Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №11 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268409
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №11 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268409 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кооперация предприятий по разработке российской СОВЕЩАНИЕ В АВИАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ИМЕНИ С. В. <...> ИЛЬЮШИНА 17 марта на базе входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание. <...> Серийное производство новой машины развернуто на Новосибирском авиационном заводе. <...> Независимо от времени суток и метеоусловий он способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели в любом географическом районе с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. <...> СТАРОГО КАЗАЧЕСТВА СТАРОГО КАЗАЧЕСТВА НОВОЕ КАЧЕСТВО ТЕНДЕНЦИИ ОБЪЕМ ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ РАСТЕТ Николай НОВИЧКОВ НЕСМОТРЯ НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО НА КРИЗИС ПОСТСОВЕТСКОГО ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, ПЕРИОДА, РОССИЯ СУМЕЛА РОССИЯ СУМЕЛА ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПРОДАЖ УРОВНЯ ПРОДАЖ ВООРУЖЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Читайте материал на стр. <...> Можно было сделать вариант подешевле, с неубираемыми стойками шасси, но мы при подготовке технических требований принципиально сохранили эту технологию, чтобы летчики знакомились с ней с первых дней, а потом осваивали и на боевых самолетах», – подчеркнул Таскаев. <...> По заданию Минобороны и Военно-морского флота ведутся работы по созданию воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установки для неатомных подводных лодок. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото donklinok.ru) № 11 (529) 26 марта – 1 апреля 2014 года ГЕОПОЛИТИКА РЕАЛИИ Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока Высокий уровень молодежной безработицы превратил БСВ в идеальный плацдарм для революционных событий «арабской весны», сформировав из светской молодежи ударную силу, использованную внешними спонсорами и организаторами этого процесса и их местными союзниками для свержения геронтократических авторитарных режимов. <...> Именно широкое распространение <...>
Военно-промышленный_курьер_№11_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ДО И ПОСЛЕ 2030 ГОДА ДО И ПОСЛЕ 2030 ГОДА Виктор Ливанов: «По многим проектам05мы сдвинулись с мертвой точки»05 Виктор Ливанов: «По многим проектам мы сдвинулись с мертвой точки» ТЕМА Константин СИВКОВ, президент Академии онстантин СИВКОВ, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук геополитических проблем, доктор военных наук 166 ПОДЛОДОК ЗА 75 ЛЕТ году отмечает 75 лет с начала своей деятельности. Основная продукция – подводный флот. Всего завод передал ВМФ 36 дизель-электрических и 130 атомных подлодок. Такого количества кораблей с ядерными энергетическими установками не строила ни одна верфь в мире. Севмаш и сегодня в лидерах: в стапельном цехе идет работа на подводных кораблях «Князь Владимир», «Казань», «Новосибирск», «Белгород». Крейсеры «Владимир Мономах» и «Северодвинск» с началом навигации вновь выйдут в море. Производственное объединение «Севмаш» в 2014 НОВЫЙ «ПАНЦИРЬ» – К 2017 ГОДУ СФОРМИРОВАННЫЙ ЗАНОВО РОД ВОЙСК БУДЕТ СПОСОБЕН ЭФФЕКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ СФОРМИРОВАННЫЙ ЗАНОВО РОД ВОЙСК Б ДЕТ СПОСОБЕН ЭФФЕКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ Продолжение на стр. 10 Продолжение на стр. 10 СОЗДАНИЕ СВЕРХТЯЖЕЛОЙ РАКЕТЫ сверхтяжелой ракеты-носителя (РН) и пилотируемого космического корабля (КК) нового поколения практически определилась. За научный задел берется комплекс «Энергия-Буран», а точнее, носитель «Энергия». Сейчас рассматривается несколько элементов маршевых двигателей на сверхтяжелой ракете. Один из базовых вариантов – аналог РД120, который стоял на «Энергии» в центральном блоке. Если речь пойдет о воссоздании этого двигателя, то кооперация предприятий будет включать в первую очередь КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) и ВМЗ (Воронежский механический завод) – это воронежская площадка. В качестве двух боковых блоков планируются двигатели РД171, то есть аналог, а это, естественно, НПО «Энергомаш» со своей кооперацией. Что касается самих ступеней, безусловно, здесь рассматривается кооперация «ЦСКБ-Прогресс» и Центра Хруничева. РКК «Энергия» давно не изготавливает ракеты-носители. Эта корпорация – ключевое предприятие, специализирующееся на пилотируемой тематике и элементах орбитальных комплексов. Она головник в рамках программы создания пилотируемого корабля нового поколения. Заказчиком сверхтяжелой ракеты-носителя и пилотируемого космического корабля нового поколения является Роскосмос, поэтому схему кооперации будет выбирать он. Кооперация предприятий по разработке российской СОВЕЩАНИЕ В АВИАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ИМЕНИ С. В. ИЛЬЮШИНА 17 марта на базе входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание. На нем обсуждались перспективы новейших российских легких военно-транспортных самолетов Ил-112В, а также возможное возобновление производства в России турбовинтовых пассажирских самолетов Ил-114. Помимо президента ОАО «ОАК» Михаила Погосяна и Генерального директора – Генерального конструктора ОАО «Ил» Виктора Ливанова в совещании приняли участие представители Объединенной двигателестроительной корпорации, Минпромторга и военного ведомства. По итогам мероприятия Дмитрий Рогозин в твиттере сообщил: «На совещании в КБ Ильюшина решили ускорить разработку и запуск в серию легкого военно-транспортного Ил-112В. Также скоро решится судьба Ил-114». Вицепремьеру были показаны производственные мощности, рабочие места инженеровконструкторов и т. д. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что США и ЕС в скором времени попытаются избавиться от груза новой украинской демократии и позволят Москве взять на себя часть бремени путем более или менее официальной аннексии русскоязычного востока страны по отработанной в Косове схеме? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 52% 43% ДА НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 5% Су-34 ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ Решением правительства РФ новый фронтовой бомбардировщик Су-34 принят на вооружение. Он прошел весь цикл летных испытаний и давно уже поставляется в войска. Серийное производство новой машины развернуто на Новосибирском авиационном заводе. В прошлом году компания «Сухой» успешно завершила выполнение первого контракта на поставку ВВС России 32 самолетов Су-34 и приступила к выполнению второго контракта еще на 92 машины. Военновоздушные силы России рассчитывают увеличить парк фронПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 товых бомбардировщиков Су-34 до 150–200 единиц. В 2014 году на вооружение в войска поступит 16 бомбардировщиков. Всего ВВС получат порядка 150, а может быть, до 200 единиц. Планируется, что с 2015 года завод выйдет на производство 20 самолетов в год. Контракты на поставку ВВС России фронтовых бомбардировщиков Су-34 являются крупнейшими договорами, предусмотренными Государственной программой вооружения. Их реализация позволит заменить стоящие на вооружении фронтовые бомбардировщики типа Су-24 и гарантировать компании «Сухой» и предприятиям-смежникам высокую загрузку на длительную перспективу. Фронтовой бомбардировщик Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолетов «4+». Независимо от времени суток и метеоусловий он способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели в любом географическом районе с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Установленное на Су-34 оборудование позволяет применять оружие по нескольким целям одновременно. Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков обеспечивают полет Су-34 на большие расстояния, приближающиеся к дальностям полета стратегических бомбардировщиков. СТАРОГО КАЗАЧЕСТВА СТАРОГО КАЗАЧЕСТВА НОВОЕ КАЧЕСТВО ТЕНДЕНЦИИ ОБЪЕМ ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ РАСТЕТ Николай НОВИЧКОВ НЕСМОТРЯ НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО НА КРИЗИС ПОСТСОВЕТСКОГО ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, ПЕРИОДА, РОССИЯ СУМЕЛА РОССИЯ СУМЕЛА ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПРОДАЖ УРОВНЯ ПРОДАЖ ВООРУЖЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Читайте материал на стр. 04 НАШИ ТРЕНАЖЕРЫ НЕ ХУЖЕ Уровень тренажеростроения в России соответствует самым высоким мировым стандартам. Об этом заявил источник в отечественном ОПК, комментируя ситуацию, сложившуюся с временной приостановкой поставки в учебнотренировочный центр в Мулине тренажерного комплекса производства «Рейнметалл АГ» (Rheinmetall AG). «При соответствующей поддержке и финансировании со стороны государства российская промышленность способна в кратчайшие сроки разработать и поставить комплексную многофункциональную систему для учебнотренировочных центров Министерства обороны», – сообщил он. В качестве примера успешно осуществленных подобных проектов он привел тренажерные системы ОАО «Русские базовые информационные технологии», программу «Автоматизированный полигон» разработки Всероссийского научно-исследовательского института автоматизации и управления в непромышленной сфере и тренажерный комплекс «Комбат» для боевого слаживания подразделений Сухопутных войск разработки ЗАО «Транзас». По словам источника, сложившаяся со строительством центра боевой подготовки в Мулине ситуация наглядно демонстрирует необходимость приоритетного развития отечественного тренажеростроения и при выполнении статей гособоронзаказа ориентироваться на выдачу заказов российским компаниям. Правительство ФРГ 19 марта приостановило сотрудничество в военной сфере между оборонным концерном «Рейнметалл АГ» и Российской армией. Речь идет об участии германского оборонного концерна в строительстве центра боевой подготовки Сухопутных войск в поселке Мулино Нижегородской области. Зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-СМ» начнет поставляться в войска с 2017 года. В настоящее время Тульское конструкторское бюро приборостроения работает по тактико-техническому заданию Министерства обороны над созданием комплекса «Панцирь-СМ». К 2017 году будет создан «Панцирь» с характеристиками, значительно превышающими те, какие есть УТС Як-152 Учебно-тренировочный самолет Як-152, конкурс на создание которого объявлен Рособоронпоставкой, позволит значительно ускорить и удешевить процесс начальной подготовки молодых пилотов, а также облегчить их переход на учебно-боевой самолет Як-130 и в дальнейшем на другие боевые машины. Такое мнение высказал летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева, Герой России Роман Таскаев: «Як-130 – это серьезный, насыщенный новейшими системами самолет, производство которого недешево да и эксплуатация тоже дорогая. Для обучения большого числа желающих на первых курсах летных училищ необходим самолет первоначальной летной подготовки. Безусловно, Як-152 будет гораздо дешевле как в производстве, так и в повседневной работе с летчиками. Таких самолетов можно сделать больше, чем Як-130, и на них готовить пилотов, чтобы они потом переходили на Як-130. Для отработки первоначальных навыков пользы будет больше, а затрат меньше». Он подчеркнул, что учебнотренировочный самолет не оснастят никаким вооружением и системами управления, с ним связанными. «Это самолет, предназначенный исключительно для пилотажа: взлета, посадки, полетов на различных высотах, в сложных метеоусловиях. Может быть, будут отрабатываться основы группового пилотажа, какие-то фигуры. Новый самолет рассчитан на достаточно серьезные перегрузки – до семи единиц. На нем установят катапультные кресла, которые уже испытываются на НПП «Звезда», и убираемое шасси. Можно было сделать вариант подешевле, с неубираемыми стойками шасси, но мы при подготовке технических требований принципиально сохранили эту технологию, чтобы летчики знакомились с ней с первых дней, а потом осваивали и на боевых самолетах», – подчеркнул Таскаев. Як-152 станет похож на своего «старшего брата» Як-130 по многим показателям, например по средствам индикации. Это необходимо для того, чтобы сохранить преемственность. Кабина также рассчитана на двух летчиков (инструктора и обучаемого пилота) и практически не уменьшится в размерах. Тем не менее новый самолет станет легче, чем Як-130, предположительно в пять раз. сейчас. На «Панцире-СМ» установят новую ракету и средства вооружения. В конце 2015го в Минобороны передадут модернизированный ЗРПК «Панцирь-С1» с улучшенными характеристиками. Работа по созданию корабельного варианта «Панциря» продолжается в соответствии с планами, первые три российских боевых корабля получат этот комплекс на вооружение после 2016 года. ОАО «И ОАО «Ил» – КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ К 120-летию Сергея Ильюшина 07 К 120-летию Сергея Ильюшина 07 САМОЛЕТ САМОЛЕТ БЕЗ ПАТРОНОВ НЕТ ПОБЕДЫ БЕЗ ПАТРОНОВ НЕТ ПОБЕДЫ Но боеприпасная отрасль России08в критическом состоянии08 Но боеприпасная отрасль России в критическом состоянии № 11 (529) 26 марта –1 апреля 2014 года выходит по средам № 11 (529) выходит по средам КАК В СТАЛИНГРАДЕ КАК В СТАЛИНГРАДЕ ГОТОВИЛИСЬ, ГОТОВИЛИСЬ, Грозный был взят штурмом второй раз 10 15 лет назад Грозный был взят штурмом второй раз 10 15 лет назад НАПЛ С АНАЭРОБНОЙ УСТАНОВКОЙ Военно-морской флот РФ рассчитывает получить первую неатомную подводную лодку проекта 677 класса «Лада» с воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установкой в 2016–2017 годах. По заданию Минобороны и Военно-морского флота ведутся работы по созданию воздухонезависимой энергетической (анаэробной) установки для неатомных подводных лодок. Промышленность обещает завершить создание этой установки в 2015–2016 годах, а первую неатомную подлодку с такой установкой построить для ВМФ России в 2016–2017-м. Кораблестроители и конструкторы эту работу выполнят в срок и качественно. Неатомные подводные лодки проекта 677 класса «Лада» четвертого поколения будут востребованы флотом. Сегодня строится серия этих лодок. Им предстоит решать задачи, которые флот ставит перед неатомными подлодками, до того момента, пока на его вооружение не поступят корабли следующего, пятого поколения. Повышение боевых возможностей многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, как планируется, обеспечат за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. В дальнесрочной перспективе, которая сегодня учитывается в кораблестроительной программе, предусматриваются создание головных и серийное строительство подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ, серийное строительство многоцелевых кораблей на основе унифицированных боевых платформ различного водоизмещения модульной конструкции, производство многофункциональных робототехнических комплексов нового поколения. Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото donklinok.ru)
Стр.1
№ 11 (529) 26 марта – 1 апреля 2014 года «ОБОРОНКА» ТЕНДЕНЦИИ Таблица 1 10 крупнейших мировых экспортеров ПВН в 2009–2013 годах Доля в мировом экспорте ПВН (%) Экспортер США Россия Германия Китай Франция Великобритания Испания Украина Италия Израиль 2009 –2013 2004 –2008 29 27 7 6 5 4 3 3 3 2 30 24 10 2 9 4 2 2 2 2 Основные заказчики ПВН в 2009–2013 годах, их доля в общем объеме поставок страны-экспортера 1-е место Австралия (10%) Индия (38%) США (10%) Пакистан (47%) Китай (13%) Саудовская Аравия (42%) Норвегия (21%) Китай (21%) Индия (10%) Индия (33%) 2-е место Республика Корея (10%) Китай (12%) Греция (8%) Бангладеш (13%) Марокко (11%) США (18%) Австралия (12%) Пакистан (8%) ОАЭ (9%) Турция (13%) 3-е место ОАЭ (9%) Алжир (11%) Израиль (8%) Мьянма (12%) Сингапур (11%) Индия (11%) Венесуэла (8%) Россия (7%) США (8%) Колумбия (9%) Индия Китай Пакистан ОАЭ Саудовская Аравия США Австралия Республика Корея Сингапур Алжир Импортер 10 крупнейших мировых импортеров ПВН в 2009–2013 годах Доля в мировом импорте ПВН (%) 2009–2013 2004–2008 14 5 5 4 4 4 4 4 3 3 7 11 2 6 2 3 2 6 2 2 Основные экспортеры ПВН в 2009 –2013 годах, их доля в общем объеме закупок страны-импортера 1-е место РФ (75%) РФ (64%) Китай (54%) США (60%) Великобритания (44%) Великобритания (19%) США (76%) США (80%) США (57%) РФ (91%) 2-е место США (7%) Франция (15%) США (27%) РФ (12%) США (29%) Германия (18%) Испания (10%) Германия (13%) Франция (16%) Франция (3%) 3-е место Израиль (6%) Украина (11%) Швеция (6%) Франция (8%) Франция (6%) Канада (14%) Франция (7%) Франция (3%) Германия (11%) Великобритания (2%) ОБЪЕМ ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ РАСТЕТ Согласно данным нового отчета «Основные тренды международной торговли оружием в 2013 году», подготовленного Стокгольмским институтом по исследованию проблем мира (СИПРИ), общий объем международной торговли оружием в 2009–2013 годах на 14 процентов превысил аналогичный показатель 2004–2008-го. В пятерку лидеров экспорта вошли США, Россия, Германия, Китай и Франция, а крупнейшими импортерами стали Индия, Китай, Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия. Несмотря на стабильность мирового рынка, определенные изменения в табели о рангах все-таки есть. В частности, Китай вновь повысил свой рейтинг среди крупнейших поставщиков оружия, потеснил Францию и переместился на 4-е место. Начало на стр. 01 Николай НОВИЧКОВ Отчет подготовили эксперты СИПРИ Саймон и Питер Веземаны. За рассматриваемый период поставки оружия в Африку, обе Америки, Азию и Океанию существенно возросли, в Европу сократились, а на Среднем Востоке остались примерно на том же уровне. В числе основных экспортеров продукции военного назначения (ПВН) в 2009–2013 годах СИПРИ выделил 55 стран. США имеют долю 29 процентов рынка, Россия – 27, Германия – 7, КНР – 6, Франция – 5 процентов. В совокупности на первую пятерку приходится 74 процента мирового объема, что на 9 процентов больше, чем в 2004–2008 годах, причем у США и России – 56 процентов. КРУПНЕЙШИЕ ПРОДАВЦЫ США. Экспорт этой страны к 2009–2013 годам снизился на 1 процент по сравнению с периодом 2004–2008-го – 29 против 30. Тем не менее Соединенные Штаты сохранили лидерство, осуществляя поставки по крайней мере в 90 стран мира. Крупнейшими получателями американского оружия стали Азия и Океания – 47 процентов всех поставок. Далее следуют регион Среднего Востока (28%) и Европа (16%). В американском экспорте ПВН главенствует авиационная техника (61%), в том числе 252 боевых самолета. Как полагают европейские аналитики, объем будет наращиваться за счет запланированных поставок новых истребителей пятого поколения F-35 в Австралию, Израиль, Италию, Японию, Республику Корея, Нидерланды, Норвегию, Турцию и Великобританию. Именно эти самолеты начнут доминировать в авиационной составляющей экспорта США, несмотря на то, что программа F-35 является самой дорогостоящей в области вооружений. К настоящему времени из 590 истребителей в экспортном варианте поставлено только пять. Некоторые страны сократили размер заказов или рассматривают менее совершенные альтернативы. Кроме того, в 2009–2013 годах США поставили системы противоракетной обороны дальнего действия в Германию, Японию, Нидерланды, Тайвань, ОАЭ и получили заказы на поставку из Кувейта, Саудовской Аравии и Республики Корея. Россия. «Несмотря на кризис постсоветского периода, Россия сумела достичь высокого уровня оружейных продаж», – отмечает старший научный сотрудник СИПРИ Саймон Веземан. В рассматриваемый период Москва поставляла ПВН 52 государствам. Наиболее значительным событием стала продажа Индии авианосца «Викрамадитья», поэтому второе место в мировом рейтинге с 27 процентами доли никого не удивило. Более половины отечественного экспорта пришлось на Индию (38%), Китай (12%) и Алжир (11%). Если рассматривать по регионам, то в Азию и Океанию направлено 65 процентов российских поставок ПВН, в Африку – 14, на Средний Восток – 10 процентов. Россия стала крупнейшим экспортером кораблей – 27 процентов всех мировых поставок военно-морской техники, в числе которых упоминавшийся «Викрамадитья» и атомная многоцелевая подводная лодка для ВМС Индии. Однако основную долю продаж, как и у США, составила авиационная техника (43%), включая 219 боевых самолетов. Германия хотя и сохранила третью позицию среди оружейных гигантов, но ее военный экспорт в 2009–2013 годах по сравнению с аналогичным периодом 2004–2008-го сократился на 24 процента. Основные покупатели немецкой ПВН – соседи по Европе (32% суммарного объема), а также страны Азии и Океании (29%), Среднего Востока (17%), Северной и Южной Америки (22%). Германия осталась крупнейшим мировым экспортером подводных лодок – девять кораблей для пяти стран. К концу 2013 года национальные судостроители получили заказы на 23 субмарины. Второй «конек» тоже традиционный – это основные боевые танки (ОБТ). Германия заняла второе после России место в рейтинге, поставив 650 танков семи странам, в том числе пяти вне Европы. К концу 2013 года немцы имели портфель заказов более чем на 280 танков, в том числе 62 «Леопард-2» для Катара. Китай, как отмечалось выше, добился наибольших успехов в торговле оружием, потеснив Францию с 4-го места. Объем военного экспорта к 2009–2013 годам вырос на 212 процентов, а доля на мировом рынке увеличилась с двух до шести процентов. За этот период Пекин поставил ПВН в 35 государств, но почти 3/4 общего объема пришлось на Пакистан (47%), Бангладеш (13%) и Мьянму (12%). Быстрое развитие военных технологий Китая частично объясняется тем обстоятельством, что страна поставляет ПВН крупнейшим импортерам, включая Алжир, Марокко и Индонезию, в условиях прямой конкуренции с Россией, США и европейскими производителями. В частности, КНР удалось выиграть конкурс на поставку в Турцию зенитного ракетного комплекса (ЗРК) HQ-9/FD-2000, обойдя всех указанных соперников. Хотя итоги конкурса еще не объявлены окончательно, победа в нем является весьма многозначительной, полагают эксперты. Франция откатилась на 5-е место французского экспорта в основном за счет лицензионного производства вертолетов, в частности варианта Z-9 машины AS-565. Основным получателем французской продукции должна стать Индия. Уже заказаны 49 истребителей «Мираж-2000-5», шесть подводных лодок «Скорпен», готовится подписание контракта на 126 самолетов «Рафаль». в списке ведущих мировых продавцов ПВН, снизив долю в мировом рынке с девяти до пяти процентов, а ее экспорт сократился на 30 процентов. В 2009– 2013 годах поставки военной продукции шли в 69 стран, в том числе 42 процента – в Азию и Океанию, 19 процентов – в Европу, 15 процентов – в Африку, 12 процентов – на Средний Восток, 11 процентов – в обе Америки. Китай сумел «отжать» 13 процентов ОСНОВНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ В отличие от стабильного списка лидеров экспорта пятерка крупнейших мировых импортеров ПВН с 1950 года неоднократно менялась. Только в последние годы их рейтинг более или менее устоялся, и первые места в периоды 2004–2008-го и 2009–2013-го теперь занимают Индия и Китай. По итогам 2009–2013 годов СИПРИ рассмотрел 152 страны, приобретавшие военную продукцию. Помимо Индии и КНР в первую пятерку вошли Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия. На долю всех пятерых прибезопасности на море. Это объясняется в первую очередь военно-политической обстановкой. Скажем, Судан и Уганда вовлечены в ряд конфликтов и на них приходится 17 и 16 процентов оружейных поставок в страны южнее Сахары. В 2009–2013 годах Судан увеличил объем закупок на 35 процентов по сравнению с предыдущим циклом. Приобретено 44 ударных вертолета Ми-24 из России, четыре штурмовика Су-25 и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 из Белоруссии, 170 танков Т-72 и Т-55 с Украины. Эти системы использовались в пограничном конфликте с Южным Суданом, а также в провинции Дарфур, несмотря на эмбарго ООН на применение там оружия. Объем военного импорта Уганды в 2009–2013 годах вырос на целых 1200 процентов по сравнению с 2004– 2008-м. Основная причина – закупка в России шести боевых самолетов Су-30 и 44 танков Т-90С, а также четырех зенитных ракетных комплексов С-125 на Украине. Некоторые из этих вооружений применялись в гражданской войне в Южном Судане в 2013 году. Америка. Объем поставок обычных ОБЪЕМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ В 1950–2013 ГОДАХ 50 40 20 30 10 0 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 Примечание. Данные рассчитаны по методике СИПРИ Trend-indicator value (TIV) Рисунок 2 ИЗМЕНЕНИЯ В СПИСКЕ ОСНОВНЫХ СТРАН – ЭКСПОРТЕРОВ ПВН С 2004–2008 ПО 2009–2013 ГОД США Россия Китай вновь повысил свой рейтинг среди крупнейших поставщиков оружия, потеснил Францию и переместился на 4-е место шлось 32 процента от общего объема закупок оружия. Главный регион сбыта – Азия и Океания (почти 50% общего объема). Далее следуют Средний Восток (17%), Европа (15%), Северная и Южная Америка (11%), Африка (9%). Страны Африки увеличили импорт на 53 процента. Основными покупателями стали Алжир (36%), Марокко (22%) и Судан (9%). В страны южнее Сахары поставлен 41 процент всего континентального импорта ПВН. Особенной популярностью пользуются оружие и техника для обеспечения вооружений на оба континента увеличился на 10 процентов, но в мировом объеме импорта ПВН уменьшился с 11 до 10 процентов. США здесь были крупнейшим поставщиком обычных вооружений в 2009–2013 годах и 6-м в списке импортеров. Высокую активность на рынках продемонстрировала Венесуэла, став крупнейшим покупателем в Латинской Америке, вторым по значению – на обоих континентах и 17-м – в общемировом списке. В течение нескольких лет Бразилия искала возможности получить через закупку вооружений доступ к зарубежным технологиям для укрепления своей национальной оборонной промышленности. В 2012 году эта стратегия начала давать первые результаты. Военный импорт увеличился на 65 процентов. Несмотря на нормальные отношения с соседними странами, Бразилия приступила к реализации нескольких крупных программ по закупке вооружений. В частности, после долгого периода ожидания, вызванного финансовыми ограничениями, в 2013 году эта страна по итогам тендера выбрала 36 шведских истребителей JAS-39 «Грипен-Е» на общую сумму 4,8 миллиарда долларов. Также она заказала одну атомную многоцелевую и четыре неатомные подводные лодки «Скорпен» у Франции на сумму 9,7 миллиарда долларов, начала лицензионное производство 2044 итальянских бронеавтомобилей «Гуарани», подписав на сумму 3,6 миллиарда долларов контракт с итальянской компанией «Ивеко». Колумбия продолжает импортировать оружие для борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). США поставили Боготе управляемые авиабомбы «Пейвуэй», которые применялись для устранения лидеров НВФ, а также 35 транспортных вертолетов UH-60L, некоторые из которых были доработаны для применения израильских управляемых ракет «Спайк-MR». Израиль продал Колумбии дополнительное высокоточное оружие, включая 13 боевых самолетов «Кфир» с управляемыми авиабомбами «Гриффин», разведывательные БЛА «Гермес-900» и «Гермес-450». Азия и Океания. Объем поставок Германия Франция Великобритания Испания Украина Италия -50 0 Израиль 50 чем 54 процента импорта пришлось на Китай и 27 процентов – на США. В течение 2009–2013 годов Индия 100 150 Изменения в объемах экспорта ПВН (%) и Пакистан сделали значительные инвестиции в ударную авиацию. В частности, в последнее время Нью-Дели получил 90 из заказанных 222 российских Су-30МКИ, а также 27 из 45 палубных МиГ-29К/КУБ для своих авианосцев. Кроме того, имеется соглашение на 62 российских МиГ-29СМТ и 49 французских истребителей «Мираж2000-5». Индия также выбрала, но пока не оформила заказ на 144 российских самолета пятого поколения Т-50 и 126 французских «Рафаль». Пакистан получил 42 боевых самолета JF-17 из Китая и заказал еще более 100 самолетов этого типа. Исламабад также закупил в США 18 новых и ожидает из Иордании 13 бывших в эксплуатации F-16C. КНДР и Республикой Корея (РК) вновь обострились. Пхеньян находится под действием санкций ООН на поставку вооружений, поэтому сконцентрировал усилия на создании собственных баллистических ракет и ядерного оружия в качестве основных боевых средств. Сеул использует свои экономические возможности для постоянной модернизации вооруженных сил. Хотя РК располагает значительным В 2013 году отношения между шлось сократить на 47 процентов. Существенно задержалась поставка четырех подводных лодок, заказанных в Германии перед началом кризиса. В 2013-м были проведены расследования фактов коррупции при заключении военных сделок и их результаты поставили серьезные вопросы о влиянии лиц, принимающих решения, на закупки вооружений. Средний Восток увеличил импорт вооружений на 3 процента. В 2009– 2013 годах 22 процента всего объема в страны региона поступило в ОАЭ, 20 процентов – в Саудовскую Аравию и 15 процентов – в Турцию. Остающийся под действием санкций ООН на импорт вооружений Иран получил только один процент. На Среднем Востоке доминируют производители США, которые осуществили 42 процента всех поставок ПВН. 200 250 Китай Таблица 2 04 04 Рисунок 1 ПВН в этот регион за рассматриваемый период увеличился на 34 процента. В общей сложности на его государства пришлось 47 процентов общего объема импорта ПВН, в то время как в 2004– 2008 годах – 40 процентов. Страны Южной Азии получили 45 процентов регионального объема, Восточной Азии – 27, Юго-Восточной Азии (ЮВА) – 23, Океании – 8 и Центральной Азии – один процент. Все три крупнейших мировых импортера ПВН в 2009–2013 годах были из Азиатского региона – Индия, Китай и Пакистан. Военные закупки Нью-Дели увеличились на 111 процентов, что сделало страну крупнейшим на планете импортером вооружений в 2009–2013 годах. Доля составила 14 процентов мирового импорта ПВН, что почти в три раза превысило аналогичные показатели КНР или Пакистана, ее региональных соперников. Самым крупным торговым контрагентом Индии оказалась Россия, поставившая 75 процентов общего импорта ПВН, остальные производители далеко отстали: у США – 7 процентов, у Израиля – 6 процентов. За тот же период военные приобретения Пакистана увеличились на 119 процентов, припотенциалом для собственного производства вооружений, она стала 8-м крупнейшим мировым импортером ПВН в 2009–2013 годах. 80 процентов закупок шло из США, причем часть из них нацелена на расширение возможностей обнаружения и уничтожения баллистических ракет. В частности, страна получила в этот период из США 21 истребитель F-15K с управляемыми авиабомбами и ракетами. В прошлом году Сеул принял решение приобрести там же четыре разведывательных высотных БЛА с большой продолжительностью полета RQ-4A «Глобал Хоук» и 40 истребителей с обычным взлетом и посадкой F-35A, а в Германии – 177 крылатых ракет «Таурус» KEPD-350. Европа уменьшила импорт ПВН на 25 процентов. Здесь выделяется Великобритания с 12 процентами от общего регионального объема, за ней расположились Азербайджан (12%) и Греция (11%). Многие европейские страны выбирали для пополнения своих арсеналов бывшее в эксплуатации вооружение. Азербайджан, ведущий территориальный спор с Арменией за Нагорный Карабах, увеличил в 2009–2013 годах закупки ПВН на 378 процентов. В основном из России, на которую пришлось 80 процентов поставок. Кроме того, оружие и военная техника приобретались на Украине, в Белоруссии, Израиле и Турции. Греция в списке крупнейших мировых импортеров ПВН в 2004–2008 годах занимала 5-е место. Однако затем страну охватил глубокий экономический кризис и оборонные программы приВ 2009–2013 годах ОАЭ были четвертым крупнейшим мировым импортером оружия и техники, а Саудовская Аравия заняла 5-е место, значительно поднявшись с 18-й позиции в предыдущий период. Обе арабские монархии имеют большие заказы на поставки ПВН различного назначения и обширные планы на перспективу. Например, активность на рынках Саудовской Аравии возрастет ввиду дополнительной поставки 48 самолетов «Тайфун» из Великобритании, а также получения 154 истребителей F-15SA из США начиная с 2015 года. В 2013-м королевство разместило заказ в Канаде на боевые бронированные машины стоимостью 10 миллиардов долларов. Отдельно стоит отметить страны, находящиеся в состоянии конфликта. Египетские события в июле и августе 2013 года привели к ограничению экспорта ПВН в эту страну некоторыми производителями. В частности, Испания прервала намеченные продажи военнотранспортных самолетов С-295. США приостановили запланированные поставки 12 истребителей F-16, танков М-1А1 и 10 боевых вертолетов АН-64D, но продали в конце 2013-го корвет. В то же время Россия передала Египту 14 вертолетов Ми-17В-5 и по-прежнему продвигает сюда свое оружие, а Германия продолжает постройку двух подводных лодок проекта 209. Сирия в области оборонных закупок в основном зависит от России, однако планировавшиеся поставки истребителей МиГ-29 и зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 в 2013 году вновь были отложены. женные силы, получая основные партии ПВН от нескольких торговых партнеров. В конце 2013-го сюда прибыли первые четыре ударных вертолета Ми-35 из России, ожидаются другие типы российского вооружения и военной техники. Кроме того, Багдад ранее заказал Южной Корее 24 учебно-тренировочных/ учебно-боевых самолета Т-50IQ, а в текущем году должны начаться поставки из США первых из 36 самолетов F-16C. Ирак восстанавливает свои вооруобъемы поставок ПВН (млрд) в значениях тренд-индикаторов
Стр.4
05 05 ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – Виктор Владимирович, известно, что 17 марта на базе Авиационного комплекса Ильюшина состоялось совещание, возглавляемое вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Могли бы вы рассказать об это подробнее? – На этом совещании присутствовали не ПОЛЕТ В Б ДУЩЕЕ ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ только первые лица авиационной отрасли, в частности глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Асланович Погосян, были и представители Объединенной двигателестроительной корпорации, Минобороны. Увы, многое из того, что мы обсудили на данном совещании, относится к государственной тайне, поэтому подробнее я вам рассказать не смогу. Мы обсудили перспективы легких турбовинтовых военнотранспортных самолетов Ил-112В, пассажирских Ил-114. Я доложил об итогах работы нашего предприятия, перспективах. Все прошло очень конструктивно и были достигнуты положительные результаты. По многим проектам мы сдвинулись с мертвой точки. Мы показали Дмитрию Олеговичу нашу производственную базу, конструкторское бюро, перспективные проекты. Рогозину было очень интересно посмотреть, как организована работа молодых специалистов. Я хочу сказать без ложной скромности, что в АК Ильюшина созданы очень хорошие условия для недавних выпускников вузов. В этом убедился и Дмитрий Олегович. – В декабре 2013 года в ходе вручения премии «Авиастроитель года» создатели самолета Ил-76МД-90А получили больше всего наград в самых важных номинациях, в частности «За создание нового образца» и «Инновационный проект года», а вы лично – премию в номинации «За личный вклад в развитие авиационной промышленности». Как сейчас развивается судьба этой уникальной машины? Когда первые серийные образцы поступят на вооружение ВВС России? Есть ли проблемы с выполнением государственного оборонного заказа по данной тематике? – Бытует мнение, что Ил-476 – это просто оцифрованный «трудяга» Ил-76. Но это не так. Да, мы сохранили аэродинамику Ил-76, чтобы не делать лишние продувки. Но в то же время у Ил-76МД-90А все системы новые, новое крыло, авионика, цифровое пилотажно-навигационное оборудование, цифровая топливная система и т. д. Это было трудно, но мы сделали. Уже сейчас в Ульяновске строится пять машин. В этом году, кровь из носа, как в ГПВ и по контракту записано, первый самолет сдадим военным. Планируем, что передача состоится в третьем квартале, но, возможно, и раньше. А вообще если получится, то сдадим и два борта. В следующем году согласно Государственной программе вооружения мы сдадим уже две машины. Итого до 2016 года мы должны передать минимум три самолета. У нас нет сомнения в том, что мы все это сделаем. Тем более что все три машины уже в сборке на Ульяновском заводе. авиакомпаний и иностранных покупателей? – Тут один вопрос: как мы сможем организовать продажу? Самолет дорогой, за наличность – «кэш» такие машины никто в мире не покупает. Придется организовывать лизинг. Но мы сейчас не ведем переговоры с авиакомпаниями, пока 39 законтрактованных машин не будут переданы Минобороны. Интерес к Ил-76МД-90А потенциальные покупатели уже проявляют. Правда, большинство ждут, когда наш самолет залетает «в серии». Но мы уверены, что как только Ил-76МД90А начнет массово поступать для Минобороны России, сразу пойдут делегации, чтобы посмотреть и оценить, как самолет летает. И заказы будут. Уже есть интерес со стороны Индии, Алжира и даже Китая. Есть интерес со стороны Ирана и Ливии. – АК Ильюшина уже планирует перспективное развитие Ил-476? Появятся ли на нем «черное крыло» и другие композитные материалы, как на европейском военно-транспортном А-400М производства «Эйрбаса»? – Год назад АК Ильюшина получил пред– А есть ли интерес к Ил-476 у гражданских ложение от Объединенной двигателестроительной корпорации посмотреть двигатель ПД-14. Мы, используя характеристики двигателя, просчитали, какие тактико-технические характеристики будут у Ил-476. Да, с ПД-14 при условии, что ОДК выдержит все заданные в проекте характеристики, наш самолет станет более экономичным. Дальность вырастет на одну тысячу километров и сократится расход топлива. Так что как дальнейшее развитие Ил-76МД-90А мы рассматриваем установку перспективного двигателя ПД-14. Пока в конструкции Ил-476 мы используем магниевые сплавы, хотя есть проблемы с коррозией. По мере продвижения машин в серии, возможно, перейдем к стальным конструкциям. В процессе серийного производства оценим, что будет с весом, посмотрим, как станет Ил-476 вести в эксплуатации, а потом уже начнем менять на сталь. В то же время военные категорически АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ С. В. ИЛЬЮШИНА ПРОСЧИТЫВАЕТ, ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ ВОЕННЫМ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПОСЛЕ 2030 ГОДА АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ С. В. ИЛЬЮШИНА ПРОСЧИТЫВАЕТ, ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ ВОЕННЫМ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПОСЛЕ 2030 ГОДА течение двух недель определиться с параметрами рынка Ил-114 не только коммерческого, но и гражданского и представить данные в Военнопромышленную комиссию. – Дмитрий Рогозин нам поставил задачу в ли, на каком авиазаводе можно возобновить выпуск Ил-114. Этот вопрос мы будем обсуждать отдельно. Вообще-то, как ни удивительно это звучит, но под Ил-114 экономически выгодно построить полностью новый завод. Ведь наши существующие заводы несут неподъемную ношу накладных расходов, управленческого аппарата, а все это ведет к удорожанию выпускаемых ими самолетов. И это не шутка. Давайте посчитаем. На работы по Ил-114 мы закладываем четыре с половиной – пять лет, завод будем строить параллельно. Мы говорим пять лет до выпуска первого серийного, а за это время мы построим два завода! Были бы деньги. Сейчас с о развиты, Если честно, то мы пока не рассматривабы деньги. Сейчас строительные мощности насто жи Ил-114, правда, не цифровые, а бумажные. Таш примеру, крыл Все э авиазаводом, хотя у нас есть чертежи Ил-114, п совместную работу с Ташкентским авиазаводом завод под ключ совсем не сложно. Конечн совместную примеру, крыло или часть фюзеляжа. Все эти элемен можно перевоз Так что если б чнем договариваться. По для Накануне юбилея прославленного авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина виационного комплек Сергея Владимировича Ильюшина Генеральный директор – Генеральный конструктор Авиационного комплекса его имени «Военно-промышленный курьер» ктивах строительства Ил-112 и Ил-114, Виктор Владимирович ЛИВАНОВ рассказал газете «Военно о совместной работе по российско-индийскому МТА, а такж как будет выглядеть перспективный авиационный комплек транспортной авиации (ПАК ТА). Сейчас «черное крыло» есть на пассажирских «Боинг-747-8», «Боинг-787» «Дримлайнер» и «Эйрбас» А-380, но они-то садятся на бетон! А на американском военнотранспортном С-17 крыло обычное, из военных оно только на А-400М. ВВС России это хорошо понимают. Ил-76МД-90А должны ремонтировать в полевых условиях. Возможно, военные со временем и согласятся на «черное крыло», но только когда будет отлажена технология его ремонта. А в России самолет МС-21 с таким крылом поднимется в воздух только в 2016 году. С другой стороны, глубокий анализ показывает, что при использовании «черного крыла» вместо обычного какого-то революционного снижения веса не получается. К примеру, японские авиастроители на своем перспективном транспортнике ставят классическое крыло. – На авиасалоне «МАКС-2013» главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что военные планируют в ближайшие три года приобрести 40 новых самолетов-заправщиков Ил-478. Как сейчас идут работы по самолетам-заправщикам и когда будет заключен контракт? – Не только работы по самому самолету, но и по формированию контракта в основном уже закончены. Надо сделать отдельные штрихи. Сейчас у нас уже имеется ряд задумок. Есть предложение подписать контракт в день, когда мы сдадим военным первый серийный Ил-476. лекс – Мы уже сделали аванпроект, который предъявили совместному российскоиндийскому предприятию Multirole Transport Aircraft limited, которое и организует все работы по данному проекту. В ближайшее время Авиационный комплекс Ильюшина должен приступить к следующему этапу – эскизному проекту. К сожалению, у индийской стороны слишком часто меняется руководство проекта. Я летал в феврале в Индию, чтобы лично передать аванпроект. Сейчас индийцы его уточняют. Там была бюрократическая задержка, ведь мы передаем документацию не просто так, а через Рособоронэкспорт, хоть это и для совместного российско-индийского предприятия. После этого аванпроект должно проанализировать индийское Минобороны. Представители индийского авиастроительного концерна HAL уже его приняли на месте. В то же время индийское Минобороны, о новейшем самолете Ил-76МД-90А, планах и перспективах строительства Ил-112 и Ил-114, акже о том, – Виктор Владимирович, мы знаем, что на базе Ил-76 создано много специальных машин, в частности самолет ДРЛО А-50, «летающий лазер» А-60 и т. д. Появятся ли специальные варианты Ил-76МД-90А и на его базе противолодочный вариант на замену Ил-38? – Конечно, на базе Ил-76МД-90А будет создано много специальных бортов. Более того, такие работы сейчас уже активно ведутся, но в связи с тем, что все они относятся к государственной тайне, я подробнее рассказать не могу. Что касается противолодочного самолета, против «черного крыла» и не только на Ил76МД-90А, но и на МТА и Ил-112В. Самолеты должны садиться на грунт, при взлете могут отлетать камни, что приведет к повреждению крыла. Как в полевых условиях решить проблему ремонта «черного крыла», ведь такой технологии в полевых условиях пока нет. то он должен хорошо барражировать. К примеру, Ил-38 может барражировать не менее 11 часов. А вот у Ил-476 этот показатель гораздо хуже. Если честно, тут лучше подходит Ил-114, за который мы ратуем. Опыт полетов на этой машине показывает, что Ил-114 может барражировать не менее 14 часов. А большей альтернативы мы не видим. Конечно, американцы сделали новейший противолодочный «Посейдон» на базе «Боинга-737-800». Но в то же время они оставляют в строю и весь парк турбовинтовых Р-3 «Орион», сделанных, как мы помним, на базе гражданского самолета «Электра» фирмы «Локхид». Задачу постановки гидроакустических буев, низковысотного поиска и т. д. никто не снимал. И американские военные это прекрасно понимают. Останется в строю морской авиации ВМФ России и Ил-38, до конца 2020 года мы модернизируем все 28 машин по проекту «Новелла». – В портфеле контрактов АК Ильюшина есть уникальный российско-индийский военно-транспортный самолет МТА. На какой стадии находится этот проект? хотя формально оно и не должно было принимать аванпроект, попросило нас направить ему на рассмотрение. Так что ждем окончательного заключения индийских военных, и я надеюсь, что сразу после этого будет подписан контракт на эскизный проект и рабочее проектирование. МТА идет на смену Ан-12, поэтому часто возникает вопрос, почему МТА – с реактивными двигателями, хотя Ан-12 – винтовая машина. Но ни у индийцев, ни у нас нет двигателя достаточной мощности, чтобы сделать на его базе винтовую машину. – В начале интервью вы упомянули, что на совместном совещании обсуждалась судьба Ил-112В и Ил-114. Можете ли вы рассказать, какое было принято решение? – Пока окончательного решения по легкому военно-транспортному Ил-112В еще не принято, хотя есть значительные положительные сдвиги. ход работ, так сказать, определились, где мы сейчас находимся. Военные полностью поддерживают эту машину, но пока их не устраивают вопросы цены и сроков. На совещании я спросил у них: что будем делать? Они ответили: «Найдем компромисс». Дмитрий Рогозин дал поручение МинНа прошедшем совещании мы обсудили промторгу, ОАК и Минобороны в кратчайшие сроки согласовать все необходимые документы. Есть такое понятие «расчетнокалькуляционный материал – РКМ». Мы его передали Минобороны, но, к сожалению, он военных не устроил. Минобороны требует снижение по цене не только за опытноконструкторскую работу, но и по серийным машинам. Поэтому на прошедшем 17 марта совещании АК Ильюшина было дано поручение – за две недели найти компромиссное решение, которое бы устраивало и нас, и ВВС России. сто процентов согласована. Поэтому мы сейчас с Минпромторгом, кому и подчиняются эти заводы, в течение двух недель все будем пересчитывать и искать разумный компромисс. Мы окончательно определились с двигателем для Ил-112В. Будем ставить ТВ-7117СМ. По мере продвижения программы договорились с ОДК, что они продолжат работы над этим двигателем. «Двигателисты» нам обещали немножко поднять мощность, ну и, конечно, надежность. Также мы уже договорились с Минобороны, что одновременно будут заключаться два контракта – и на ОКР, и на серию. – А сколько военные планируют закупить машин и будут ли ее гражданские версии? – Сейчас в Госпрограмме вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) заложено только 62 самолета Ил-112В. Вот на эти 62 самолета и будет заключаться контракт. Конечно, потребность Минобороны и других силовых структур гораздо больше, но в ГПВ пока указано только это количество. Поэтому юридически Минобороны может заказать только такое количество. Но нас это не пугает, 62 борта мы рассматриваем как первый этап. На совещании Дмитрий Рогозин также поставил нам задачу сделать гражданскую версию Ил-112. Я сразу скажу, рассматривались два варианта винтовых машин гражданской авиации – модель на базе Ил-112 или возобновление производства в России Ил114. Парадокс, но в РФ нет своего турбовинтового самолета. – Вы упомянули Ил-114. Каковы перспективы возобновления производства этой машины в России? Если честно, Минобороны больше беспокоит цена серийной машины, чем ОКР, ведь ему дальше на протяжении 10 лет закупать эти самолеты. Но именно с ценой серийной машины есть нюансы. Всего 30 процентов этой суммы приходится на сборочный завод, а остальное – это смежники. Хотя кооперация у нас уже на КОНКУРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ КОНКУРС ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ Федеральное космическое агентство при поддержке Института космических исследований (ИКИ) РАН объявляет конкурс инновационных научных работ «Россия в космосе: от мечты к реальности» на тему «Использование результатов космической деятельности в социально-экономической сфере». Конкурсные работы принимаются с 17 марта по 1 октября 2014 года. Цель – создание условий для раскрытия и реализации способностей студентов российских вузов, молодых специалистов и ученых, поддержка и стимулирование их научной деятельности, сохранение и восполнение интеллектуального потенциала России в области мирного освоения космического пространства, дальнейшее развитие интеграции науки и практики. Конкурс будет проводиться по следующим направлениям: применение современных информационных технологий при проектировании и создании космических систем и комплексов, внедрение инновационных и отраслевых решений на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС, применение информационных технологий для систем дистанционного зондирования Земли при мониторинге опасных геологических процессов на территории России, разработка инновационных решений и технологий для внедрения в создаваемую инфраструктуру будущего космодрома Восточный, новые методы для реализации программ по изучению ближайших планет Солнечной системы. несколько разделились. Некоторые участники были против. Но у Ил-114 есть несомненные плюсы. Самолет сертифицирован с двумя двигателями – и российским, и канадским. Если отношения с Канадой осложняются, то мы ставим российский двигатель. Противники самолета говорят, что Ил-114 у вас не летает на грунте. Хочу сказать, это ошибочное мнение. Летает. Мы просто не успели провести его сертификацию на полеты с грунта. У научно-производственного предприятия «Радар-ММС», которое возглавляет Георгий Владимирович Анцев, есть летающая лаборатория на базе Ил-114. Там ее эксплуатируют почти десять лет. Конечно, это экспериментальный самолет и не подчиняется требованиям гражданской авиации, поэтому мы разрешаем «Радару-ММС» садиться на Ил-114 на грунт. И борт садится и на грунт, и на снег. Наша главная задача – решить вопрос цены. Мы знаем, сколько стоит Q-400, АТR42 и 72. Сейчас, по предварительным расчетам, мы находимся где-то посередине. Поэтому если мы будем производить в России, то должны сделать так, чтобы наш Ил-114 стоил дешевле, чем иностранные аналоги. – А как вы оцениваете спрос на Ил-114 – Если честно, то на совещании мнения и возможность его производства в России? Будете привлекать специалистов с Ташкентского авиазавода? «РИПЕРЫ» ОСВОИЛИСЬ В НЕБЕ АФГАНИСТАНА Беспилотники «Рипер» (MQ-9 Reaper) из состава 39-й эскадрильи вооруженных сил Великобритании достигли налета в Афганистане в объеме 50 тысяч летных часов. Об этом сообщила радиовещательная служба ВС Великобритании. БЛА «Рипер» применяются в Афганистане для поддержки наземных сил в составе как 39-й, так и 13-й эскадрильи. При этом управление аппаратами через спутниковые каналы осуществляется с наземных станций управления, размещенных на авиабазе британских ВВС в Ваддингтоне (Великобритания) и на базе ВВС США «Крич» (штат Невада). Операторы БЛА, полезной нагрузки и наземный технический персонал из состава 83-й экспедиционной авиагруппы ВВС Великобритании 83 EAG (Expeditionary Air Group) обеспечивают эксплуатацию «Рипер» в зоне запуска и посадки в Кандагаре (Афганистан). Пять беспилотников «Рипер», состоящих на вооружении ВВС Великобритании, могут оснащаться четырьмя ракетами «Хеллфайр» и двумя бомбами с лазерным управлением GBU-12 массой 226 килограммов производства компании «Рейтеон». В ходе полетов суммарной продолжительностью 54 тысячи летных часов, проведенных в небе Афганистана с конца 2007-го до января 2014-го, БЛА 13 и 39-й эскадрилий ВВС Великобритании произвели 459 запусков авиационных средств ч а Пока Ташкент производит для своих авиалиний Ил114 ци Ан-124. Не могли бы вы рассказать об этом более подробно? – Эти работы ведутся в рамках государственного заказа. Минобороны объявило конкурс на первый этап, то есть разработку аванпроекта. АК Ильюшина его выиграл, работа получила название «Колос». До конца года мы сдадим военным аванпроект, и если он удовлетворит Минобороны, заключим контракт на разработку конструкторской документации. Если говорить грубо, то в нашем проекте мы планируем унифицировать Ил-76МД-90А и Ан-124, ведь парк военно-транспортной авиации должен быть максимально унифицирован. Но главная проблема – это двигатели. Сейчас ведем переговоры с заводом «Прогресс» по их Д-18 третьей серии. Как ни удивительно, несмотря на то, что Ан-124 – это машина украинского «Антонова», в России мы нашли порядка десяти человек, включая главного конструктора этого самолета, которых взяли к себе на работу. Согласно заданному военными тактико-техническому заданию модернизированные Ан-124 будут не только отвечать всем требованиям ИКАО, но и иметь современное навигационное оборудование, авионику и бортовые системы самообороны. – Виктор Владимирович, недавно стало известно, что Авиационный комплекс Ильюшина начал работы по модернизации тяжелого военнотранспортного самолета н ны на за тр из р – А по каким перспективным машинам АК Ильюшина ведет работы? – У нас это называется ПАК ТА – перспективный авиационный комплекс транспортной авиации. Хотя эта работа на отдаленную перспективу, но мы уже сейчас просчитываем, что сможем предложить военным после 2030 года. И не только военным, но и гражданской авиации. Сейчас мы рассматриваем схему «несущий фюзеляж», был еще вариант «несущее крыло». И мы уже задумываемся, что предлагать после 2030 года. Пока по этому проекту ведется научно-исследовательская работа в ЦАГИ, а также на Экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева. Продувки в аэродинамических трубах сделаны несколько лет назад. Предложенная схема показала положительный результат. ЦАГИ более пристально занялся этим проектом. Перспектива у ПАК ТА огромная. Сейчас задача в рамках научно-исследовательской работы определить геометрию, характеристики, присмотреться к двигателям и только потом давать предложение. Так что наш план выглядит примерно так – сначала мы сдаем Ил-112В, потом МТА, а уже ближе к 2030 году переходим к ПАК ТА. Важно, что военные сформулируют в своем ТТЗ по перспективной машине. А как они определятся, что хотят, тогда мы все и сделаем. – Виктор Владимирович, спасибо вам огромное за содержательное интервью, от лица коллектива газеты «Военнопромышленный курьер» позвольте поздравить вас и весь авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина с юбилеем – 120-летием вашего создателя, величайшего авиаконструктора, трижды Героя Социалистического Труда Сергея Владимировича Ильюшина. – Спасибо. Беседовал Алексей РАММ онечно, мы не исключаем и настолько развиты, что построить новый завод под кл жно перевозить самолетом Ил-76. ак что если будет принято положительное решен тельное решение по Ил-114, то поедем и начнем 114, поэтому хорошие специалисты у них есть. В то же время я не исключаю, что ташкентские специалисты могут перейти к нам на работу. ашкент может делать, к лементы конструкции легко «ОБОРОНКА» поражения. Как отмечалось осенью 2013 года, США задерживают поставку ВВС Великобритании второй (финальной) партии из пяти БЛА MQ-9 «Рипер» компании «Дженерал атомикс». Поставка аппаратов была приостановлена на несколько месяцев из-за необходимости внесения ряда технических модификаций в конструкцию БЛА. По этой причине ВС Великобритании не смогут развернуть беспилотники «Рипер» в Афганистане до середины 2014-го, когда до вывода британских военнослужащих из Афганистана останется несколько месяцев. Закупка дополнительной (второй) партии из пяти американских БЛА «Рипер» для ВС Великобритании объявлена в 2009 году и должна была удвоить парк этих аппаратов, находящихся на вооружении британской армии. Алексей РАММ
Стр.5