собой площадку-форум для своевременного и активного
распространения результатов исследований, расширяющих и углубляющих понимание современных
проблем психологии, предоставляет возможность их обсуждения.
Основной целью журнала является содействие развитию научного потенциала широкого круга учёных
и практиков путём активной поддержки исследователей, своевременного предоставления им возможности
публикации материалов исследований и их продвижения в профессиональном сообществе. Отдельную
задачу журнала составляет информирование российского и зарубежного профессионального сообщества о
состоянии и достижениях психологической науки и практики в Южно-Уральском государственном
университете и партнёрских вузах, организациях и учреждениях.
Редакционная коллегия
Батурин Н.А., доктор психологических наук, профессор (ответственный редактор) (Челябинск,
Россия),
Беребин М.А., кандидат медицинских наук, доцент (ответственный секретарь) (Челябинск, Россия),
Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, академик РАО (Москва, Россия),
Грязева-Добшинская В.Г., доктор психологических наук, профессор (Челябинск, Россия),
Доценко Е.Л., доктор психологических наук, профессор (Тюмень, Россия),
Зинченко Ю.П., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Москва,
Россия),
Знаков В.В., доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия),
Малых С.Б., доктор психологических наук, профессор член-корреспондент РАО (Москва, Россия),
Солдатова Е.Л., доктор психологических наук, профессор (Челябинск, Россия),
Ушаков Д.В., доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия),
Щелкова О.Ю., доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия),
Bartram D., Professor (Лондон, Великобритания),
Lindley P., PhD (Лондон, Великобритания),
Eydman E., PhD (Сидней, Австралия),
Brawn A., PhD (Кэмбридж, Великобритания).
Стр.1
South Ural State University
The journal is a modern scientific media that publishes empirical and theoretical contributions in the areas of
Psychological science, education and practice. It is open to contributions in Russian and English languages written
by scientists and practical psychologists from any country. The journal is a place for timely and active
dissemination of research results that broadens and deepens understanding of contemporary problems of
Psychology, provides an opportunity to discuss them.
The journal aims to promote the development of scientific potential of a wide range of Psychology scientists
and practitioners by actively supporting researchers, giving them the opportunity of timely research publication
and promoting it in the professional community.
Editorial Board
Baturin N.A., Doctor of Science (Psychology), Professor (executive editor),
Berebin M.A., MD (executive secretary),
Asmolov A.G., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician of Russian Academy of Education
(Moscow, Russia),
Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Doctor of Science (Psychology), Professor (Chelyabinsk, Russia),
Dotsenko E.L., Doctor of Science (Psychology), Professor (Tyumen, Russia),
Zinchenko Yu.P., Doctor of Science (Psychology), Professor, corresponding member of the Russian
Academy of Education (Moscow, Russia),
Znakov V.V., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow, Russia),
Malyh S.B., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow, Russia),
Soldatova E.L., Doctor of Science (Psychology), Professor (Chelyabinsk, Russia),
Ushakov D.V., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow, Russia),
Shchelkova O.Yu., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg, Russia),
Bartram D., Professor (London, Great Britain),
Lindley P., PhD (London, Great Britain),
Eydman E., PhD (Sydney, Australia),
Brawn A., PhD (Cambridge, Great Britain).
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Общая психология, психология личности, история психологии
ЗУБАКИН М.В., ДОРФМАН Л.Я. Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале
художественных кинофильмов). Сообщение 1 ..........................................................................
Социальная психология
МАГАЗЕВА Е.А. Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации
личностного выбора .................................................................................................................... 15
ЖУЙКОВА Е.Б., ПЕЧНИКОВА Л.С. К вопросу о психологических особенностях семей, сохраняющих
тайну усыновления ................................................................................................................... 22
Психодиагностика
КИСЕЛЕВ Е.А. Диагностические возможности методики Роршаха в исследовании больных шизофренией
................................................................................................................................................ 29
ЗАВЬЯЛОВА И.Ю. Теоретические основания разработки процедуры диагностики фазовой динамики
нормативных кризисов поздних возрастов .............................................................................. 35
Психология развития и педагогическая психология
АРОН И.С. Развитие личностных компетенций учащихся школы-интерната как психологической
основы успешного профессионального самоопределения для детей, оставшихся без попечения
родителей ....................................................................................................................................... 40
БЕЛЯЕВА С.И. Личностные особенности матерей, имеющих детей подросткового возраста
с делинквентным поведением ................................................................................................................. 47
Клиническая (медицинская) психология
МИРОНОВА Н.В., ЩЕЛКОВА О.Ю. Психосоциальные характеристики пациентов с алкогольной
зависимостью при разных сроках ремиссии заболевания ............................................................ 54
СТРОГОВА С.Е., ЗВЕРЕВА Н.В., СЕРГИЕНКО А.А., СИМАШКОВА Н.В. Клиникопсихологический
анализ случая становления олигофреноподобного дефекта при шизофрении
(опыт мультидисциплинарного исследования) ...................................................................................... 61
Судебная психологическая экспертиза
МАТАНОВА В., КУКОВ К., ВЫРБАНОВ С., МАРИНОВ П., ДЖОРДЖАНОВА А., ПЕТРОВА А.
Клинико-психологическая оценка защитного поведения как проблема судебно-экспертной
практики ................................................................................................................................................... 71
БЕРЕБИН М.А., РЯЗАНОВА А.Б.. Судебно-экспертная психологическая оценка способности
понимать значение своих действий и руководить ими и ее особенности при психологической
диагностике несовершеннолетних с органическим расстройством личности ................................... 83
Краткие сообщения
БАХТИН И.С. Особенности личности военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению .. 93
КУЗНЕЦОВА Е.А. Эмоциональные особенности подростков с различными соматоформными
вегетативными дисфункциями ............................................................................................................... 100
КУЛИКОВА О.С. Когнитивные факторы социальной адаптации больных с параноидной формой
шизофрении .............................................................................................................................................. 109
ТИМОШЕНКО А.А. Структура волшебной сказки и ее субъективные модификации в пересказах
детей и взрослых ...................................................................................................................................... 116
5
© Издательский центр ЮУрГУ, 2014
Стр.3