Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №10 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268408
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №10 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268408 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первая поставка Ми-4 была осуществлена в январе 1961 года. ратов дистанционного зондирования Земли серии «Ресурс-П» состоится в этом и следующем годах. <...> 06 РОССИЙСКИЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В США Соединенные Штаты определяют стоимость возможности наладить лицензионное производство российских ракетных двигателей РД-180 на американской территории. <...> Это, по мнению «Ресурс-П» в составе космического аппарата «Ресурс-П» №№ 1, 2, 3 ведется в необходимых объемах, предусмотренных государственным контрактом. <...> Запуск космического аппарата «Ресурс-П» № 2 планируется в третьем квартале 2014 года, космического аппарата «Ресурс-П» № 3 – в 2015-м. <...> В октябре 2013 года космический аппарат «Ресурс-П» принят в штатную эксплуатацию. <...> Космический комплекс «Ресурс-П» предназначен для наблюдения поверхности Земли и передачи полученных данных по радиоканалу на наземный комплекс планирования, приема, обработки и распространения информации для широкого спектра целевых задач в интересах заказчиков: Минприроды, МЧС, Минсельхоза, Росреестра, Росгидромета и других потребителей, а также для использования в целях развития международного сотрудничества России в области контроля и охраны окружающей среды и других актуальных задач дистанционного зондирования Земли. <...> В будущем финансовом году предполагается увеличить эту сумму на 136 миллиардов долларов. <...> С 2014-го темпы переоснащения новыми системами охраны и обороны объектов РВСН значительно возрастут – не менее чем в два раза. <...> Около 85 процентов этих систем прошли модернизацию. обернулась «коричневой революцией» Запад перестарался: демократия03 Запад перестарался: демократия03 КАК БУДЕМ КОМПЛЕКТОВАТЬ АРМИЮ КОМПЛЕКТОВАТЬ АРМИЮ Потребности и возможности мобилизации 04 в свете новых военных угроз ОТ «РЕВУЩИХ КОРОВ» К «ЧЕРНЫМ ДЫРАМ» ОТ «РЕВУЩИХ КОРОВ» К «ЧЕРНЫМ ДЫРАМ» недостатков, но флоту его так и не сдали недостатков, но флоту его так и не сдали «Северодвинск» избавился от многих <...>
Военно-промышленный_курьер_№10_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК БУДЕМ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ обернулась «коричневой революцией» ТЕМА ОСНОВА Сергей МИРОНОВ, Сергей МИРОНОВ, председатель партии председатель партии «Справедливая Россия», «Справедливая Россия», руководитель фракции «СР» в Государственной думе руководитель фракции «СР» в Государственной думе ЕЕ СОСТАВЛЯЮТ ЕЕ СОСТАВЛЯЮТ ПАТРИОТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЕ, ПАТРИОТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЕ, САМООТВЕРЖЕННЫЕ САМООТВЕРЖЕННЫЕ И ПРЕДАННЫЕ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДИ И ПРЕДАННЫЕ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДИ ТЕНДЕНЦИИ КОМПЕНСИРОВАТЬ УЩЕРБ ОТ АВАРИЙ запусков незастрахованных ракетоносителей в 2010– 2014 годах превысил 20 миллиардов рублей. Об этом Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков (РААКС) проинформировала контрольно-ревизионное управление (КРУ) администрации президента РФ. Согласно январскому поручению Владимира Путина правительство к осени этого года подготовит единую концепцию имущественного страхования космических аппаратов, которая позволит сократить нагрузку на бюджет государства. Сейчас космические риски в России страхуются на добровольной основе. При этом зачастую после очередного аварийного запуска незастрахованного космического аппарата поднимается вопрос о целесообразности введения обязательного страхования космических рисков. Страхование объектов космической техники (имущества) целесообразно оставить добровольным, так как определение жестких тарифных ставок для имущества не представляется возможным. Обязательным следует сделать страхование ответственности перед третьими лицами, страхование стартовых комплексов и персонала космодрома. На обязательной основе необходимо страховать и самые рисковые этапы реализации космических проектов: запуск, летные испытания и летную эксплуатацию космической техники. Урон государственному бюджету от аварийных ИНДИЯ МОДЕРНИЗИРУЕТ 600 Т-90 Министерство обороны Индии начало подготовку к проведению тендера на модернизацию 600 основных боевых танков Т-90 российского производства. К конкурсу, чья общая стоимость оценивается в 250 миллионов долларов, будут допущены только предприятия национального ОПК. Условия тендера предусматривают замену на боевых машинах систем управления огнем и активной защиты, навигационного и тепловизионного оборудования, а также модернизацию некоторых других комплексов. По требованиям заказчика, на танки также должна быть установлена система кондиционирования воздуха, разработанная DRDO (Defence Research and Development Organisation). Эксплуатация машины в условиях жаркого климата приводила к повреждению тепловизоров. Срок выполнения работ по тендеру составляет три года. Согласно программе развития индийских вооруженных сил к 2020 году в войска планируется поставить 1657 танков Т-90, из которых одна тысяча машин будет собрана по российской лицензии силами исключительно местного ОПК. Соответствующий контракт уже подписан, однако индийские предприятия не смогли приступить к его выполнению, так как к настоящему времени российская сторона предоставила лишь 40 процентов необходимых технологий. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что действия руководства РФ если и не предотвратили полностью нацистский террор на юго-востоке Украины, то заставили нацистскую хунту действовать нерешительно? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% СТРАТЕГИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ-2 ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА АРМИЯ И ФЛОТ ТАК И НЕ ВЫДВИНУЛИ ТАК И НЕ ВЫДВИНУЛИ ИЗ СВОИХ РЯДОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА АРМИЯ И ФЛОТ ИЗ СВОИХ РЯДОВ СОБСТВЕННЫХ МОЛЬТКЕ И ШЛИФФЕНОВ СОБСТВЕННЫХ МОЛЬТКЕ И ШЛИФФЕНОВ Михаил ХОДАРЕНОК Продолжение. Начало в № 5 Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 ОСНОВА ОБОРОНЫ ОБОРОНЫ СТРАНЫ Ми-26Т2 БУДЕТ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ Модернизированный тяжелый вертолет Ми-26Т2 в течение нынешнего года пройдет все необходимые этапы летных испытаний. Предварительные и государственные испытания вертолета Ми-26Т2 состоят из двух этапов. В конце марта – начале апреля планируется начать этап предварительных испытаний модернизированного вертолета. Он завершится в течение полутора-двух месяцев. После окончания предварительных испытаний начнется необходимая доработка вертолета перед госиспытаниями. Они закончатся в конце лета или в начале осени. Основным отличием Ми-26Т2 от вертолета предыдущей модификации Ми-26ТС является уменьшенный до двух членов экипаж, новое бортовое радиоэлектронное оборудование, пять жидкокристаллических дисплеев. КОНТРАКТ УСПЕШНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВВС Индии получат юбилейный, 3500-й экспортный вертолет серии Ми-17. Этот вертолет будет поставлен заказчику в рамках контракта Рособоронэкспорта, заключенного в 2012 году. Контракт на поставку 80 военнотранспортных вертолетов Ми17В-5 был подписан Рособоронэкспортом в 2008-м и к настоящему времени полностью выполнен. В 2012–2013 годах были приняты дополнительные соглашения на поставку в общей сложности еще 71 машины. Из этого количества 19 машин поставили заказчику к середине февраля. Южная и Юго-Восточная Азия является ключевым регионом для продвижения техники российского производства. Отечественные вертолеты здесь хорошо известны и пользуются стабильным спросом. Сегодня в Индии эксплуатируется около 250 российских винтокрылых машин. Ми-17В-5, поставляемые для Индии, относятся к семейству Ми-8/17. Все они оснащены комплексом навигации и электронной индикации КНЭИ-8, новым автопилотом ПКВ-8, что снижает нагрузку на летчиков, обеспечивает весь массив полетной информации для решения самых сложных задач. Кроме того, вертолеты оснащены современными мощными двигателями, что значительно расширяет их возможности по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов. Более полувека в Индии успешно эксплуатируются вертолеты советского и российского производства. Первая поставка Ми-4 была осуществлена в январе 1961 года. ратов дистанционного зондирования Земли серии «Ресурс-П» состоится в этом и следующем годах. Финансирование работ по космической системе ДВА НОВЫХ СПУТНИКА Запуск новых российских космических аппаЧитайте материал на стр. 06 Читайте материал на стр. 06 РОССИЙСКИЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В США Соединенные Штаты определяют стоимость возможности наладить лицензионное производство российских ракетных двигателей РД-180 на американской территории. 87% ДА 7% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 6% Это подтвердил заместитель министра военно-воздушных сил (ВВС) США Эрик Фэннинг. Он высоко оценил взаимодействие Москвы и Вашингтона в рамках проекта закупок двигателей РД-180 американской стороной. «Партнерство, которое у нас имеется с Россией по этому двигателю, как мне кажется, чрезвычайно важно для обеих наших стран. Речь идет о прочном многолетнем партнерстве. Поставки нам (то есть США) РД-180 являются одним из многих примеров давнего сотрудничества», – подчеркнул Фэннинг. Он добавил, что у США имеется запас приобретенных у России РД180, позволяющий производить пуски тяжелых ракет-носителей «Атлас-5», на которые устанавливается этот двигатель, в обозримой перспективе. Она включает текущий и следующий годы, а также значительную часть 2016-го. Поскольку речь идет о критически важной части американской программы космических запусков, США хотели бы иметь более разнообразное предложение, а не полагаться в этом плане только на одного производителя, заявил замминистра ВВС. По его словам, американская сторона изучает вопрос о том, как этого можно было бы добиться, сколько в действительности стоило бы создание линии производства данного двигателя в США, если бы мы получили лицензию на это. «Сейчас проводится бизнес-анализ этого вопроса, рассматривается эффективность такого рода инвестиций», – отметил специалист. Американские ВВС внимательно следят за текущей ситуацией в двусторонних (российско-американских) отношениях, чтобы убедиться, что мы можем защитить эти поставки двигателя РД-180 в США, сказал он. «Насколько мне известно, никто не выступал за разрыв этого сотрудничества, – заявил Фэннинг. – Я ничего не видел ни со стороны России, ни со стороны США, указывающего на то, что эти поставки находятся под угрозой». О том, что ВВС США намерены изучить перспективы развертывания лицензионной сборки РД-180 на территории США, сообщил в феврале специализированный американский еженедельник «Спейс ньюс». Он ссылался на распоряжения, отданные главой космического командования ВВС США генералом Уильямом Шелтоном. РД-180 создаются НПО «Энергомаш». В США они адаптируются российско-американским СП «РДАмрос». Как ранее заявлял руководитель «РД-Амрос» Билл Парсонс, текущий контракт на поставки в США двигателей РД-180 заключен до конца 2018 года. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Управление перспективных исследований Минобороны США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) в 2015 финансовом году сосредоточится на разработке прорывных технологий, что позволит ему преодолеть последствия предыдущих сокращений в финансировании. В проекте оборонного бюджета на будущий финансовый год на финансирование DARPA было запрошено 2,915 миллиарда долларов. Это, по мнению «Ресурс-П» в составе космического аппарата «Ресурс-П» №№ 1, 2, 3 ведется в необходимых объемах, предусмотренных государственным контрактом. Запуск космического аппарата «Ресурс-П» № 2 планируется в третьем квартале 2014 года, космического аппарата «Ресурс-П» № 3 – в 2015-м. В октябре 2013 года космический аппарат «Ресурс-П» принят в штатную эксплуатацию. «Ресурс-П» № 1 выведен на орбиту 25 июня 2013 года. Космический комплекс «Ресурс-П» предназначен для наблюдения поверхности Земли и передачи полученных данных по радиоканалу на наземный комплекс планирования, приема, обработки и распространения информации для широкого спектра целевых задач в интересах заказчиков: Минприроды, МЧС, Минсельхоза, Росреестра, Росгидромета и других потребителей, а также для использования в целях развития международного сотрудничества России в области контроля и охраны окружающей среды и других актуальных задач дистанционного зондирования Земли. СКОНЦЕНТРИРУЮТСЯ НА ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ специалистов, позволит уделять больше внимания разработке перспективных технологий и поможет компенсировать ущерб, полученный в ходе предыдущих сокращений. В результате, как ожидается, будет сделан упор на новейшие технологии, необходимые для обеспечения национальной безопасности США. Вкладывая средства в технологическое развитие, DARPA станет использовать новые возможности для борьбы со сложными многоаспектными перспективными угрозами. «Мы сталкиваемся со значительным уровнем неопределенности и постоянно меняющимися угрозами. Однако у нас есть уникальные возможности разрабатывать технологии, которые предоставят США наиболее совершенные технологии для защиты от них», – сообщила директор DARPA Арати Прабхакар. В 2009–2013 финансовых годах ассигнования на функционирование DARPA уменьшились на 20 процентов в реальных показателях, учитывая секвестрирование 2013-го. В 2014 году финансирование управления увеличилось на 199 миллионов долларов и составило 2,779 миллиарда долларов. В будущем финансовом году предполагается увеличить эту сумму на 136 миллиардов долларов. К АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СИСТЕМАМ ОХРАНЫ тов Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) к концу 2015 года будут охраняться современными автоматизированными системами. С этого года в РВСН проводится переоснащение объектов на новые типы систем охраны, в том Более 20 процентов общего количества объекчисле с использованием научно-технического задела в развитии робототехнических комплексов. Целенаправленная разработка современных автоматизированных систем охраны и оснащение ими объектов РВСН ведется с 2005 года. С 2014-го темпы переоснащения новыми системами охраны и обороны объектов РВСН значительно возрастут – не менее чем в два раза. В 2013 году завершились разработка и испытания боевой противодиверсионной машины «Тайфун-М», предназначенной для усиления охраны и обороны ракетных комплексов, ведения разведки и борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями противника. С 2013-го началось оснащение этими машинами Тейковского, Новосибирского, Тагильского соединений. Уникальность «Тайфун-М» заключается в оснащении машины комплексом разведывательных средств, в том числе беспилотным летательным аппаратом. Есть возможность обнаружить противника на дальности до пяти километров. Постоянно поддерживаются в полной готовности автоматизированные системы охраны объектов РВСН, разработанные в 70–80-е годы. Около 85 процентов этих систем прошли модернизацию. обернулась «коричневой революцией» Запад перестарался: демократия03 Запад перестарался: демократия03 КАК БУДЕМ КОМПЛЕКТОВАТЬ АРМИЮ КОМПЛЕКТОВАТЬ АРМИЮ Потребности и возможности мобилизации 04 в свете новых военных угроз ОТ «РЕВУЩИХ КОРОВ» К «ЧЕРНЫМ ДЫРАМ» ОТ «РЕВУЩИХ КОРОВ» К «ЧЕРНЫМ ДЫРАМ» недостатков, но флоту его так и не сдали недостатков, но флоту его так и не сдали «Северодвинск» избавился от многих 09 «Северодвинск» избавился от многих09 № 10 (528) № 10 (528) выходит по средам 19 –25 марта 2014 года выходит по средам ТАНКОВЫЕ БОИ ТАНКОВЫЕ БОИ В гражданской войне в Испании впервые боевые машины померились силами ПЕРВЫЕ ПЕРВЫЕ боевые машины померились силами 11 В гражданской войне в Испании впервые 11 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 10 (528) 19 –25 марта 2014 года АРМИЯ ТЕМА Мы живем в неспокойном и нестабильном мире. Иллюзии, связанные с тем, что после окончания холодной войны наступит мировая гармония, если и остались, то только у беспредельно наивных людей. Никуда не делись, а наоборот, обостряются геополитическая борьба и жесткая конкуренция за ресурсы. Процессы глобализации еще сильнее выявляют многие несправедливости нынешнего миропорядка. Мировой финансово-экономический кризис стал сигналом тревоги, обозначившим не только исчерпанность моделей развития, основанных на либеральных идеях, но и вступление человечества в период смены исторических эпох и глобальных цивилизационных сдвигов. А такие периоды всегда чреваты возникновением новых угроз, включая военные конфликты и другие потрясения. Совсем свежие и конкретные подтверждения этому дают драматические события на Украине. ОСНОВА Начало на стр. 01 Сергей МИРОНОВ, председатель партии «Справедливая Россия», руководитель фракции «СР» в Государственной думе В таких условиях России с ее гигантскими пространствами, огромной протяженностью границ, колоссальными объемами природных ресурсов было бы очень опрометчиво пребывать в безмятежности, не проявляя особую заботу о защите границ, территории и суверенитета. Я согласен с теми политиками и общественными деятелями, которые исходя из понимания исторической судьбы нашей державы ставят вопрос ребром: Россия может быть либо великой, либо никакой. Она обязана быть мощной, способной проводить самостоятельную политику или ее просто-напросто разорвут на части силы, считающие лишней страной, по выражению извечного ненавистника Збигнева Бжезинского. Партия «Справедливая Россия» ОБОРОНЫ СТРАНЫ поддерживает те усилия, которые предпринимаются руководством страны по приданию нового облика нашим Вооруженным Силам и модернизации обороннопромышленного комплекса (ОПК). В рамках Государственной программы вооружения (ГПВ) на период 2011–2020 годов на эти цели запланировано более 20 триллионов рублей. Да, это большие, можно сказать, беспрецедентно огромные средства. Но такие затраты обоснованы глубоким анализом реальных рисков и угроз, перед которыми Россия может оказаться уже в ближайшие десятилетия, а то и годы. Поэтому важно, чтобы триллионы не остались на бумаге. Ведь на памяти печальный опыт реализации предыдущих ГПВ, в которых тоже декларировались высокие цели, но на деле не достигались. Крайне необходимо, чтобы на данном этапе реформирования Вооруженных Сил и обороннопромышленного комплекса во главе процесса стояли истинные профессионалы, государственно мыслящие люди, а не так называемые эффективные менеджеры, которые всему учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь. Серьезные уроки стоит извлечь из того периода, когда во главе Минобороны пребывал Анатолий Сердюков. Фракция «СР» в Госдуме всегда жестко критиковала его деятельность. Но не потому, что мы были против вектора военной реформы, направленного на переход к высокоэффективной мобильной армии, состоящей из частей постоянной готовности. Этот вектор, кстати, вовсе не заслуга Сердюкова, который мало смыслил в оборонной проблематике. Направление реформы задали военная наука да и сама жизнь. хорошую идею можно превратить в свою противоположность, если довести ее до абсурда. Этого абсурда мы нахлебались сполна. Я имею в виду превращение армии в агентство по распродаже недвижимости, разрушение систем военного образования и медицины, бесконечные конфликты Минобороны с предприятиями ОПК по вопросам ценообразования и многое другое. Не зря говорят, что даже самую Но, пожалуй, апофеозом сердюковщины стали решения о закупках ряда образцов зарубежной военной техники, которые делались как бы в пику нашей «оборонке». Сомнительные эпопеи с покупкой десантных кораблей «Мистраль» у французов и бронемашин «Ивеко» у итальянцев, которые, как выяснилось, по многим параметрам не годятся для использования нашими военными, да и некоторые другие подобные сделки – это воплощение вопиющего непрофессионализма. Тут, на наш взгляд, ярко проявился образ мышления, характерный для генерации либераловультрарыночников, засевших ныне, к сожалению, во многих госструктурах. В их головы, как у одного из героев Салтыкова-Щедрина, встроены маленькие органчики, играющие ограниченное количество мелодий. В нашем случае они звучат так: «Рынок все отрегулирует» и «Все можно купить». По их мнению, и дыры в оборонном щите можно латать, не развивая «оборонку», а покупая на Западе все необходимое. Но далеко не все покупается даже за очень большие деньги. ПЕРВЫЕ УСПЕХИ Сегодня процесс военной реформы и взаимоотношения армии с ОПК приводятся к здравому смыслу. Мы приветствуем то, что с приходом в Минобороны нового министра Сергея Шойгу исправляются многие грубые управленческие ошибки, что коммерциализация армии остановлена, а военные сосредоточились на своих главных задачах. Знаковым моментом последних месяцев стали регулярные проверки боеготовности частей и соединений с реальными маршами, стрельбами, пусками, отработкой взаимодействия штабов. Радует то, что качественные изменения происходят с поставками новой техники и вооружений в войска, что в РВСН успешно идет освоение стратегических комплексов «Тополь-М» и «Ярс», что в ВМФ на боевое дежурство заступают подводные стратегические ракетоносцы нового проекта «Борей», что ускоренными темпами пошло переоснащение ВВС, Сухопутных войск, ВДВ и Войск воздушнокосмической обороны. Стоило наладить конструктивный диалог военных и «оборонщиков», как сразу оказалось, что и гособоронзаказ можно формировать без срывов, и по вопросам ценообразования находить консенсус. Многие предприятия ОПК набрали хороший темп, сочетая собственную модернизацию с организацией крупносерийного производства оружия и техники. Достойным результатом стал факт, что в 2013 году целый ряд отраслей (в частности авиастроение, кораблестроение, ракетостроение) показал рост производства на 14–16 процентов. Особенно если принять во внимание, что почти вся остальная российская промышленность переживает период стагнации. В то же время я бы призвал не обольщаться первыми успехами ОПК. Надо признать, пока позитивные сдвиги достигаются большей частью за счет того, что называется ручным управлением. Еще нельзя сказать, что у нас создана надежная система, которая на долговременной основе обеспечит взаимосвязь процессов военного строительства, промышленного и научно-технического развития. По сути эту систему только предстоит создавать. Причем начинать надо с фундаментальных предпосылок, выходящих за рамки собственно оборонных проблем. Ведь успешно крепить оборону невозможно, не думая о том, что происходит с экономикой страны в целом. ОПК не может быть неким островом стабильности посреди океана дикого нерегулируемого рынка. в конце концов определяться и принимать федеральный закон о промышленной политике, призванный четко выделить приоритетные отрасли и направления, на которые государство делает главную ставку, а также механизмы их господдержки. Все ключевые отрасли ОПК, разумеется, должны быть в числе этих приоритетов. На наш взгляд, пора уже перестать шарахаться от слова «план» и начинать возвращать в экономику плановые начала, потому что, как верно подмечено в одном известном афоризме, «тот, кто ничего не планирует, планирует провалы». Разумеется, речь не идет о возврате к директивам советских времен, в которых все централизовалось и детализировалось чуть не до последней шестеренки. Мы говорим о так называемом индикативном планировании, которое давно с успехом используют во Франции, Японии, Южной Корее и многих других странах. Смысл подобного алгоритма состоит в выработке через систему согласований между экономическими субъектами вывеМы в «СР» убеждены, что пора Парадокс, но в законодательстве пока нет даже четкого определения, что же такое обороннопромышленный комплекс. Не нашли своего отражения и многие новые реалии. Основу российского ОПК сегодня составляют более 50 крупных вертикально интегрированных структур. Однако пока нет нормативно-правовой базы, которая регулировала бы их деятельность. Еще один актуальный вопрос теряется в тумане: что такое государственно-частное партнерство в ОПК? Разговоров о нем много, но единое понимание тех форм, в которых оно целесообразно и допустимо, еще предстоит вырабатывать. Хотелось бы пояснить, что по своей идеологии партия «Справедливая Россия» является социалдемократической. В отличие от ортодоксальных коммунистов мы признаем рынок, частную собственность и конкуренцию. В то же время мы выступаем за эффективное госрегулирование рыночных отношений и в отличие от либералов считаем, что коммерциализация не должна быть всепроникающей и всеохватной, что рынок, образно говоря, должен знать свое место. Это тем более касается всего, что связано с оборонными интересами государства. Мы считаем, что должно соблюдаться категорическое табу на приватизацию стратегически важных оборонных предприятий. Мы против того, чтобы отдавать в руки частников контроль над производством наиболее важных систем и образцов вооружений и военной техники. Все это государство должно держать в своих руках. На определенных уровнях кооперации привлечение частных компаний в качестве соисполнителей, субподрядчиков и т. д. вполне возможно. Такую практику стоит всячески развивать, потому что она способна приносить дополнительные инвестиции в ОПК и снижать себестоимость продукции. Одним словом, необходимы Нельзя «оборонщиков» загонять в прокрустово ложе жестких требований по госсконтракту и одновременно суровых рыночных реалий в виде роста инфляции ренных решений относительно различных параметров – цен, объемов и сроков выпуска продукции, инвестиций, уровня экспорта, темпов роста производства и т. д. Если это делать, скажем, на пять лет вперед, как предлагает «СР», экономика получит динамичность и сбалансированность, а производители – возможность более точно выстраивать долгосрочную экономическую стратегию. Это полезно для всех хозяйствующих субъектов, а для предприятий ОПК вдвойне, ибо многие из них ориентированы на выпуск продукции, требующей длительных производственных циклов. Для обеспечения стабильного развития российской «оборонки» большое значение имеет совершенствование правовой базы. Тут немало пробелов даже с точки зрения обычной юридической техники. максимально разумное и справедливое отношение к нашей «оборонке», всесторонний учет специфики буквально каждого предприятия. Если проанализировать все законодательство, относящееся к ОПК, мы увидим, что оно в основном состоит из разного рода регламентаций и ограничений. На наш взгляд, это неправильно. Нельзя «оборонщиков» загонять в прокрустово ложе жестких требований по госсконтракту и одновременно суровых рыночных реалий в виде роста инфляции, тарифов, цен на сырье, комплектующие и т. д. Должны быть механизмы, компенсирующие предприятию те издержки, которые оно несет в силу своего особого статуса. Недавно Госдума внесла поправки в закон «О гособоронзаказе», вводящие более гибкую систему ценообразования на оборонную продукцию. Это шаг в правильном направлении. Но государство должно позаботиться и о других мерах поддержки. Например, чтобы в ОПК пошли так называемые длинные деньги, были как можно ниже ставки по кредитам, которые берут оборонные предприятия в банках. Видимо, ради этого стоит пойти на частичную компенсацию размеров банковских ставок за счет бюджета. Я уверен, что весьма ко двору пришлась бы идея так тов ВВП. Среди приоритетов тут, конечно, те научные институты и центры, которые работают непосредственно на армию и ОПК. Их надо поднимать, а некоторые просто возрождать после долгого периода прозябания и невостребованности. Совсем негоже, что по вложениям в оборонные НИОКР Россия сегодня примерно в десять раз уступает США. Такое отставание надо стремиться сокращать, но не за счет гражданских секторов научных исследований. Мировая практика показывает: если в былые времена основной поток технологических новшеств шел из военного производства в гражданское, то теперь до 50 процентов инновационных идей и технологий приходит в оборонную сферу из гражданских отраслей. Вот почему мы настаиваем на сохранении в России широкого спектра научных исследований, в том числе фундаментальных. И та реформа РАН, которая началась, на наш взгляд, весьма спонтанно и непродуманно, ни в коем случае не должна вылиться в примитивные оптимизации и сокращения научных учреждений. 04 04 ДЕТАЛИ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ВОЕННО-ОБУЧЕННЫХ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ называемого инновационного налогового кредита, которую настойчиво продвигает «Справедливая Россия». Смысл идеи в том, что расходы предприятий на инновационные цели должны в полной мере вычитаться из сумм начисленного налога на прибыль без каких-либо разрешений и согласований с чиновниками. КАДРЫ ВСЕГДА В ЦЕНЕ Если уж речь зашла об инновациях, нельзя не сказать особо о наших предложениях по развитию российской науки. Никакой надежной обороны невозможно выстроить, если в стране нет мощной науки. Вот почему в нашей партийной программе четко записано, что на финансирование науки и научных исследований должно выделяться не менее трех проценЕще одна горячая проблема, связанная с судьбой нашего ОПК, – это кадры. В бытность председателем Совета Федерации и в нынешней роли лидера парламентской партии я часто ездил и езжу по регионам. Давно взял за правило: в ходе поездок непременно посещать хотя бы одно оборонное предприятие. Где бы я ни был – в Челябинске или Хабаровске, Омске или Архангельске, Нижнем Тагиле или подмосковном Королеве, среди самых острых, животрепещущих вопросов всегда звучало: «Кто же будет работать на наших предприятиях через 5, 10, 15 лет?». В начале 2000-х годов старение кадров в ОПК достигало критических масштабов, кое-где все держалось только на пенсионерах и лицах предпенсионного возраста. Сейчас ситуация выправляется и молодежь пошла в «оборонку». До трети работников уже те, кому нет 35, но проблема острого дефицита многих важных специалистов не преодолена. Нехватка инженеров-технологов в ОПК составляет 17 процентов, инженеров-конструкторов – 22 процента. С квалифицированными рабочими вообще кризисная ситуация – нехватка до 40 процентов. Вывод один: надо срочно расширять систему стимулов, которая бы делала работу на оборонных предприятиях максимально привлекательной. Помнится, в 2012 году в одной из предвыборных статей нынешний президент России Владимир Путин предлагал, чтобы средняя заработная плата на предприятиях ОПК, в конструкторских и научных центрах была сопоставима с денежным довольствием в Вооруженных Силах. Это очень правильная идея, и пора бы браться за ее практическую реализацию. Кроме того, у «оборонщиков» должен быть весомый социальный пакет, связанный с гарантиями обеспечения доступным жильем, достойным пенсионным обеспечением и т. д. «Справедливая Россия» также предлагает внести поправки в закон «О воинской обязанности» с тем, чтобы работа молодого человека в госсекторе ОПК приравнивалась к прохождению военной службы. Разумеется, важны и моральные стимулы. Берясь за возрождение разрушенной системы профессионально-технического образования, надо одновременно придать ей новый имидж, избавляя от ярлыка пристанища неудачников. То же самое требуется в инженерно-технических вузах. Сейчас зачастую поступают сюда ребята, показывающие не самую высокую успеваемость в школе. Основная масса молодежи попрежнему сильно дезориентирована и продолжает выбирать профессии менеджеров, экономистов, юристов. Я считаю, что нам надо активнее разворачивать информационную политику в сторону распространения технических знаний в обществе, повышения престижа инженерного труда, пропаганды рабочих специальностей. Ну и многое тут зависит от того, сможем ли мы сделать армию, предприятия ОПК и научные институты центрами притяжения талантливой молодежи, убедив ее, что именно здесь сегодня возникают расширенные возможности для самореализации, творчества, плодотворной работы, достижения жизненного успеха. Вот когда добьемся этого, тогда за судьбу России, ее безопасность и обороноспособность можно будет не волноваться. В заключение хочу еще раз подчеркнуть: обеспечение обороноспособности и безопасности страны – это сложнейшая, многогранная работа, требующая системного решения громадного комплекса проблем. Успех в работе во многом зависит от понимания того, что оборона крепится не только деньгами. Даже триллионы рублей – это лишь предпосылка к переменам, как и самое современное чудо-оружие – ракеты, самолеты, корабли, танки. Решающим фактором были и будут люди, ответственные, патриотически настроенные, самоотверженные, преданные своему делу, посвящающие жизнь службе в Вооруженных Силах и работе на предприятиях обороннопромышленного комплекса. И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов. Владимир ОСТАНКОВ, руководитель третьего отделения Академии военных наук, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор копления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению. В целом проблемы комплектования и нажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15 процентов от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек. Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансовоэкономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования. Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы. В то же время решение этой задачи невозРАЗРЕШИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Не секрет, что в ближайшие годы РФ окаможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил). Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потреб
Стр.4
05 05 Показатели системы подготовки и накопления военно-обученного резерва Общая численность ВС Доля офицеров Количество офицеров Продолжительность кадровой службы офицеров Продолжительность службы офицеров в запасе Продолжительность накопления мобресурсов в запасе Годовые возможности по накоплению офицеров за счет военных вузов Возможности по накоплению мобресурсов за расчетный период Естественная годовая убыль (0,15 %) Будет мобресурсов на конец расчетного периода Потребность в мобресурсах Дефицит мобресурсов Требуемые возможности подготовки офицеров на военных кафедрах гражданских вузов АРМИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ НЕТ Возможности ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных мобилизационных ресурсов офицеров Показатели на конец расчетного периода 2016 г. 2020 г. 0,22 20 15 4 2025 г. 1 000 000 1 000 000 1 000 000 0,22 0,22 220 000,00 220 000,00 220 000,00 20 15 3 20 15 5 11 000 33 000 3300 149 700 430 000 11 000 44 000 4400 149 380 650 000 -280 300 -500 620 93 433,3 71 517,1 Возможности ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных мобилизационных ресурсов сержантов и солдат при доле контрактников 100% ности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах. Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений. Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы. Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60. Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки. Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени. Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек. Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос. НА ЧТО СПОСОБНА КОНТРАКТНАЯ АРМИЯ При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек. Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военноучебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса. Как решить эту проблему? В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составПри этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч). При доле контрактников меньше 54 процентов повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения. При доле контрактников больше 54 процентов потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава. Таким образом, численность сержантов КАЧЕСТВО И СТИМУЛЫ ПОДГОТОВКИ Решение проблемы количественного наК 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч, а контрактников – до 50 тысяч рублей ляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса. Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования. В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе. В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности. Вместе с тем переход к новой системе Показатели системы подготовки и накопления военно-обученного резерва Общая численность ВС РФ Доля сержантов и солдат Количество сержантов и солдат Доля контрактников Численность контрактников Продолжительность военной службы по призыву Продолжительность контрактной службы Продолжительность службы в запасе Продолжительность накопления мобресурсов в запасе Годовые возможности по подготовке и накоплению и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения. Возможности по накоплению мобресурсов за расчетный период Естественная убыль за расчетный период (15%) Будет мобресурсов на конец расчетного периода Потребность в мобресурсах Дефицит мобресурсов Требуемая численность годового призыва в ВС РФ Показатели на конец расчетного периода 2016 г. 2020 г. 0,78 2025 г. 1 000 000 1 000 000 1 000 000 0,78 0,78 780 000 1,00 780 000 1 10 15 3 78 000 234 000 35 100 780 000 1,00 780 000 1 10 15 4 78 000 312 000 46 800 780 000 1,00 780 000 1 10 15 5 78 000 390 000 58 500 1 158 900 1 115 060 1 074 873 1 820 000 2 800 000 3 900 000 -661 100 -1 684 940 -2 825 127 78 000 78 000 Возможности ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных мобилизационных ресурсов сержантов и солдат при доле контрактников 54% Показатели системы подготовки и накопления военно-обученного резерва Общая численность ВС РФ Доля сержантов и солдат Количество сержантов и солдат Доля контрактников Численность контрактников Продолжительность военной службы по призыву Продолжительность контрактной службы Продолжительность службы в запасе Продолжительность накопления мобресурсов в запасе Годовые возможности по подготовке и накоплению Возможности по накоплению мобресурсов за расчетный период копления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек. Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве). С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военнообученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет. комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях. Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантовконтрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы. По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ. При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ. К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом Естественная убыль за расчетный период (15%) Будет мобресурсов на конец расчетного периода Потребность в мобресурсах Дефицит мобресурсов Требуемая численность годового призыва в ВС РФ доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ. К 2021 году денежное содержание офиПоказатели на конец расчетного периода 2016 г. 2020 г. 0,78 2025 г. 1 000 000 1 000 000 1 000 000 0,78 0,78 780 000 0,54 421 200 1 5 15 3 443 040 199 368 780 000 0,54 421 200 1 5 15 4 443 040 265 824 780 000 0,54 421 200 1 5 15 5 443 040 1 329 120 1 772 160 2 215 200 332 280 2 089 752 3 038 821 3 908 801 1 820 000 2 800 000 3 900 000 269 752 443 040 238 821 443 040 8801 443 040 церов может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ. Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военностратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования. содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизаВ части, касающейся выплат денежного ционного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек. Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону. Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 миллиарда рублей или пять процентов от расходов на национальную оборону. 78 000 11 000 55 000 5500 149 087 950 000 -800 913 66 742,8
Стр.5