Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №32 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268380
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №32 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268380 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАТАСТРОФА ПОДЛОДКИ ВМС ИНДИИ КАТАСТРОФА ПОДЛОДКИ ВМС ИНДИИ безопасности на INS Sindhurakshak безопасности на INS Sindhurakshak ТЕМА АВАРИЯ «ПРОТОНА» КТО ВИНОВЕН В ПАДЕНИИ АВНО ОТРАБОТАННОГО НОСИТЕЛЯ КТО ВИНОВЕН В ПАДЕНИИ ДАВНО ОТРАБОТАННОГО НОСИТЕЛЯ АВАРИЯ «ПРОТОНА» – НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ Продолжение на стр. <...> 06 ТЕНДЕНЦИИ ДВИГАТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ – ПОСЛЕ 2015-го Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планирует завершить опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного комплекса фронтовой авиации – ПАК ФА) к 2016 году. <...> На данный момент производственная кооперация находится в стадии согласования, но очевидно, что головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО. <...> До конца 2013-го будет завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. <...> В настоящее время ПАК ФА летает на двигателях первого этапа, известных как «Изделие 117». <...> Таким образом, силовая установка позволяет обеспечивать все требования, предъявляемые к ПАК ФА первого этапа. <...> 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 93% ДА 2% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 5% СД ТЬ А СДАТЬ АСАДА В ОБМЕН НА ОРУЖИЕ НА ОРУЖИЕ ИМЕННО ЭТО В ОБМЕН Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока ПРЕДЛОЖИЛ ГЛАВА ОБЩЕЙ РАЗВЕДКИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ ПРИНЦ БАНДАР БИН СУЛТАН Читайте материал на стр. <...> По его словам, работы в этом направлении не велись и не запланированы. <...> Почему не сработали системы 02 Почему не сработали системы 02 не в полной мере отвечают новым угрозам ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЖДЕТ ПЕРЕМЕН ЖДЕТ ПЕРЕМЕН не в полной мере отвечают новым угрозам Реорганизации системы ВКО 04 Реорганизации системы ВКО 04 МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ Размещение вооружения на орбите Земли <...>
Военно-промышленный_курьер_№32_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАТАСТРОФА ПОДЛОДКИ ВМС ИНДИИ КАТАСТРОФА ПОДЛОДКИ ВМС ИНДИИ безопасности на INS Sindhurakshak безопасности на INS Sindhurakshak ТЕМА АВАРИЯ «ПРОТОНА» КТО ВИНОВЕН В ПАДЕНИИ АВНО ОТРАБОТАННОГО НОСИТЕЛЯ КТО ВИНОВЕН В ПАДЕНИИ ДАВНО ОТРАБОТАННОГО НОСИТЕЛЯ АВАРИЯ «ПРОТОНА» – НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ Продолжение на стр. 06 Продолжение на стр. 06 ТЕНДЕНЦИИ ДВИГАТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ – ПОСЛЕ 2015-го Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планирует завершить опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного комплекса фронтовой авиации – ПАК ФА) к 2016 году. Разработка силовой установки второго этапа – двигателя пятого поколения ведется в тесной кооперации с предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации», который возглавляет в Объединенной двигателестроительной корпорации УМПО. КБ – интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО – ОКБ имени А. Люльки. В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и НПП «Мотор» (Уфа). В работе участвуют и конструкторы НПО «Сатурн» (Рыбинск), которое входит в другой дивизион ОДК – «Двигатели для гражданской авиации». На данный момент производственная кооперация находится в стадии согласования, но очевидно, что головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО. При создании двигателя второго этапа учтен положительный опыт, полученный в результате комплекса научно-исследовательских работ, проводимых в период с 2004 года по настоящее время. В конце 2012-го прошел расширенный научнотехнический совет, в котором участвовали все научноисследовательские институты отрасли, Министерства обороны и основной заказчик – ОКБ Сухого. На нем были рассмотрены конструктивные решения по основным узлам двигателя, предложенные филиалом УМПО – ОКБ имени А. Люльки. Составленный комплекс мероприятий позволит не только обеспечить совокупность характеристик, указанных в техническом задании на двигатель, но и улучшить их по ряду параметров. До конца 2013-го будет завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В следующем году запланированы изготовление и начало испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора. В настоящее время ПАК ФА летает на двигателях первого этапа, известных как «Изделие 117». Это глубокая модернизация успешно зарекомендовавшего себя на внутреннем и внешнем рынках двигателя АЛ-31Ф. В отличие от своего прототипа он оснащен вентилятором большей производительности, новой турбиной с более высокой рабочей температурой, модернизированной камерой сгорания и новейшей цифровой системой регулирования. Как следствие достигнуто существенное повышение тяги, улучшены расходные характеристики, снижена масса изделия. Таким образом, силовая установка позволяет обеспечивать все требования, предъявляемые к ПАК ФА первого этапа. Работы по этому двигателю находятся на стадии летных испытаний. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что прогнозы наших экспертов («арабская весна» приведет к разрухе, межрелигиозным конфликтам и общему хаосу) оказались куда как точнее оценок ситуации Западом (торжество демократии на Ближнем Востоке)? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 93% ДА 2% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 5% СД ТЬ А СДАТЬ АСАДА В ОБМЕН НА ОРУЖИЕ НА ОРУЖИЕ ИМЕННО ЭТО В ОБМЕН Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока ПРЕДЛОЖИЛ ГЛАВА ОБЩЕЙ РАЗВЕДКИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ ПРИНЦ БАНДАР БИН СУЛТАН Читайте материал на стр. 02 Читайте материал на стр. 02 РОСОБОРОНЭКСПОРТ – 6,5 МИЛЛИАРДА ЗА ПОЛГОДА Государственный посредник по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения год от года расширяет присутствие на мировых рынках, увеличивает объем портфеля заказов, оптимизирует управленческую структуру компании и сокращает издержки. Если в 2003 году объем продаж Рособоронэкспорта составил чуть более пяти миллиардов долларов, то по результатам 2012-го он достиг рекордных 12,9 миллиарда. В текущем году намечено увеличить объем продаж. Только за первые шесть месяцев объем экспорта – 6,5 миллиарда. На данный момент портфель заказов компании оценивается более чем в 35 миллиардов долларов. Кроме того, на рассмотрении зарубежных заказчиков находятся проекты контрактов на общую сумму около 20 миллиардов. C целью повышения качества и темпов послепродажного обслуживания продукции военного назначения Ростех выступил с инициативой передать головным организациям своих холдинговых компаний право работать напрямую с зарубежными заказчиками военной техники. Рособоронэкспорт – уникальный российский государственный посредник по экспорту и импорту всего спектра финальной продукции, услуг и технологий оборонного и двойного назначения, входит в госкорпорацию «Ростех». Компания является одной из ведущих на мировом рынке вооружений. На долю экспортера приходится более 80 процентов продаж российского вооружения и военной техники. География военно-технического сотрудничества России – около 70 стран мира. Рособоронэкспорт взаимодействует более чем с 700 предприятиями и организациями обороннопромышленного комплекса. Государственная корпорация «Ростех» – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Рособоронэкспорт действует под строгим контролем президента Российской Федерации, правительства России и в полном соответствии с положениями ООН и международными соглашениями по контролю над вооружением. Только Рособоронэкспорт имеет право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ России как космической державе нанесен огромный репутационный ущерб, материальные потери составили шесть миллиардов рублей. Об этом в начале августа говорилось на совещании в Доме правительства Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Публикуем в сокращении выступления экспертов. Об этом в начале августа говорилось на совещании в Доме правительства Российской Федерации под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. Публикуем в сокращении выступления экспертов. 2 июля 2013 года потерпела аварию ракета-носитель «Протон-М». России как космической державе нанесен огромный репутационный ущерб, материальные потери составили шесть миллиардов рублей. 2 июля 2013 года потерпела аварию ракета-носитель «Протон-М». ПРИБЫЛЬ «ВЕРТОЛЕТОВ РОССИИ» ВЫРОСЛА В ДВА РАЗА Вертолетный холдинг в январе – июне 2013 года увеличил чистую прибыль по РСБУ в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,969 миллиарда рублей. Выручка компании осталась на уровне прошлого года и составила 748 миллионов. Валовая прибыль выросла на 13 процентов – до 637 миллионов, убыток от продаж увеличился в 1,6 раза – до 414 миллионов, доходы от участия в других организациях возросли в два раза – до четырех миллиардов. Прибыль до налогообложения увеличилась в 2,4 раза и составила 2,731 миллиарда. Краткосрочная кредиторская задолженность снизилась с 4,4 миллиарда на 31 декабря 2012 года до 3,5 миллиарда на 30 июня 2013 года. Дебиторская задолженность выросла с 4,6 до 6,9 миллиарда рублей. ДЛЯ ВВС ОТКРЫТЫ ВСЕ АЭРОДРОМЫ Военные самолеты с 1 января 2014 года смогут садиться на всех гражданских аэродромах России без какой-либо оплаты за использование взлетно-посадочных полос. Все вопросы законодательного плана по взаимодействию Минобороны с Российскими железными дорогами, гражданскими транспортными морскими организациями на сегодня решены. МОСКВА НЕ ПРОДАЕТ ТЕГЕРАНУ ЗРС У России и Ирана нет договоренности о поставках систем «Антей-2500» вместо С-300. Об этом заявил глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. По его словам, работы в этом направлении не велись и не запланированы. Ранее сообщалось о якобы имеющихся договоренностях по поставке Тегерану зенитных ракетных систем (ЗРС) «Антей-2500» вместо С-300. При этом Исайкин отметил, что подписанные ранее контракты с Сирией на поставку вооружений выполняются. Глава Рособоронэкспорта подчеркнул, что об этом неоднократно говорилось на самом высоком уровне. С-300ВМ «Антей2500» – российская система ПВО с возможностью борьбы с баллистическими ракетами малой и средней дальности (до 2500 километров), предназначена для поражения современных и перспективных самолетов тактической и стратегической авиации (в том числе выполненных с применением технологии «Стелс»), баллистических ракет средней дальности, оперативнотактических и тактических ракет, аэробаллистических и крылатых ракет, а также самолетов радиолокационного дозора и наведения, разведывательно-ударных комплексов и барражирующих постановщиков помех в сложной боевой ситуации при многочисленных воздушных угрозах. АКАДЕМИЮ ВВС США ВПЕРВЫЕ ВОЗГЛАВИЛА ЖЕНЩИНА Генерал-лейтенант Мишель Джонсон стала 19-м по счету начальником учебного заведения в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо) за его более чем полувековую историю. Джонсон сама является выпускницей Академии военно-воздушных сил. В ее стенах она проходила подготовку до 1981 года. После окончания учебы прославилась тем, что сумела стать первой в истории этой академии женщиной, которой было доверено командование авиакрылом – соединением с количеством самолетов до 72. Впоследствии она проходила службу в штабе командования вооруженных сил НАТО в Европе. Почему не сработали системы 02 Почему не сработали системы 02 не в полной мере отвечают новым угрозам ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЖДЕТ ПЕРЕМЕН ЖДЕТ ПЕРЕМЕН не в полной мере отвечают новым угрозам Реорганизации системы ВКО 04 Реорганизации системы ВКО 04 МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ Размещение вооружения на орбите Земли 05 вопрос ближайшего будущего 05 Размещение вооружения на орбите Земли – вопрос ближайшего будущего № 32 (500) 21–27 августа 2013 года выходит по средам № 32 (500) выходит по средам БЫЛ НЕИСКУШЕН В «ИЗМАХ» БЫЛ НЕИСКУШЕН В «ИЗМАХ» МАРШАЛ Императорской и Красной армий Императорской и Красной армий МАРШАЛ Александр Егоров – профессионал10 профессионал10 Александр Егоров Леонид ЯКУТИН
Стр.1
№ 32 (500) 21 –27 августа 2013 года АРМИЯ ЭКСПЕРТИЗА КТО ЗАЩИТИТ НАШЕ НЕБО Еще в 70-е годы ХХ века в СССР и США были созданы системы ракетно-космической обороны (РКО), предназначенные для обнаружения факта запуска межконтинентальных баллистических ракет, а также их перехвата с целью прикрытия отдельных стратегических районов. В Советском Союзе существовала единая ПВО страны. Сегодня былые достижения во многом утрачены. Александр ТАРНАЕВ, член Комитета Государственной думы по обороне Без завоевания превосходства в воздухе и космосе потенциальный противник не решится на применение сухопутных войск. Поэтому начальный период войн будущего будет состоять из серии массированных воздушно-космических ударов по важнейшим центрам государственного, военного, военнопромышленного значения, группировкам войск противовоздушной обороны, узлам и средствам связи, центрам боевого и административного управления, а также транспортным коммуникациям. Особое значение придается уничтожению в первом же ударе сил и средств противовоздушной (ПВО) или воздушно-космической обороны (ВКО). STATUS QUO С разделом Войск ПВО между Военно-воздушными силами (ВВС) и Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) и с последующими реорганизациями и обвальными сокращениями на рубеже ХХI века наша ВКО практически перестала существовать. Не в лучшем положении оказалась и РКО. Сначала ее передали в РВСН, потом в Космические войска. При каждом таком переходе что-то неизбежно терялось. ВКО. Однако как отмечают многие военные эксперты, этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели – организовать боевые действия разновидовых группировок войск в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану. Командование Войск ВКО в связи с недостаточностью прав не может решать подобные задачи. В ГШ ВС РФ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой. Создание новой структуры Войск ВКО и их оснащение новыми ВВТ происходят медленно и не соответствуют масштабам возможной угрозы для страны. Единая система ПВО и ВС РФ распалась на пять самостоятельных частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО. Образованная при этом система, в которую входят силы и средства ПВО и РКО видов ВС и родов войск, осталась слабоструктурированной. Между ее элементами нет необходимых связей. На стратегическом уровне очередным преобразованием не были восстановлены единое руководство и единая ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения (СВКН) противника над всей территорией России. В связи с этим принцип сосредоточения основных усилий на угрожающих воздушно-космических направлениях не может выполняться с необходимой быстротой. Истребительная авиация. Противодействие СВКН В декабре 2011 года создан новый род войск – Войска наиболее эффективно при уничтожении носителей до рубежа применения оружия. А рубеж этот по мере развития военных технологий отодвигается все дальше. Для своевременного перехвата стратегической авиации были созданы истребители с большим боевым радиусом – МиГ-31. Этот дальний истребитель-перехватчик с помехоустойчивой бортовой РЛС в сочетании с современной ЭВМ и новыми ракетами фактически является многоканальной системой оружия. Сформированные из этих самолетов передовые авиационные эшелоны должны были перехватить агрессора над акваторией Северного Ледовитого океана и сбить как можно больше носителей вне зависимости от их предполагаемого распределения по объектам удара. Сегодня боевой авиационный комплекс МиГ-31 фактически уничтожен. СПРН. Космический эшелон обеспечивает только ограСОРВАТЬ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ ПРОТИВНИКА СМОЖЕТ ЛИШЬ НОВАЯ СИСТЕМА ВКО 3–3,5 тысячи километров от государственной границы; прикрыть самолеты дальней и морской ракетоносной авиации от действий истребителей противника в удаленных районах и прикрывать свои корабельные группировки (в том числе и подводных лодок) от ударов с воздуха при развертывании в дальних океанских и морских зонах. Создать оперативно-стратегическую группировку войск (ОСГВ) ВКО, в которой: 1. Командующий ОСГВ ВКО подчиняется непосредственно Верховному главнокомандующему. 2. Все действия по использованию и применению ОСГВ 04 04 ВКО согласуются с ГШ ВС РФ, при необходимости привлекаемые войска дополняются другими силами и средствами МО. 3. Созданная подсистема получения разведывательной и иной информации о противнике позволяет использовать все государственные структуры, занимающиеся разведкой, иметь данные о воздушно-космическом противнике, его перемещениях и сосредоточениях на угрожаемых нашей стране направлениях. Сам командующий ОСГВ ВКО становится членом Совета безопасности РФ. 4. Подсистемой сбора и обработки полученная разведывательная и иная информация о воздушнокосмическом противнике анализируется, оценивается и выдается командующему ОСГВ в виде рекомендаций и решений на применение сил. 5. Штабы и подразделения ОСГВ ВКО, находящиеся в местах дислокации штабов командований военных округов и их войск, постоянно согласовывают свои действия между собой, проводят совместные учения, несут боевое дежурство, то есть взаимодействуют с другими силами и средствами ВС по вопросам ПВО-ПРО-ПКО. 6. При получении данных о подготовке и сосредоточении сил и средств воздушно-космического нападения противника на угрожающих направлениях по решению командующего ОСГВ ВКО производится переброска подразделений из военных округов, а по согласованию с ГШ ВС РФ – и дополнительных сил и средств МО на направления сосредоточения СВКН противника для отражения нападения, а при необходимости и нанесения упреждающего удара. Оперативность и внезапность действий ОСГВ ВКО становятся главными факторами преимущества наших мероприятий над действиями противника – сосредоточением авианосцев и подводных лодок, перемещением авиации к нашим границам. 7. Военная академия ВКО имени Маршала Советфакторы затрудняют нам эффективное решение задач ПВО и ВКО. В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные по времени и пространству высокоточные удары практически по всем целям на территории России. Поэтому угрозы воздушно-космического нападения являются наиболее значимыми в общей системе военной безопасности России. ниченный контроль ракетоопасных районов со значительными временными перерывами. Наземный эшелон осуществляет контроль со значительным разрывом сплошного радиолокационного поля на северо-восточном направлении. Система ПРО боеготова, однако сроки эксплуатации огневых средств постоянно продлеваются и уже находятся за рамками гарантийного срока эксплуатации. Построение зенитной ракетной обороны не эшелонировано, носит очаговый, объектовый характер. При этом группировки зенитных ракетных войск мирного времени способны обеспечить непосредственное прикрытие не более 59 процентов объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры из утвержденного президентом РФ перечня объектов, подлежащих прикрытию от ударов с воздуха. ПРОБЛЕМЫ Неблагоприятное геостратегическое и географическое положение РФ, способствующее применению сил воздушнокосмического нападения противника. Оно обусловливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, указанные Отсутствует единое централизованное управление силами и средствами ПВО или ВКО. Каждое очередное мероприятие, как правило, эффективность управления войсками (силами) по отражению агрессии из воздушнокосмической сферы не повышало. На оперативном и тактическом уровнях управление формированиями ПВО объединений ВВС и ПВО, истребительной авиации, войсковой ПВО и сил ПВО флота остается практически автономным. В таких условиях невозможно реализовать комплексное применение различных сил и средств как ПВО, так и ВКО, а также принципы сосредоточения основных усилий на защите важнейших объектов РФ и на прикрытии основных группировок войск (сил) и объектов ВС. Требуют уточнения некоторые концептуальные положения. В частности, основные объекты управления имеют разную степень автоматизации. Стратегические системы ВКО (СПРН, СККП, ПКО) функционируют в едином контуре боевого управления в соответствии с реализованными боевыми алгоритмами. Управление средствами СПРН и ПРО осуществляется полностью автоматически. А управление СККП, ПКО, ПВО автоматизировано частично в зависимости от решаемых задач. При сохранении преемственности основных систем ВКО необходимо осуществить объединение разнородных подсистем управления в единую АСУ ВКО, для чего требуется проведение специальной КНИР. Ее результатом должны быть четкие научно обоснованные выводы по организационным и техническим мерам объединения разнородных подсистем управления в единую АСУ ВКО при сохранении преемственности основных систем ВКО. Созданные Войска ВКО организационно объединили часть сил и средств ПВО, силы и средства РКО и должны были выработать способы их совместного управления и применения. Однако этого пока не произошло. Главными причинами, на взгляд экспертов, являются отсутствие стратегического командования (органа управления), имеющего не только обязанности, но и права организовать боевые действия разновидовых (разнородных) группировок войск (сил); уход специалистов из органов военного управления ВС РФ, имеющих представление, что такое система ВКО; борьба за право управлять силами и средствами ВКО даже тех структур, которые не представляли себе все многообразие и сложность содержания боевых действий в воздушно-космической сфере («хотели, как лучше, а получилось, как всегда»), при этом существующие проблемы усугубились и появились новые; отсутствие лиц, отвечающих за организацию исследований в области создания системы ВКО и способных выработать пути решения проблем системы управления, объединяющей частные подсистемы в единое целое; в ГШ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами ВКО; созданное командование Войск ВКО также не может решать эти задачи по своему статусу рода войск. Нет замены уничтоженному комплексу МиГ-31. Сначала остановили выпуск двигателя к нему, а затем и изготовление самого самолета. В дальнейшем все попытки возобновления его производства натыкались на какую-то непреодолимую стену. А ведь это всепогодный, высотный, тяжелый истребитель-перехватчик, не имеющий аналогов в мире, в который во времена СССР были вложены огромные средства. Его модификации – МиГ-31М (боевая нагрузка почти 16 тонн) и МиГ-31Д (работавший по космосу – прикреплялась ракета весом около пяти тонн, внутри которой находились четыре ракеты для уничтожения спутников или выведения на орбиту своего спутника весом до 200 килограммов) действительно уникальны. Он мог стать основной ударной силой ВКО, способной завоевать господство в воздухе. Заверения же руководства Министерства обороны и ВВС в том, что многофункциональные истребители – серийный Су-35 и разрабатываемый ПАК ФА смогут полноценно заменить МиГ-31 при перехвате современных летательных аппаратов вероятного противника, вызывают обоснованные сомнения. Эти самолеты неспособны конкурировать с ним по ключевым высотно-скоростным характеристикам – скороподъемности, крейсерской скорости сверхзвукового полета, потолку высоты, грузоподъемности. В настоящее время в России реально имеют место ведомственная система ПВО и автономная система РКО. В первой силы и средства ПВО разделены по видам ВС и родам войск ВВС и выполняют свои особые задачи. В каждом виде ВС или роде войск организуется противовоздушная оборона своих специфических объектов: командования Войск ВКО и объединений ВВС и ПВО организуют в границах своей ответственности оборону объектов страны (высших органов государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, энергетики, инфраструктуры, военной промышленности, экологически потенциально опасных и других объектов), командования войсковой ПВО организуют в рамках общевойсковых операций оборону группировок СВ, командования флотов – сил флота. В связи с этим контроль воздушного пространства Российской Федерации на малых высотах осуществляется только на 33 процентах территории страны, на больших высотах – на 51 проценте территории. Протяженность радиолокационноконтролируемых участков госграницы России составляет: на малых высотах – 23 процента, на средних и больших – 59. Как следствие в случае войны США могут за первые часы противостояния уничтожить 80–90 процентов российских СЯС. АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Включить в единый контур боевого управления ВКО истребительную авиацию. В военных округах она находится не в составе бригад ВКО, а в составе авиабаз. Агрессор всегда обладает инициативой в выборе времени и направления ударов. Преодолевать систему ПВО он будет там, где ему выгодно, в частности на направлениях, наиболее слабо прикрытых зенитными ракетными средствами, причем на узких участках фронта. Поэтому в отражении налетов примет участие лишь тот зенитный ракетный комплекс, который находится в полосе прорыва. В такой ситуации только истребительная авиация может выполнить быстрый маневр, сосредоточив свои силы на угрожаемом направлении, и тем самым перекрыть ошибки прогнозирования возможных действий противника. Восстановить эксплуатацию МиГ-31. Эти боевые авиационные комплексы совместно с самолетамизаправщиками, комплексами радиолокационного дистанционного наблюдения позволили бы решить задачу ВКО на северном и восточном стратегических воздушнокосмических направлениях, не создавая наземной оборонительной инфраструктуры и группировок сил ВКО; сформировать передовой рубеж системы ПВО-ПРО на угрожаемых направлениях до рубежа пуска крылатых ракет воздушного и морского базирования, то есть за МОНИТОРИНГ Николай НОВИЧКОВ, главный редактор Агентства АРМС-ТАСС корабля на воду с задержкой почти на четыре года состоялся 12 августа на государственном ССЗ Cochin Shipyard Limited (CSL) в городе Кочи (Kochi) на юге Индии. Первый авианосец индийской постройки получил обозначение IAC-1 (Indigenous Aircraft Carrier). Его корпус, закладка которого прошла 28 февраля 2009 года, был выведен из сухого дока и затем пришвартован к пирсу для монтажа трубопроводов и кабельных сетей, после чего корпус корабля снова будет помещен в сухой док для установки главной энергетической установки (ГЭУ), гидравлических систем, генераторов, редукторов. По завершении монтажа этого оборудования начнутся работы по ангарной палубе для летательных аппаратов, помещениям для экипажа – 1400 человек, котельному отделению, полетной палубе и установке систем вооружения, а затем компания-строитель приступит к ходовым испытаниям. Хотя Министерство обороны Индии утверждает, что испытания намечены на 2016-й, источники в ВМС сообщают о реальной Спуск недостроенного корпуса ПЕРВЫЙ ШАГ Первый авианосец (АВ) собственной постройки «Викрант» проекта 71 (P-71) будет сдан флоту не ранее 2020 года. Хотя ряд источников сообщает о том, что полной боеготовности корабль достигнет к 2018-му, представители ВМС Индии полагают: более вероятной датой сдачи корабля флоту является именно 2020 год, поскольку «Викрант», решение о строительстве которого было принято правительством в январе 2003-го, готов пока только на 30 процентов. готовности их провести не ранее чем в 2018–2019 годах. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ столкнулась не только с задержкой его строительства, но и с ростом стоимости. Если в 2003 году, когда проект создания корабля был одобрен, его стоимость – около 500 миллионов долларов, то в настоящее время общие затраты на авианосец с учетом вооружения и авиакрыла могут превысить пять миллиардов. Как сообщил пресс-секретарь ВМС Программа авианосца «Викрант» Индии коммандер Сатиш, затраты на строительство «Викранта», которое для национальной кораблестроительной промышленности стало сложной комплексной задачей, без учета систем вооружения и авиакрыла могут превысить 2,2 миллиарда долларов. Со слов пресс-секретаря, IAC-1 введут в строй в 2018 году, хотя, когда в 2009-м состоялась закладка корабля, предполагалось передать его ВМС Индии в 2014–2015 годах. «В связи с задержкой поставок некоторых механизмов из западных стран, которые произошли на этапе строительства корабля до его спуска на воду, первый этап спуска задержан почти на три года, – подчеркнул он. – Теперь расчетный срок поставки корабля перенесен на 2018-й». До начала ходовых испытаний на авианосце будут установлены израильский зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Барак», многофункциональная РЛС, система обороны на последнем рубеже ского Союза Г. К. Жукова (Тверь), включившая в себя функции 2-го ЦНИИ МО, становится головной научноисследовательской организацией по исследованию военнотеоретических, военно-технических, военно-экономических проблем и кузницей кадров для ОСГВ ВКО. 8. Управление заказа военной техники совместно с ВПК обеспечивает поставки новейших ВВТ для ОСГВ ВКО, проводит испытания и включение в боевой состав. 9. Министерство обороны и ГШ ВС РФ занимаются своими функциями и задачами, сформулированными в Военной доктрине, не отвлекаясь на постоянное реформирование ВС, приводящее их к плачевному состоянию и значительному отставанию России в боевом и численном составе сил, оснащенных обычным оружием, от армий основных зарубежных государств и военных блоков. С учетом изложенного значительно легче подготовить закон о создании новой системы ВКО и указ президента о введении в действие ОСГВ как самостоятельной структуры в составе ВС РФ. Сегодня нет достаточных военных сил и необходимых государственных ресурсов для создания сплошных зон радиолокационной разведки, средств поражения и подавления на всей территории страны. Поэтому невозможно прикрыть системой ВКО от ударов СВКН все стратегические объекты. Эту задачу надо оставить ВС. Предназначение ОСГВ ВКО как основного элемента в структуре стратегических оборонительных сил (СОС) – обеспечение устойчивости стратегических ударных сил (СУС), представленных в первую очередь ядерной триадой наземного, морского и воздушного базирования. Для достижения этой цели ОСГВ ВКО должна решать следующие основные задачи: ведение разведки воздушно-космической обстановки, вскрытие начала воздушного, ракетного и космического нападения, оповещение о нем органов государственного и военного управления РФ, отражение воздушно-космического нападения. Систему ВКО необходимо создавать по территориальному принципу, но с централизованным управлением ее силами в масштабе страны, а не отдельных объектов с возможностью оперативной переброски войск в любую точку нашей страны или за ее пределы. Созданная система должна находиться в высших степенях боевой готовности (ВСБГ) уже в мирное время, чтобы постоянно быть способной к отражению внезапных ударов воздушно-космического противника (без всякой перестройки как самой системы ВКО, так и ее системы управления. Именно поэтому ОСГВ ВКО нужно формировать преимущественно войсками постоянной боевой готовности. Критериальным значением показателя нанесенного ущерба воздушно-космическому противнику является не пороговое, а максимально возможное число (или доля) уничтоженных СВКН. Именно по такому критерию следует сравнивать возможные способы ведения боевых действий и выбирать лучший из них. Изложенный выше подход к созданию системы ВКО пересматривает саму концепцию защиты государства от воздушно-космической агрессии. Теперь не надо размазывать систему ВКО по всем потенциально возможным объектам, имеющим высокую экономическую, политическую, военную значимость. И не надо создавать ВКО всей территории страны. Да это и невозможно. В начальной фазе вооруженной борьбы, как это ни звучит непривычно, все другие войска и силы, все другие действия, проводимые на земле, в море, с воздуха, будут обеспечивающими по отношению к силам и мероприятиям, составляющим главное содержание первого и основного этапа современной крупномасштабной войны. Силы и средства ОСГВ ВКО, выполнив свою основную задачу, таким образом, сделают самое главное – создадут перелом в войне.
Стр.4
05 05 РЕАЛИИ Игорь БАРМИН, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, президент Российской академии космонавтики им. Э. К. Циолковского, генеральный конструктор ФГУП «ЦЭНКИ» Виктор САВИНЫХ, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик Российской академии космонавтики им. Э. К. Циолковского, президент МИИГАиК Виктор ЦВЕТКОВ, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики им. Э. К. Циолковского, советник ректора МИИГАиК Виктор РУБАШКА, ведущий специалист Российской академии космонавтики им. Э. К. Циолковского ческого пространства (КП) позволяет осуществлять глобальное наблюдение космическими средствами за всеми районами земной поверхности, воздушным и космическим пространством практически в реальном масштабе времени. Это дает возможность мгновенно реагировать на любое изменение обстановки в мире. Не случайно, по мнению американских специалистов, в подготовительный период космические системы разведки позволяют получать до 90 процентов информации о потенциальном противнике. Геостационарные радиопередатчики, расБольшая обзорность околоземного космиВОЙНА В КОСМОСЕ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ положенные в космосе, имеют в зоне радиовидимости половину земного шара. Данное свойство КП позволяет обеспечить непрерывную связь между любыми приемными средствами на полушарии, как неподвижными, так и подвижными. Космическая группировка радиопередающих станций покрывает всю территорию Земли. Данное свойство КП позволяет контролировать перемещение объектов противника и координировать действия союзных сил на территории всего земного шара. Визуальные и оптические наблюдения из космоса характеризуются так называемым свойством сверхвидимости: дно с борта корабля просматривается на глубину до 70 метров, а на снимках из космоса – до 200 метров, при этом видны и объекты, находящиеся на шельфе. Это позволяет контролировать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезными средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. ОТ НАБЛЮДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8–15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по Центральному району России. Сегодня грань между воздушными и космическими средствами боевых действий стирается. Так, например, беспилотный воздушнокосмический самолет Boing X37B (США) может применяться для разных целей: наблюдения, запуска спутников и нанесения ударов. С позиций наблюдения околоземное космиКосмическое пространство характеризуется многими аспектами использования и военный – не исключение. Один космический снимок может содержать обзорную информацию, равную тысяче снимков, полученных при аэрофотосъемке. Cоответственно космическое вооружение может применяться в зоне прямой видимости на значительно большей территории, чем земные виды вооружения. Еще большие возможности открываются при этом и для космической разведки. В околоземном космическом пространстве (ОКП) невозможно использовать такой поражающий фактор обычного оружия, как ударная волна. В то же время практическое отсутствие атмосферы на высоте 200–250 километров создает благоприятные условия применения в ОКП боевого лазерного, пучкового, электромагнитного и других видов оружия. Учитывая это, США еще в середине 90-х годов прошлого столетия планировали развернуть в околоземном пространстве около 10 специальных космических станций, оснащенных химическими лазерами мощностью до 10 МВт для решения широкого круга задач, в том числе по уничтожению космических объектов различного назначения. Применяемые в военных целях космические аппараты (КА) можно классифицировать, как и гражданские, по следующим признакам: – по высоте орбит – низкоорбитальные с высотой полета КА от 100 до 2000 километров, средневысотные – от 2000 до 20 000 километров, высокоорбитальные – от 20 000 километров и более; – по углу наклонения – на геостационарных орбитах (0° и 180°), на полярных (i = 90°) и промежуточных орбитах. Специальная характеристика боевых космических аппаратов – функциональное назначение. Она позволяет выделять три группы КА: – обеспечивающие; ческое пространство создает наиболее благоприятные условия для сбора и передачи информации. Это позволяет эффективно использовать информационные системы хранения информации, размещенные в космосе. Перенос копий земных информационных ресурсов в космос повышает их безопасность в сравнении с хранением на земной поверхности. Экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. ектам, находящимся на поверхности Земли, системам ПРО и ПКО); – специальные (радиоэлектронной борьбы, перехватчики радиолиний и т. д.). В настоящее время в состав комплексной орбитальной группировки входят космические аппараты видовой и радиоэлектронной разведки, связи, навигации, топогеодезического и метеорологического обеспечения. – боевые (для нанесения ударов по объОТ СОИ К ПРО На рубеже 50–60-х годов США и СССР, совершенствуя свои системы вооружений, проводили испытания ядерного оружия во всех природных сферах, включая космос. По официальным, опубликованным в открытой печати перечням ядерных испытаний, к категории космических ядерных взрывов были отнесены пять американских, проведенных в 1958–1962 годах, и четыре советских – в 1961–1962-м. Макнамара объявил о начале работ по программе «Сентинел» (sentinel – часовой), которая должна была обеспечить защиту от ракетных атак значительной территории континентальной части Соединенных Штатов. Предполагалось, что система противоракетной обороны (ПРО) будет двухэшелонной, состоящей из высотных дальних перехватчиков LIM-49A Spartan и противоракет ближнего перехвата Sprint и связанных с ними РЛС PAR и MAR, а также вычислительных систем. 26 мая 1972 года США и СССР подписали Договор об ограничении систем ПРО (вступил в силу 3 октября 1972 года). Стороны обязались ограничить свои системы ПРО двумя комплексами (радиусом не более 150 километров с количеством пусковых установок противоракет не более 100): вокруг столицы и в одном районе расположения шахт стратегических ядерных ракет. Договор обязывал не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО космического, воздушного, морского или мобильно-наземного базирования. В 1963 году министр обороны США Роберт Рейган заявил о начале научно-исследовательских работ, которые ставили своей целью изучение дополнительных мер против межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (Anti-Ballistic Missile – ABM). Реализация этих мер (размещение перехватчиков в космосе и т. п.) должна была обеспечить защиту всей территории США от МБР. Программа получила название Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) (Strategic Defense Initiative – SDI). Она предусматривала использование наземных и космических систем для защиты Соединенных Штатов от ударов баллистических ракет и формально означала отход от существовавшей ранее доктрины «взаимного гарантированного уничтожения» (Mutual Assured Destruction – MAD). 23 марта 1983 года президент США Рональд В 1991 году президент Джордж Бушстарший выдвинул новую концепцию программы модернизации ПРО, которая предполагала перехват ограниченного числа ракет. С этого момента начались попытки США созВОЙНА В КОСМОСЕ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ СВОЙСТВА СВОЙСТВА ОКОЛОЗЕМНОГО ОТКРЫВАЮТ БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДЛЯ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ОКОЛОЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОСТРАНСТВА ОТКРЫВАЮТ БОЛЬШИЕ дать национальную систему ПРО (НПРО) в обход Договора по ПРО. В 1993 году администрация Билла Клинтона изменила название программы на систему противоракетной обороны (ПРО) территории (National Missile Defense – NMD). Создаваемая система ПРО США включает в себя центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника. В 2001 году Джордж Буш-младший объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и союзников и дружественных стран, не исключив размещения на их территории элементов системы. Среди первых в этом списке оказалась Великобритания. Ряд стран Восточной Европы, в первую очередь Польша, тоже официально выражал желание разместить на своей территории элементы системы ПРО, включая противоракеты. В ПРОГРАММЕ УЧАСТВУЮТ В 2009 году бюджет военно-космической программы США составил 26,5 миллиарда долларов (весь бюджет России – всего 21,5 миллиарда долларов). В настоящее время в данной программе участвуют следующие организации. Стратегическое командование вооруженных сил США (United States Strategic Command – USSTRATCOM) – единое боевое командование в составе Министерства обороны США, основанное в 1992 году взамен упраздненного стратегического командования ВВС. Объединяет стратегические ядерные силы, силы ПРО и космические силы. Стратегическое командование было сформировано с целью усиления централизации управления процессом планирования и боевого применения стратегических наступательных вооружений, повышения гибкости управления ими в различных условиях военностратегической обстановки в мире, а также улучшения взаимодействия между компонентами стратегической триады. Национальное агентство геопространственной разведки (NGA) со штаб-квартирой в городе Спрингфилде, штат Вирджиния, является агентством боевого обеспечения Министерства обороны и членом разведывательного сообщества. В NGA используют снимки с космических национальных информационных систем разведки, а также коммерческих спутников и других источников. В рамках этой организации разрабатывают пространственные модели и карты для поддержки принятия решений. Основное ее назначение – пространственный анализ глобальных мировых событий, стихийных бедствий и военных действий. Федеральная комиссия по связи (FCC) контролирует политику, правила, процедуры и стандарты для лицензирования и регулирования орбитальных заданий для спутников Министерства обороны (DoD). (National Reconnaissance Office – NRO) проектирует, строит и эксплуатирует в США разведывательные спутники. Миссия NRO заключается в разработке и эксплуатации уникальных инновационных систем для задач разведки и проведения разведывательной деятельности. В 2010 году NRO отпраздновало свое 50-летие. Войска космической и ракетной обороны Национальное управление разведки аппаратов (29 – разведки, 2 – предупреждения о ракетном нападении, 36 – навигации, 17 – связи и 2 – метеообеспечения). Кстати, Министерство обороны США действовало тогда под лозунгом «Мощь на периферию» – тем самым, что использовали во Второй мировой войне союзные войска для борьбы в Северной Африке против Германии. Значительную роль в 1991 году играли средАРМИЯ ства космической разведки США. Получаемая информация использовалась на всех этапах операций. По мнению американских специалистов, в подготовительный период космические системы обеспечивали получение до 90 процентов информации о потенциальном противнике. В зоне боевых действий вместе с региональным комплексом приема и обработки данных были развернуты приемные терминалы потребителей, оснащенные компьютерами. Они сравнивали принятую информацию с уже имеющейся и в течение нескольких минут представляли на экране обновленные данные. Космические системы связи использовались всеми звеньями управления до батальона (дивизиона) включительно, отдельного стратегического бомбардировщика, самолета-разведчика, самолета дальнего радиолокационного обнаружения AWACS (Airborne Warning End Control System), боевого корабля. Также применялись каналы международной системы спутниковой связи Intelsat («Интелсат»). Всего в зоне военных действий было развернуто более 500 приемных станций. Важное место в системе обеспечения боевых действий занимала космическая метеорологическая система. Она позволяла получать снимки земной поверхности с разрешением около 600 метров и давала возможность изучать состояние атмосферы для краткосрочных и среднесрочных прогнозов на район военного конфликта. По метеосводкам составлялись и корректировались плановые таблицы полетов авиации. Кроме того, планировалось использовать данные от метеоспутников для быстрого определения зон поражения на местности в случае возможного применения Ираком химического и биологического оружия. Многонациональными силами широко использовалось навигационное поле, созданное космической системой NAVSTAR. С помощью ее сигналов повышалась точность выхода авиации на цели в ночное время, корректировалась траектория полета авиационных и крылатых ракет. Совместное применение с инерциальной навигационной системой позволяло выполнять маневр при подходе к цели как по высоте, так и по курсу. Ракеты выходили в заданную точку с погрешностями по координатам на уровне 15 метров, после чего точное наведение осуществлялось с помощью головки самонаведения. КОСМОС НА СТО ПРОЦЕНТОВ При проведении операции «Союзная сила» на Балканах в 1999 году США впервые применили в полном объеме практически все свои военные космические системы для оперативного обеспечения подготовки и проведения боевых действий. Они использовались в решении как стратегических, так и тактических задач и сыграли значительную роль в успехе операции. Активно применялись и коммерческие космические аппараты для разведки наземной обстановки, доразведки целей после нанесения воздушных ударов, оценки их точности, выдачи целеуказания на системы оружия, обеспечения войск космической связью и навигационной информацией. Всего в кампании против Югославии НАТО (Army Space and Missile Defense Command – SMDC) основаны на концепции глобального пространственного ведения боевых действий и обороны. Агентство противоракетной обороны (Missile Defense Agency – MDA) выполняет разработку и испытание комплексных многоуровневых систем противоракетной обороны для защиты Соединенных Штатов, их развернутых сил и союзников во всех диапазонах баллистических ракет противника на всех этапах полета. MDA использует спутники и наземные станции слежения, обеспечивающие глобальный охват земной поверхности и околоземного космического пространства. В ПУСТЫНЕ И НЕ ТОЛЬКО Анализ ведения войн и вооруженных конфликтов в конце XX века показывает растущую роль космических технологий при решении задач военного противостояния. В частности, такие операции, как «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне» в 1990–1991 годах, «Лис в пустыне» в 1998-м, «Союзная сила» в Югославии, «Свобода Ираку» в 2003-м, демонстрируют ведущую роль при боевом обеспечении действий войск космических информационных средств. В ходе военных операций военно-космические информационные системы (разведки, связи, навигационного, топогеодезического и метеорологического обеспечения) применялись комплексно и результативно. В частности, в зоне Персидского залива в 1991 году со стороны коалиционных сил была задействована орбитальная группировка из 86 космических использовало уже около 120 спутников различного назначения, в том числе 36 спутников связи, 35 разведывательных, 27 навигационных и 19 метеорологических, что почти в два раза превышало масштабы использования в операциях «Буря в пустыне» и «Лис в пустыне» на Ближнем Востоке. В целом, по данным зарубежных источников, вклад космических сил США в повышение эффективности военных действий (в вооруженных конфликтах и локальных войнах в Ираке, Боснии и Югославии) составляет: по разведке – 60 процентов, связи – 65 процентов, навигации – 40 процентов, а в перспективе интегрально оценивается в 70–90 процентов. Таким образом, анализ опыта ведения боевых действий вооруженными силами США и НАТО в вооруженных конфликтах в конце XX века позволяет сделать следующие выводы: – только космические средства разведки позволяют наблюдать противника на всю глубину его обороны, средства связи и навигации обеспечивают глобальной связью и высокоточным оперативным определением координат любых объектов. Это дает возможность вести боевые действия практически на необорудованных в военном отношении территориях и удаленных театрах военных действий; – подтвердились необходимость и высокая эффективность применения групп космической поддержки, создаваемых в различных звеньях управления; проявляющийся в появлении космической фазы военных действий, которая предшествует, сопровождает и завершает военный конфликт. – выявлен новый характер действий войск, К АВИАНОСНОМУ ФЛОТУ НО ПОЛНОЦЕННЫЕ АУГ ИНДИЯ ПОЛУЧИТ ЕЩЕ НЕ СКОРО A630, боевая информационно-управляющая система (БИУС). По информации ВМС Индии, корабль оснастят системой противолодочной обороны (ПЛО). Все бортовые системы корабля интегрированы в единый комплекс через БИУС. Длина корабля – 262 метра, ширина – 56, осадка – 12. Состав авиакрыла – около 30 летательных аппаратов, включая самолеты и вертолеты. Водоизмещение – 37 500 тонн. Скорость полного хода – 28 узлов. Дальность плавания – 7500 миль при скорости хода 18 узлов. Его экипаж (без учета личного состава авиакрыла) будет состоять из 1400 матросов и 160 офицеров. Конфигурация авианосца с носовым трамплином предусматривает короткий взлет и посадку с помощью аэрофинишера STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery). На корабле смогут базироваться 20 самолетов, включая палубные истребители МиГ-29К и легкие боевые самолеты «Теджас» Mk 2, а также десять вертолетов различных типов. Всего ВМС Индии планируют иметь в составе флота три авианосца. Ожидается решение о начале строительства второго индийского АВ IAC-2 среднего класса, водоизмещение которого на 20 тысяч тонн превысит водоизмещение IAC-1 и составит более 60 тысяч тонн. Пока этот корабль находится в стадии проектирования, однако уже известно, что он будет оснащен полетной палубой с катапультой. Несмотря на задержку реализации программы и рост ее стоимости, официальные лица ВМС Индии и аналитики сходятся в том, что страна может самостоятельно строить авианосцы, а не импортировать их. «Получить современные авианосцы на рынке военно-морской техники не так просто. Наш опыт с «Викрамадитьей» является подтверждением», – полагает главный аналитик «Обсервер рисерч фаундейшн» Пробал Гош. По его мнению, ВМС должны в настоящее время сконцентрировать свои усилия на авианосце IAC-2 и приступить к его строительству как можно быстрее. «Индия не должна рассматривать вариант приобретения авианосца за рубежом. Возможна собственная разработка такого корабля при иностранном участии, а также при условии передачи технологий в определенных областях, в которых индийские специалисты не имеют соответствующего опыта и научно-технического задела», – заявил вице-президент «Нэшнл маритайм фаундейшн» Антил Джай Сингх. ПЛАНЫ ПРИМЕНЕНИЯ Наличие трех авианосцев позволит ВМС Индии организовать базирование двух из них на каждом побережье страны в составе авианосных ударных групп (АУГ), в то время как третий корабль может находиться в ремонте или использоваться для выполнения других задач, включая обучение личного состава. Не является секретом намерение Индии построить авианосец с ядерной силовой установкой (ЯСУ). «В настоящее время мы изучаем все варианты этого проекта, связанные с вооружением атомного авианосца, базированием на нем палубной авиации, а также элементами его силовой установки. Эксперты не исключают возможности установки на авианосце ЯСУ», – цитирует заместителя командующего ВМС вице-адмирала Дхована индийская газета «Таймс оф Индия». По его словам, в составе ВМС Индии планируется создание трех АУГ – по одной для западного и восточного флотов и третьей в резерве. Первую из них возглавит авианосец «Викрамадитья», который должен войти в состав индийских ВМС в конце текущего года. Его оснастят палубными истребителями МиГ-29К/КУБ российского производства. Первый индийский авианосец собственной постройки «Викрант» войдет в состав второй АУГ. «Разработка и строительство авианосцев сопряжены с большими трудностями. В мире только четыре страны – Россия, США, Франция и Индия способны строить такие корабли водоизмещением более 40 тысяч тонн. «Викрант» – первый индийский авианосец, поэтому испытания продлятся более года», – сообщил Дхован. По оценкам экспертов, стоимость постройки одного среднего авианосца с ЯСУ может составить десять миллиардов долларов. Ранее о планах по строительству атомного авианесущего корабля уже заявлял Китай, с которым у Индии сохраняются напряженные отношения. В настоящее время в составе ВМС Индии находится только один авианосец британской постройки – «Вират», который построен в 1959 году и приобретен Индией в 1987-м. Корабль имеет значительный физический износ и будет списан через несколько лет. СПРАВКА «ВПК» Национальную программу строительства двух авианосцев приняли в Индии в 1988 году. Разработка проекта с перерывами осуществлялась Управлением военно-морского проектирования ВМС с 1989-го, однако фактическая полномасштабная разработка проекта 71 по программе Air Defence Ship (ADS), переименованной затем в IAC, была начата в 1999 году. В проектировании корабля принимали активное участие российское ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро», а также итальянское судостроительное объединение Fincantieri. Проект был формально утвержден в январе 2003-го. Подготовительные работы на CSL начались в 2008 году, закладка состоялась 28 февраля 2009 года.
Стр.5