Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №27 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268375
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №27 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268375 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ВЕНЕСУЭЛА ВЕНЕСУЭЛА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИГРОК В РЕГИОНЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИГРОК В РЕГИОНЕ путь к независимости Латинской Америки02 Выход Каракаса из-под контроля США – ТЕМА путь к независимости Латинской Америки Выход Каракаса из-под контроля США 02 ЗАСЛОН ПЕХОТЫ ОТКРОВЕННО МАЛО ПЕХОТЫ ОТКРОВЕННО МАЛО Численность СВ ВС РФ недостаточна 04для защиты государства 04 Численность СВ ВС РФ недостаточна для защиты государства РЕКОРДНЫЕ РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВТС-2012 ПОКАЗАТЕЛИ ВТС-2012 ИТОГИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ ИТОГИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТР ДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУ АРСТВАМИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В ПРОШЛОМ ГОДУВ ПРОШЛОМ ГОДУ Продолжение на стр. <...> Из-за секвестра военный бюджет в следующем финансовом году может быть уменьшен на 52 миллиарда долларов. <...> По словам Борисова, цель посещения Липецкого авиацентра – узнать мнеПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МО США: РАЗНООБРАЗИЕ, УЧЕТ МНЕНИЙ ЗАКАЗЧИКА, АДАПТИВНОСТЬ СКОЛЬКО СТОИТ ВОЕННАЯ По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства на осуществление военных функций Министерства обороны и других ведомств, и прежде всего Министерства энергетики – на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения. <...> Проанализируем структуру и объем средств бюджетных полномочий, выделенных американскому военному ведомству для реализации программ фундаментальных исследований (ФИ) в 2013 финансовом году. хорошо финансируемые хакеры в течение четырех лет крадут секретные данные у военных США и Южной Кореи. <...> Так, 20 марта вредоносная программа успешЗАСЛОН МАХИНАЦИЯМ В «ОБОРОНКЕ» МАХИНАЦИЯМ В «ОБОРОНКЕ» коррупционные риски в ОПК к минимуму коррупционные риски в ОПК к минимуму Системный подход позволит свести10 й подход позволит свести <...>
Военно-промышленный_курьер_№27_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ВЕНЕСУЭЛА ВЕНЕСУЭЛА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИГРОК В РЕГИОНЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИГРОК В РЕГИОНЕ путь к независимости Латинской Америки02 Выход Каракаса из-под контроля США – ТЕМА путь к независимости Латинской Америки Выход Каракаса из-под контроля США 02 ЗАСЛОН ПЕХОТЫ ОТКРОВЕННО МАЛО ПЕХОТЫ ОТКРОВЕННО МАЛО Численность СВ ВС РФ недостаточна 04для защиты государства 04 Численность СВ ВС РФ недостаточна для защиты государства РЕКОРДНЫЕ РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВТС-2012 ПОКАЗАТЕЛИ ВТС-2012 ИТОГИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ ИТОГИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТР ДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУ АРСТВАМИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В ПРОШЛОМ ГОДУВ ПРОШЛОМ ГОДУ Продолжение на стр. 06 Продолжение на стр. 06 ТЕНДЕНЦИИ УНИКАЛЬНАЯ ПОСАДКА БЕСПИЛОТНИКА ного летательного аппарата (БЛА) X-47B на палубу авианосца, находящегося в открытом море. Аппарат приземлился на палубу корабля «Джордж Буш» (CVN-77), который находился в водах Атлантического океана близ побережья штата Вирджиния. Взлет беспилотника состоялся с базы «Патаксент-Ривер» (штат Мэриленд). Посадка произошла в автоматическом режиме с использованием аэрофинишера. Один из начальников программы беспилотной авиации и ударных вооружений ВМС США контр-адмирал Мэт Уинтер охарактеризовал произошедшее как историческое событие. Первый взлет данного БЛА, разработанного корпорацией «НортропГрумман», с палубы авианосца ВМС США осуществили в мае текущего года с применением катапульты. Тогда аппарат совершил в воздухе несколько маневров, включая два условных захода на посадку. Однако реальная посадка аппарата состоялась на взлетно-посадочную полосу авиабазы «Патаксент-Ривер». Беспилотник Х-47В предназначен для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки, осуществления ударных операций с борта авианосцев. Размах крыла аппарата – около 19 метров, масса – примерно 6,3 тонны. Планируется, что боевой радиус действия БЛА составит 1500 морских миль (2760 километров), потолок – 12 120 метров, масса полезной нагрузки – 2000 килограммов. ВМС США впервые произвели посадку беспилотПЕНТАГОН ПРОТИВ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ Американское военное ведомство может приостановить закупки вооружений в случае дальнейшего сокращения расходов. Министерство обороны США, возможно, пойдет на ряд существенных мер, включая замораживание программ закупки вооружений в том случае, если конгресс не предотвратит дальнейшего автоматического уменьшения затрат на военное ведомство. Об этом заявил глава Пентагона Чак Хейгел. Из-за секвестра военный бюджет в следующем финансовом году может быть уменьшен на 52 миллиарда долларов. В этой связи Хейгел направил письмо руководителям сенатского комитета по делам вооруженных сил, в котором высказал резкое несогласие с подобным положением дел: «Я выступаю категорически против сокращений в таком объеме. Если они останутся в силе в следующем году и в дальнейшем, уровень готовности и технологического превосходства американских вооруженных сил понизится». По его словам, такой поворот дела поставит под серьезную угрозу способность государства выполнять требования, необходимые для обеспечения национальной безопасности. Хейгел выразил надежду, что в новом финансовом году, который начинается 1 октября, Пентагону не придется из-за бюджетных сокращений отправлять в неоплачиваемые отпуска гражданских сотрудников. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что чем чаще США будут игнорировать требования Москвы и Пекина об учете их интересов и обеспокоенностей, тем вероятнее создание оси Россия – Китай? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 83% ДА 11% 6% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ У М Г-35 И Су-35 ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ У МиГ-35 И С -35 ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ Военно-воздушные силы России начали массовое перевооружение на новую авиационную технику, что требует более тесного взаимодействия с авиационной промышленностью. Об этом заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. «Получение более 100 самолетов и вертолетов предусмотрено гособоронзаказом этого года», – сказал он во время посещения четвертого Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. По словам Борисова, цель посещения Липецкого авиацентра – узнать мнеПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МО США: РАЗНООБРАЗИЕ, УЧЕТ МНЕНИЙ ЗАКАЗЧИКА, АДАПТИВНОСТЬ СКОЛЬКО СТОИТ ВОЕННАЯ По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства на осуществление военных функций Министерства обороны и других ведомств, и прежде всего Министерства энергетики – на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения. Проанализируем структуру и объем средств бюджетных полномочий, выделенных американскому военному ведомству для реализации программ фундаментальных исследований (ФИ) в 2013 финансовом году. хорошо финансируемые хакеры в течение четырех лет крадут секретные данные у военных США и Южной Кореи. К такому выводу пришел предстаПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КИБЕРТЕРРОРИСТЫ Высококвалифицированные и витель компании – разработчика антивирусного программного обеспечения «Макафи» (McAfee) Райан Шерстобитофф. По его словам, хакеры, называющие себя «Нью романтик кибер арми» (New Romantic Cyber Army), обладают всеми характеристиками группировки, спонсируемой государством. «Люди, которые стоят за этим, – высококвалифицированные, хорошо финансируются и очень стойкие, – считает Шерстобитофф. – Их главной задачей была кража секретных военных данных». Очень продвинутые и очень сложные механизмы чем-то похожи на вредоносное программное обеспечение, которое использовалось в предыдущих кибератаках на компьютеры в РК, указал представитель «Макафи». Так, 20 марта вредоносная программа успешЗАСЛОН МАХИНАЦИЯМ В «ОБОРОНКЕ» МАХИНАЦИЯМ В «ОБОРОНКЕ» коррупционные риски в ОПК к минимуму коррупционные риски в ОПК к минимуму Системный подход позволит свести10 й подход позволит свести Андрей ФРОЛОВ Андрей ФРОЛОВ № 27 (495) № 27 (495) д 17–23 июля 2013 года выходит по средам имеет мощные экономические мотивы ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ Активизация Кремля в АТР АктиА тив «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО» ПОМОЖЕТ ВВС Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» намерен инвестировать в 2013 году 1,8 миллиарда рублей в модернизацию топливозаправочной инфраструктуры военных аэродромов. С начала 2013 года «Газпромнефть-Аэро» построила на аэродромах Военно-воздушных сил РФ семь новых лабораторий для проверки качества топлива, а также закупила 21 новый топливозаправщик для работы в Пскове, Рязани, Тамбове, Липецке, Таганроге, Екатеринбурге, Оренбурге и Ахтубинске. В минувшем году на аэродромы ВВС поступило 49 новых топливозаправщиков «ГазпромнефтьАэро». В апреле текущего года подписано распоряжение, согласно которому «Газпром нефть», а также Роснефть, «ЛУКОЙЛ» и «Аэрофьюэлз» станут поставщиками авиатоплива для Вооруженных Сил РФ на ближайшие два года. «Газпромнефть-Аэро» назначена поставщиком авиационного топлива для еще пяти аэродромов ВВС России – в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ульяновской областях, Забайкальском крае, а также в Киргизии. Компания работает на аэродромах Минобороны с 2011 года. ДВИГАТЕЛИ Ил-476 В КРЕДИТ Банк ВТБ принял решение о рефинансировании кредитного портфеля Пермского моторостроительного завода, входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) для реализации контракта на поставку двигателей самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А). Договор на 156 двигателей ПС-90А-76 объемом более 30 миллиардов рублей заключен между ОДК и ОАК на прошлой неделе. Первый мотор должен быть поставлен до конца года. Завод-изготовитель рассчитывал на авансирование, но контракт стал практически безавансовым. Договор увеличит кредитную нагрузку предприятия, но сделает ее качественной. Общий кредитный лимит ВТБ на ОДК и компанию «Сухой» (ОАК) оценивается более чем в 80 миллиардов рублей. Последняя использовала 47 миллиардов из лимита. Контракт между ОАК и ОДК должен быть одобрен советами директоров обеих корпораций, после чего первая госкорпорация произведет выплаты. В конце 2012 года Министерство обороны заключило с ОАК соглашение на покупку 39 самолетов новой модификации Ил-476 (Ил-76МД-90А). Стоимость оценивалась почти в 140 миллиардов рублей. Минобороны уже профинансировало договор в рамках гособоронзаказа. ОАК завершает контрактацию со смежниками по этому проекту. Осталось уточнить восемь самых сложных пунктов в переговорах поставщиков комплектующих. ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИИ «ПРОТОНА-М» Эксперты обнаружили следы ракетного топлива лишь в центре воронки, образовавшейся в результате падения ракеты-носителя «Протон-М» на космодроме Байконур. По данным РФ, концентрация гептила в центре воронЧитайте материал на стр. 07 Читайте материал на стр. 07 ки на поверхности составляла 123 миллиграмма на килограмм. Это превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) в 1230 раз. На восточной стороне бровки воронки ПДК превышена в 8040 раз. Казахстанские специалисты подтверждают загрязнение гептилом в центре воронки. По их результатам, в центре воронки ПДК превышена в 527 раз, а на восточной стороне бровки, в десяти метрах от точки забора проб российской стороной, – в 395 раз. На глубине от 10 до 20 сантиметров содержание гептила составило 3039 ПДК, на глубине от 20 до 30 сантиметров – 1093 ПДК. В местах падения фрагментов ракеты следов гептила не обнаружено. 9 июля российская сторона приступила к обработке почвы в центре воронки. но атаковала южнокорейские банки и телевидение, уничтожив 32 тысячи компьютеров. 25 июня произошла атака на сайты аппарата президента Республики Корея (РК), ряда правительственных ведомств и местных СМИ. Совершившие ее хакеры организовали утечку личных данных двух миллионов активистов правящей в РК партии «Сэнури» и 40 тысяч американских военнослужащих, включая данные на размещенных здесь 28,5 тысячи солдат и офицеров ВС США. ние, отношение летного состава к поставляемой авиатехнике: «Я приехал, чтобы понять, существует ли у нас обратная связь, взаимодействие между эксплуатантами авиационной техники и разработчиками и изготовителями. Чувствуется, что эту связь придется налаживать». При этом возможно применение таких форм работы, как проведение совместных технических конференций. «Промышленность должна знать, как реально относятся в войсках к ее технике, а главные конструкторы должны учитывать мнение летного состава», – сообщил Борисов. Он отметил, что трудно найти более удачное место для того, чтобы собрать в интегрированном виде всю информацию и донести до разработчиков. Отвечая на вопрос, когда ВВС РФ смогут получить на вооружение новые истребители МиГ-35 и Су-35, замминистра обороны заявил: «Думаю, в ближайшей трехлетке они уже начнут массово поступать в войска». Юрий Борисов напомнил, что поставка этих машин предусмотрена Госпрограммой вооружения до 2020 года. «Есть проблемы с завершением государственных испытаний указанных моделей», – добавил он. Пояснение заместителю министра обороны давал начальник Липецкого авиацентра генерал-майор Александр Харчевский. По его словам, у летчиков центра накопилось немало вопросов к создателям авиатехники, которые слабо учитывают требования военных в плане улучшения эргономики кабин и надежности авиационного оборудования. Борисов осмотрел образцы новых и модернизированных самолетов, поступивших на вооружение Липецкого авиацентра в последнее время. Это фронтовые бомбардировщики Су-34, Су-24М, истребители Су-27СМ, МиГ-29СМТ, штурмовик Су-25СМ. ПОСТАВКИ F-16 В ЕГИПЕТ ПРОДОЛЖАЮТСЯ Смена власти в Египте пока не повлияла на планы Вашингтона поставить Каиру партию истребителей F-16. США решили реализовать планы поставки Египту истребителей F-16, несмотря на отстранение от власти вооруженными силами этой арабской страны ее президента Мухаммеда Мурси. Руководство администрации США обсудило данный вопрос и пришло к выводу о необходимости продолжения этой программы. Дело в том, что американское законодательство прямо запрещает предоставление финансового содействия государствам, в которых от власти отстранены законно избранные руководители. Публично правительство США произошедшие в Египте события как военный переворот не характеризует. Поставки, целесообразность которых изучалась исполнительной ветвью власти США, являются частью пакета военной помощи Египту в размере 1,3 миллиарда долларов. Он был утвержден еще в 2010 году и предусматривал передачу Каиру, в частности, 20 истребителей F-16. Примерно половина этого пакета помощи уже направлена в арабскую республику. Восемь самолетов F-16 Египет получил в январе текущего года. Еще четыре таких истребителя в соответствии с ныне принятыми в Вашингтоне решениями военное ведомство США передаст Египту в ближайшие недели, скорее всего в августе, а остальные восемь, вероятно, в декабре. По словам официального представителя Пентагона Уэсли Миллера, США сохраняют приверженность американо-египетским отношениям в области обороны, которые остаются основой широкого стратегического партнерства с Египтом и служат несущей колонной для региональной стабильности. Комментируя ситуацию в Египте, президент США Барак Обама в письменном заявлении отметил, что отдал распоряжение надлежащим министерствам и ведомствам (американского правительства) рассмотреть последствия отстранения от власти Мурси с точки зрения национального законодательства. Ни о каких иных решениях, затрагивающих дальнейшее оказание помощи арабской республике, кроме тех, которые касались истребителей F-16, правительство США пока не объявляло. Тем не менее Белый дом и Госдепартамент дали понять, что, с их точки зрения, замораживание содействия Египту, в том числе военного, не отвечало бы американским национальным интересам. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РУБЕЖ И ПЛАЦДАРМ РУБЕЖ И ПЛАЦДАРМ 10 10 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 27 (495) 17 –23 июля 2013 года АРМИЯ ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО Владимир БАРВИНЕНКО, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор Для того чтобы этот документ стал четким, понятным и реалистичным, нужно, чтобы при его разработке использовались научные положения, которые сегодня несколько подзабыты да и в предыдущих положениях не всегда применялись. Взаимодействие по противовоздушной Проект П ло ения Проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ за последние в ВС РФ за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так и не был. Между тем в связи с очередным изменением структуры ВС, а такж, и не был. Между тем в связи с очередным изменением структуры ВС а также процессом объединения (воздушно-космической) обороне организуется и поддерживается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Стратегическое взаимодействие – сопроцессом объединения систем противовоздушной гласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) видов, родов войск и стратегических объединений ВС в стратегических действиях, например в стратегической воздушно-космической операции, при решении стратегических задач. Оперативное взаимодействие – согласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) объединений видов и родов войск ВС при решении оперативных задач в операциях, например в воздушной операции на ТВД, сражениях и боевых действиях. Тактическое взаимодействие – согласованные действия соединений, частей и подразделений родов войск и специальных войск при решении тактических задач ПВО (ВКО), например в боевых действиях бригад ПВО (ВКО). О ТЕРМИНАХ На практике должностные лица не всегда однозначно истолковывают термины «организация» и «поддержание» взаимодействия. Это имеет место и в официальных документах. Для однозначного понимания нужно четко представлять их сущность. Организация взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию (взаимной увязке) действий войск (сил) в ходе подготовки к решению поставленных задач. Иногда «организация взаимодействия» или даже «взаимодействие» противопоставляются «управлению». Имеется мнение, что если существует прямое подчинение соединений, частей и подразделений одному начальнику, то здесь взаимодействия нет, а есть только управление. Такое толкование нельзя считать верным, так как «взаимодействие» и «управление», во-первых, разные категории («взаимодействие» – согласованные действия, «управление» – деятельность органа управления), во-вторых, тесное взаимодействие и твердое непрерывное управление войсками – два основных принципа военного искусства и противопоставлять их нельзя. Организация взаимодействия является составной частью управления войсками (силами), осуществляется в целях достижения более узкого результата в сравнении с управлением, а именно – для согласования действий войск и сил. были согласованы в ходе операций (боевых действий), взаимодействие необходимо поддерживать. Поддержание взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию и взаимной увязке действий войск (сил) в ходе решения поставленных задач. Иногда вместо «поддержания» используется термин «осуществление» (взаимодействия) и даже возникают споры, какой из них нужно применять. Разрешение данного противоречия дает определение взаимодействия – это согласованные действия. Следовательно, взаимодействовать – значит осуществлять взаимодействие (поддержание взаимодействия – целенаправленная деятельность командиров и органов управления). Поэтому применение в боевых уставах тактического уровня термина «осуществление» вместо «поддержание» взаимодействия некорректно, хотя и имеет место. Для организации и поддержания взаимодействия проводятся соответствующие мероприятия – действия командования и органов управления при подготовке (в ходе) решения поставленных задач, направленные на достижение целей взаимодействия. Например, для организации уничтожения самолетов – постановщиков помех необходимо провести следующие мероприятия: – установить способы уничтожения Для того чтобы действия войск и сил этих самолетов зенитными ракетными и истребительными авиационными частями (подразделениями); – установить порядок обмена информацией о постановщиках помех; – установить порядок управления выделенными силами для решения данной задачи; 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необходимо разработать новое аналогичное положение, но уже по ВКО. ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕОБХОДИМЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необ одимо разработать новое аналогичное поло ение, но уже по ВКО. командующего зоной, командира района, локальной группировки по применению дежурных сил, по переводу войск, сил и средств ПВО (ВКО) в боевую готовность, а в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника – по применению всех войск, сил и средств ПВО, разведки и РЭБ в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений. При переходе к территориальной системе ПВО (ВКО) в каждой зоне, районе должны быть созданы постоянные системы управления и разведки воздушного и ракетного противника. Они станут материальной основой для управления войсками (силами ПВО (ВКО) и соответственно для организации и поддержания взаимодействия между ними. То есть инфраструктура территориальной системы ПВО (ВКО) предполагает наличие устойчивой связи между пунктами управления формирований ПВО (ВКО) и истребительной авиации для организации и поддержания устойчивого взаимодействия между ними. Это не исключает необходимости обмена между органами управления взаимодействующих объединений, соединений и частей оперативными группами (офицерами) взаимодействия (авиационными представителями). При территориальной системе ПВО – своевременно выполнять указания Окончание. Начало в № 26 Окончание. Начало в № 26 ТУМАН ВМЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ действиями всех взаимодействующих группировок войск и сил ВКО. старшей командной инстанцией и строгой регламентации отношений между взаимодействующими сторонами определяется сложностью иерархической структуры командных инстанций войск и сил ВКО и неопределенностью их взаимного положения в этой структуре. В Вооруженных Силах РФ войска и силы воздушно-космической обороны имеют Войска ВКО, а также все виды ВС – ВВС, Сухопутные войска, ВМФ. Группировки этих войск и сил ведут борьбу с воздушным (воздушно-космическим) противником, как правило, в одних и тех же районах, но управляются командующими (командирами, органами управления) различных видов и родов войск ВС. Между ними чрезвычайно трудно устаПринцип организации взаимодействия новить отношения, то есть определить, кто должен быть старшим начальником, который согласует действия всех войск и сил ПВО (ВКО) в каждом районе, например в районе ответственности соединения ВКО или в полосе общевойсковой армии. Практика показывает, что командуюПри делегировании им обязанностей и прав по управлению всеми войсками и силами ПВО (ВКО), находящимися в границах ответственности, независимо от их принадлежности к различным видам ВС, родам войск или ведомствам, соответственно должны быть делегированы также обязанности и права по организации и поддержанию их взаимодействия. Это необходимо в связи с тем, что разрешать противоречия между взаимодействующими сторонами и организовывать взаимодействие объединений, соединений, частей и подразделений ПВО (ВКО), в том числе формирований истребительной авиации, может только общий старший начальник (орган управления), которому эти объединения, соединения части и подразделения подчинены или которому предоставлены соответствующие права. Для возможности организации и под(ВКО) любые соединения, части или подразделения ПВО, ИА, попадающие в район ПВО (ВКО) по планам военных действий или неожиданно по необходимости, должны быть информированы о порядке «подключения» к информационной системе и системе управления района. При «подключении» к системе управления они информируют командование района ПВО (ВКО) о своем присутствии, местоположении, возможностях и ограничениях по применению. Командование района должно учесть в своем общем плане новые формирования (средства) ПВО, перестроить при необходимости общую систему ПВО и выдать указания по согласованию действий нового формирования с ранее находившимися в районе. По представлению командира района при необходимости корректируется порядок применения войск (сил) зоны ПВО (ВКО). СОГЛАСОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Организация и поддержание стратегищие и командиры, не подчиненные друг другу, как правило, если не получили указания старшего начальника, неохотно идут на согласование действий своего объединения, соединения, части, подразделения с соседом, так как здесь приходится поступаться каким-либо частным интересом, а иногда мешают амбиции. Принцип всестороннего обеспечения взаимодействия обусловлен тем, что согласованность действий войск (сил) ПВО (ВКО) соседних объединений, соединений, частей и подразделений возможна только при полном обеспечении взаимодействующих группировок войск (сил) и органов управления средствами связи взаимодействия, сопрягаемыми АСУ, средствами обеспечения истребительной авиации, вводимой в границы соседних объединений, соединений. держания взаимодействия по ПВО (ВКО) командующим зон, командирам районов и локальных группировок и их органам управления должны быть предписаны следующие обязанности и права: – определять для подчиненных и взаимодействующих в границах ответственности объединений, соединений, частей и подразделений задачи взаимодействия; – устанавливать отношения между взаимодействующими сторонами; – согласовывать (взаимно увязывать) действия войск при решении задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны в операциях (боевых действиях); – поддерживать взаимодействие между подчиненными и взаимодействующими в границах ответственности объединениями, соединениями, частями, подразделениями при выполнении задач боевого дежурства и в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника; – организовывать боевое дежурство по ПВО (ВКО) и управлять дежурными силами по противовоздушной (воздушнокосмической) обороне; – организовать связь между взаимодействующими силами; – практически отработать совместные способы уничтожения постановщиков помех. Для достижения успеха в согласовании действий войск и сил ПВО (ВКО) в операциях, боевых действиях и боях необходимо руководствоваться частными принципами организации и поддержания взаимодействия: соблюдение интересов объединений, соединений, частей и подразделений, которые на данном этапе борьбы с воздушным (воздушнокосмическим) противником решают главные задачи; заблаговременная организация и непрерывное поддержание взаимодействия; организация взаимодействия старшей командной инстанцией и строгая регламентация отношений между взаимодействующими сторонами; всестороннее обеспечение взаимодействия. Принцип соблюдения интересов формирований, решающих главные задачи, направлен на достижение наибольшего предотвращенного ущерба объектам обороны. Принцип заблаговременной организации и непрерывного поддержания взаимодействия обусловлен тем, что скоротечность борьбы в воздушно-космическом пространстве не позволит командующим и командирам в ходе отражения ударов воздушного противника эффективно взаимно увязывать действия войск и сил. Инициатива по времени нанесения ударов принадлежит противнику. Он может наносить внезапные, неожиданные воздушные и ракетные удары. Поэтому нужно быть в готовности в любое время отразить эти удары согласованными Организация взаимодействия – составная часть управления, осуществляется в целях достижения более узкого результата в сравнении с управлением для согласования действий войск и сил Например, ввод истребителей в границах соседнего объединения (соединения) и посадка их на аэродромы возможны, если система управления обеспечивает наведение истребителей, на аэродромах посадки имеются топливо, ракеты, боеприпасы, средства заправки и подготовки их к повторному вылету. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В значительной степени проблема взаимодействия войск (сил) ПВО (ВКО) разрешается соблюдением частных принципов организации и поддержания взаимодействия. Их реализация для достижения необходимой согласованности действий войск (сил) ВКО, как показывают исследования, возможна только при переходе к территориальной системе ПВО (ВКО). В такой системе должны быть образованы: на оперативно-стратегическом уровне – зоны ПВО (в перспективе – зоны ВКО); на оперативно-тактическом – районы ПВО (ВКО); на тактическом – сектора или локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО). Зоны и районы, а также локальные группировки должны иметь единые органы управления. – согласовывать действия сил РЭБ, выделенных для борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником; – обеспечивать безопасность полетов своей авиации в зонах огня сил и средств ПВО. Командирам соединений, частей и подразделений, выделенных для решения задач ПВО (ВКО) в границах ответственности зоны, района ПВО (ВКО), локальной группировки ПВО (ПВО-ПРО), должна быть установлена ответственность за выполнение задач взаимодействия, поставленных командующим зоной, командиром района, локальной группировки. Они должны быть обязаны: – выдавать по требованию командующего зоной, командира района, локальной группировки информацию о составе, положении и обеспечении своих войск, сил и средств ПВО (ВКО), об их задачах, выделяемом ресурсе на ведение операции (боевых действий) и ограничениях по применению; – выполнять указания командующего зоной, командира района, локальной группировки по согласованию действий своих войск, сил и средств ПВО (ВКО) в общих границах ответственности; – своевременно переводить в готовность войска, силы и средства ПВО (ВКО) и управлять ими в ходе отражения ударов воздушного (воздушнокосмического) противника в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений; – организовывать разведку воздушного (воздушнокосмического) противника и управлять всеми силами разведки в зоне, районе; ческого взаимодействия по ПВО (ВКО) осуществляется между видами и родами войск и стратегическими объединениями ВС (ВО) и состоит в согласовании всех структурных элементов общей системы ВКО страны и Вооруженных Сил, перераспределении войск, ресурса боевых и материальных средств между ВО (зонами ПВО) в интересах выполнения поставленных задач по прикрытию с воздуха основных объектов страны и группировок ВС на направлениях действий главных сил воздушно-космического противника. При этом должны регламентироваться отношения между зонами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Стратегическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает Генеральный штаб или Воздушно-космическое командование, если оно будет создано. Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между объединениями ВВС и ПВО, объединениями Войск ВКО, войсками ПВО военных округов, силами ПВО флотов. Оно состоит в согласовании действий создаваемых в границах ответственности зон ПВО (ВКО) структурных элементов системы ВКО – системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении противника (информационного обеспечения), системы поражения и подавления (систем зенитного ракетного и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения и радиоэлектронного подавления), а также системы обеспечения. Основные цели оперативного взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий в границах ответственности районов ПВО (ВКО) для обороны основных объектов страны и группировок войск (сил) на направлениях действий главных сил воздушного (воздушно-космического) нападения противника, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности зон ПВО (ВКО). При этом должны регламентироваться отношения между районами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает командующий зоной ПВО (ВКО) и его орган управления. Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между соединениями, частями и подразделениями родов войск, сил и средств ВКО и специальных сил и средств. Оно состоит в согласовании действий всех структурных элементов в системах зенитного ракетного (зенитного артиллерийского) и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения разведки воздушно-космического противника и РЭБ в границах ответственности районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО). Основные цели тактического взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий для обороны наиболее важных объектов страны и ВС, решения других тактических задач и обеспечения взаимной безопасности сил и средств ВКО, прежде всего безопасности истребительной авиации, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности районов ПВО (ВКО). Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуют и поддерживают командиры районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО) и их органы управления. Более детально вопросы организации 04 04 ЕСТЬ МНЕНИЕ 14 июня 2013 года в Государственной думе прошел «круглый стол» на тему «Состояние боеготовности Сухопутных войск Российской Федерации» («ВПК», № 26). Выступавшие обозначили самые горящие, самые болезненные проблемы, существующие сегодня в данном виде войск и шире – во всех Вооруженных Силах РФ. «Четкая формулировка проблемы – первый шаг на пути к ее решению», – отметил председатель Комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов, заверивший присутствующих в том, что все выступления непременно будут донесены до тех, кто принимает соответствующие решения. ОФИЦЕРОВ НУЖНО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ Виктор СОБОЛЕВ, командующий 58-й армией (2004–2006), генерал-лейтенант Сухопутные войска – главный вид Вооруженных Сил в нашей стране, ведь именно они в случае вооруженного конфликта будут решать основные задачи по защите государства. В вопросе численности ВС прежде всего нужно сломать представление о правильности соотношения 150 тысяч офицеров на миллион. Мы не можем все войска держать в постоянной готовности, максимум 39 бригад – 10 дивизий. Разве способны они защитить нашу огромную страну? Нет. Так что офицеров нужно значительно больше. Далее. Для того чтобы иметь какие-то мобилизационные резервы, необходимо сохранить срочную службу. При полном переходе на контрактный способ комплектования никаких мобилизационных резервов у нас не будет. В Индии, где я четыре года состоял военным советниБОЛЬШОЙ ком, контрактная армия. Сухопутные войска – один миллион 130 тысяч человек, 61 дивизия, плюс инженерная бригада, шесть военных округов. Конкурс – 10 человек на место. Служба начинается с 17 лет, существует система рекрутских пунктов и учебной части. Рекруту выплачивают деньги. Год учат на солдата, затем он приходит в войска и заключает первый контракт на пять лет. В этот период живет в казарме, как обычный солдат, жениться ему нельзя. Через шесть лет, если он нормально служит, его отправляют учиться на сержанта. То есть сержантом он становится только на седьмом году службы. Пройдя все сержантские должности, он идет учиться на унтер-офицера. В Индии три категории унтерофицеров. Далее унтер-офицер идет сдавать экзамены и поступает на курсы офицерского состава. Это только один из способов комплектования офицерского состава в этой стране. Основной способ – вузы. Три года учебы в Национальной академии, затем два года в военном училище. В Национальной академии сухопутных войск учатся танкисты, артиллеристы и пехотинцы, после чего каждый специализируется уже в своем училище. Жениться солдат имеет право только при заключении второго контракта, тогда же ему дают служебное жилье. В целом бытовые условия выглядят так: в бригаде имеется коттедж командира бригады и отдельно расположенные городки: офицерского, унтер-офицерского, сержантского и солдатского составов. Можем мы создать такие условия для контрактников? Никогда. Именно поэтому никуда нам не уйти от срочной службы. Теперь что касается увеличения срока службы до полутора лет. Хотя бы полгода можно отдать на то, чтобы научить солдата быть солдатом? Не надо его сразу в войска отправлять, научите его сначала стрелять из всех видов стрелкового оружия, пулеметов, гранатометов. Масса проблем уйдет, если он придет в линейный полк, батальон подготовленным солдатом. Во Владикавказе сейчас создали бригаду так называемой постоянной готовности, которая практически круглый год принимает личный состав и пытается поставить его в строй. Она более или менее укомплектована, но военкомата у нас нет, а за призыв больше никто не отвечает. Призыв длится с апреля практически до сентября. Молодые солдаты идут порциями, и задача комбрига и офицерского состава их принять, обучить. День и ночь они стреляют на полигоне непрерывно, а осенью начнут увольняться. Ни о каком слаживании подразделений, рот, батальонов вообще речи не идет. Далее необходимо ужесточить ответственность за уклонение от военной службы. У нас в наличии 250 тысяч уклонистов, из них каким-то образом наказаны 14 человек. И никто не несет никакой ответственности. И это притом что наша главная беда – отсутствие войск. Была дивизия на Дальнем Востоке, семь полков (Приморье, Хасанский район). Думал, хоть бригаду оставят – вообще ничего. Городки брошены, все уничтожено, сооружения самых укрепленных районов сданы на металлолом. Владивосток – главная база Тихоокеанского флота вообще ничем не защищен. Была дивизия морской пехоты – ликвидировали. И, конечно же, необходимо радикально восстанавливать систему управления, военные округа. Их должно быть хотя бы семь. Само собой нужно округа отделить от флота, восстанавливать план строительства сухопутных РОССИЙСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ПРЕДСТАВЯТ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ Беспилотные летательные аппараты, изготовленные промышленными предприятиями России, впервые будут показаны на международной выставке вооружения Russia Arms EXPO 2013 (RAE 2013). и поддержания взаимодействия по ПВО (ВКО) и обеспечения безопасности своей авиации должны быть расписаны в официальном документе – Положении об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ. Для его разработки нужна соответствующая воля руководства Вооруженных Сил Российской Федерации. Как сообщил Анатолий Кицура, генеральный директор компании «Бизнес диалог», один из устроителей международной выставки вооружений в Нижнем Тагиле, сейчас ведутся работы по подготовке отечественных беспилотников к RAE 2013. «На выставке швейцарская компания Dimond Industrial представит беспилотные летательные аппараты. Перед нами стоит задача, чтобы в небе над Нижним Тагилом летали российские БЛА. Мы эту задачу выполним», – подчеркнул Кицура. Уже точно известно, что выставку посетят представители всех стран – членов ОДКБ. Russia Arms EXPO 2013 пройдет в Нижнетагильском государственном демонстрационновыставочном центре вооружения и военной техники ФКП «Нижнетагильского института испытания металлов». В течение четырех дней участники и гости смогут ознакомиться с новейшими достижениями российского оборонно-промышленного комплекса и передовыми мировыми образцами военной техники. Уникальные характеристики своей продукции продемонстрируют 400 экспонентов из 50 стран мира. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 СТРАНЕ НУЖНА БОЛЬШАЯ АРМИЯ АРМИЯ делать средний и капитальный ремонт. И речь идет не только о Сухопутных войск, но и об авиационной технике, технике ПВО. Теперь что касается социальных вопросов. Год прошел, как поменялось руководство, а вопросы так и остались. Начальники кафедр академии как были без квартир, так и живут до сих пор в общежитии. Вот сейчас формируют Главное управление боевой подготовки. Надо набрать нормальных офицеров, потому что с боевой подготовкой последнее время просто беда. При этом идет директива: комплектовать только за счет офицеров, имеющих квартиру в Москве. В Москве пять лет уже квартиры никому не дают. Кем комплектовать? Кто трудиться будет? Управление ПВО – девять человек. Управление артиллерии – 11 человек. Позор! 40 процентов Сухопутных войск – артиллеристы. Все эти вопросы уже давно перезрели. И чтобы исправить ситуацию, нужно время. Ломать, мы знаем, очень легко, для восстановления нужны более длительные сроки. ВОПРОС ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ – ПОТЕМКИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ Анатолий СУРЦУКОВ, начальник Управления армейской авиации (2003–2005), генерал-лейтенант можно без достижения огневого превосходства над противником, которое обеспечивают ракетные войска артиллерии, танковые войска и авиация. Во всех вооруженных конфликтах после Великой Отечественной войны не было ни одного, где бы активно не применялась армейская авиация. По опыту чеченской кампании, признанию моих товарищей мы знаем: солдат не идет в атаку, если над ним не жужжат вертолеты. Солдат ощущает себя уверенно только тогда, когда чувствует авиационную поддержку. В этом году армейская авиация будет отмечать 65летие со дня своего образования. Из них 13 лет мы были в составе Сухопутных войск. Армейская авиация предназначена прежде всего для авиационного обеспечения именно Сухопутных войск. Без нее невозможно настоящее повышение мобильности этого рода войск. Но армейская авиация может действовать успешно только тогда, когда есть система управления, которая включает органы управления, пункты управления и средства связи для АСУ. Мы часто обращаем взгляд в прошлое – в советские времена, чтобы идти дальше от того уровня, с ужасом оглядываясь на ту яму, в которой мы сейчас оказались. Тогда в каждом округе Управление авиации состояло из 18–35 человек. В каждой армии в органе управления отдела авиации было 10 человек. В Москве руководило всей этой махиной Управление арВыполнение Сухопутными войсками своих задач невозмейской авиации во главе с генерал-полковником Павловым – всего 111 человек. КП авиации округа состоял из 50–70 человек. Уровень подготовки офицеров Управления авиации округа был выше, чем у командира полка. Этот офицер должен был приехать в полк армейской авиации к командиру полка, поставить задачу и проконтролировать ее выполнение. В одночасье вся эта система рухнула. Что мы имеем сейчас для управления армейской авиацией в главкомате ВВС, отделе армейской авиации? Сокращение до двух человек в главкомате. Воссоздали отдел армейской авиации до восьми человек. Набрано пока четыре. В составе авиационных баз группа авиационных наводчиков – это семь человек: начальник, его заместитель, два офицера, водитель, планшетист, радист. То есть управлять армейской авиацией на поле боя могут только два человека. Способны ли они выполнить задачу? Создается такое впечатление, что наша авиация вообще и армейская в частности – это такая потемкинская деревня, только на парадах пролететь. Сухопутные войска должны, как боксер, иметь две длинные руки: ракетные войска и авиацию. Командир пехотный свистнул – и авиация тут же появилась над полем боя, как это было в Афганистане. При существующем положении вещей – пока задачу поставят, пока прилетят, пока наведут – актуальность исчезнет. 250 человек уровня выше командира полка вышвырнули на помойку. Не нужны они России. Три года не было набора в училище. И это при естественной убыли пять – семь процентов ежегодно: по старости, в связи с болезнью и пр. Прибавьте к этому реформаторские преобразования, неудовлетворенность службой, прочие моменты, и убыль в авиации получится фактически 10–15 процентов. Можно представить, какой кадровый коллапс нас ожидает. Согласно Государственной программе вооружения до 2020 года у нас по авиационному парку все будет замечательно. Докладываю: бригада, которую намечено создавать, будет иметь 88–92 вертолета. Их планируется развернуть 13 штук. Сколько итого нужно вертолетов? У нас сейчас 865 вертолетов, и из них исправны 50 процентов. И для справки: у американцев 8680 вертолетов. Современная война будет вестись теми силами и средствами, которые накоплены до ее начала. Восполнить недостаток так, как это было в Великую Отечественную, не удастся. Не та техника, не те темпы производства, не те потери. Необходимо плавно, постепенно воссоздавать систему управления авиацией в составе Сухопутных войск, чтобы не сажать авиацию в голое поле, как картошку, как Грачев говорил в свое время. Главкомат ВВС должен внимательно просчитать, каким образом минимизировать потери от кадрового коллапса в составе армейской авиации, как восполнить эти кадры, прежде всего командные, при воссоздании органов управления в составе Сухопутных войск. СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА КАК ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КАК ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ войск. Руководить военными округами во всех вопросах, кроме разве что стратегического, должен главком. БОЛЕЗНЬ ПОКА ИЗЛЕЧИМА Александр ГОРЬКОВ, командующий зенитными ракетными войсками ВВС (2000–2008), генерал-лейтенант После новых назначений в Военно-воздушных силах сразу была дана команда на возвращение к штатам 2008 года. Все воспрянули, но ничего не случилось: болезнь, зарожденная предыдущим министром обороны, дает определенные метастазы. И с ними надо смелее бороться. Уже будет два года, как существуют Войска ВКО, а вопрос ответственности по прикрытию государственной границы в воздушном пространстве до сих пор не решен. Усугубились проблемы, касаемые научной и учебной минимум восемь кафедр нужно, чтобы действительно военному делу учили. Вопрос упирается в отсутствие педагогов. Можно, конечно, обзвонить народ, который уволился, может, придут. Но, к сожалению, возвращаться хотят не все, люди уже устроились, работают в другом месте, денег получают не меньше. Но без кадров в военном образовании мы никуда не сдвинемся. И вопрос этот стоит очень остро. Что нужно сделать, чтобы вернуть педагогов? Как подготовить новых? Про контрактную службу тут уже говорили много и правильно. Дело это чисто государственное. Пока мы действительно не заинтересуем людей пойти на контрактную службу, пока не придет нормальный контингент, из которого можно отбирать, будут только разговоры. Все это мы уже проходили – и развертывали, и свертывали. Сейчас то же самое: сколько набрали, столько и уволили. Контрактник должен жить не в казармах, а в служеббазы. Начальники управления, заместители главкома, куда вы обращаетесь за молодым пополнением? Сколько вам нужно молодых офицеров, командного состава? Теперь что касается проверок. Выбранные для них место Александр ТАРНАЕВ, член Комитета Госдумы по обороне Я внес несколько законопроектов по повышению престижа службы в Вооруженных Силах РФ. Первое. Если человек не служил в армии, он не может быть избран президентом, назначен премьером, министром, а также депутатом и госслужащим. У нас много уважительных причин, по которым человек может не служить, но 250 тысяч человек просто бегают от повестки, пока 27 лет не исполнится. У высокопоставленных чиновников у всех есть дети, и время, конечно, удивляют. Май – идет подготовка к новому периоду обучения, увольнение личного состава по призыву, призыв. Понятно, какая укомплектованность и слаженность. На полигон вырваны с боевого дежурства четыре полка. Один усаживается, три курят в курилке, то есть один нажимает на кнопки, три ждут. Второй полк залез на эту технику, а на третий уже мишеней не хватает. Подумали, прикинули, решили по земле сработать. А не попасть в землю – это уже чудеса зенитно-ракетного искусства. Кроме того, эти четыре полка по всем нормативным документам, если я не ошибаюсь, по итогам года не проверяются. То есть это самая главная итоговая проверка – все, положительная оценка полку или группировке уже в кармане. Болезнь пока еще излечима. Вооруженные Силы попали в военную тропопаузу, главное, чтобы это не привело к военно-политической тропопаузе. Это уже будет трагедия. Нужны решительные политические меры и военное мужество. Или придется договариваться с Западом о том, чтобы пожить в мире до 2020 года, пока мы не накопим ресурсы и силы. НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАКАЯ БУДЕТ ВОЙНА Александр БЕЛОУСОВ, начальник Военной академии Генерального штаба ВС РФ (2007–2009), генерал армии лет, невозможно восстановить даже за 15. Государство, которое не выпускает 300 танков в год, не может себя считать страной, имеющей танкостроительную промышленность. Мы таковой не являемся уже 20 лет. То же самое можно сказать и о самолетах, и вообще обо всем остальном. Весь этот негатив будет продолжаться до тех пор, пока То, что целенаправленно уничтожалось почти шесть рядке поднимать на прежний уровень роль всех трех главкоматов, не только Сухопутных войск. Главком должен заниматься всем, и предложения должны идти от него. В том состоянии, в котором главкоматы находятся, они не могут это делать. Но и увеличить их до работоспособного состояния также сейчас практически невозможно. Тыла нет, вооружения нет, финансов, кадров, мобилизации, медицины – ничего нет. Вот сейчас предложили сделать в армии зама по МТО. Срочно в академии Генерального штаба за три месяца подучить мужиков, чтобы поставить их в армию. Это все полумеры, но если мы не будем стремиться преодолеть этот разрушительный процесс, на выходе в ближайшее время мы не увидим ничего. Или военное образование. Ну да, сейчас военное образование возвращают под Главное управление кадров, как это всегда было. Теть, которые рулили образованием, убрали, а начальника в Управлении военного образования до сих пор нет. Что нужно сделать? Прежде всего в обязательном поэтом всегда не хватало. Не от хорошей жизни мы брали двухгодичников с институтом, на которых командиры взводов смотрели с содроганием. Сейчас, конечно, пошел процесс в одной академии, во второй академии, в училищах, но профессорско-преподавательский состав потерян. В Академии Генерального штаба было 18 кафедр, оставили две. В этом году надо набрать 80 человек, то есть уже У нас было 126 вузов в Красной армии, и офицеров при ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ Если реализация перспективных проектов гражданских самолетов МС-21 и «Суперджет» будет неудачной, России грозит полная потеря мирового рынка коммерческих самолетов. Такое мнение высказал заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Большой ошибкой было прекращение в свое время сотрудничества с компанией «Эрбас» по ряду проектов. В начале 2000-х стартовала реализация совместной российско-европейской программы по конвертации пассажирских самолетов A320 «Эрбас» в грузовой вариант. Однако по ряду причин она была закрыта. Не реализованы планы участия российского авиапрома в перспективном проекте A350 «Эрбас». Если бы сотрудничество c Европой по программе A320 продолжилось, сейчас коммерческая авиация в России была бы другая. Что касается такой ее составляющей, как малая авиация, единственный выход здесь – приобретение зарубежной техники с глубокой локализацией закупаемых самолетов в российском авиапроме. Такие планы пытаются реализовать, например, некоторые частные компании в составе Ростеха. Как считает эксперт, кардинальной ошибкой российского руководства прошлых лет был также отказ от вступления в программу создания тяжелого пассажирского самолета А380. ном городке, иметь малогабаритную квартиру – однокомнатную или двухкомнатную, потому что максимум через пять лет он будет обзаводиться семьей. Теперь о состоянии техники и вооружения в Сухопутных войсках. Пять лет этой техникой никто не занимается. И сейчас еще вопрос до конца не решен. Сначала все ремонтные заводы центра, начиная с армейских баз, были переданы в «Оборонсервис». Что из этого получилось, всем известно. Практически ни одного контракта с промышленностью заключено не было. И вот эта техника четыре последних года вообще не обслуживалась. Сейчас министерство решает идти другим путем: ремонтные органы для технического обслуживания восстановить в частях, а средний и капитальный ремонт оставить на этих заводах, которые передать промышленности. То есть речь идет уже о второй реорганизации. Первая была, когда их согнали под «Оборонсервис», эту несостоятельную организацию. Теперь родилась идея их оттуда забрать и передать промышленным предприятиям. Не берусь сейчас оценивать, правильно это или нет, чтобы не быть голословным. Скажу только, что 85 процентов техники во время Великой Отечественной войны было восстановлено и возвращено в строй именно ремонтными армейскими средствами. Говорят: такой войны уже не будет. Не знаю, никто не знает, какая она будет. Что делать с техникой – даже не новой, а с той, которая сейчас есть? Обслуживать ее надо, регламенты проводить, большинство из них учатся за границей, получают там два образования, потом немного поработают и возвращаются сюда и приходят на госслужбу. И наша армия, таким образом, опять становится рабоче-крестьянской, состоящей из тех, кого удалось выловить из деревни. А дети чиновников не служат, зато они государством потом управляют. Далее я предлагал повысить до 20 процентов подоходный налог тем, кто до 45 лет бегал и прятался, то есть не служил в армии. За него женщина замуж не пойдет, скажет, почему ты платишь вместо 13 процентов, как все, 20? Понятно, что эти предложения лежат в Комитете по законодательству и никакого движения так и не получат. Недавно мы провели в Думе слушания по МиГ-31. Казалось бы, вопрос серьезный. О незакрытых границах поговорили и так далее. Все специалисты сказали: цены этой машине нет, она в ближайшем будущем будет превосходить все западные аналоги. Но тут встает Бондарев и говорит, что у нее щиток приборов уже не тот и вообще ни одна страна в мире не может самостоятельно в одиночку обороняться от кого угодно. Если бы он произнес это в конгрессе США, он бы уже давно не носил погоны. Сейчас, выслушав все выступления на этом «круглом столе», я думаю: мы действительно уже никого не победим. У нас в планах провести слушания по воздушнокосмической обороне. Перед этим мы с Комитетом по обороне сделаем выезд на командный пункт воздушнокосмической обороны, чтобы понять проблемы. Недавно мы провели слушания по утилизации боеприпасов. Серьезнейший вопрос. Ведь 48 взрывов произошло, люди погибли. Задаю вопрос Булгакову: есть хоть какаянибудь рабочая группа или комиссия, составленная из разных министерств? Они же друг на друга, на Ростехнологии, на Рогозина ссылаются: мол, эти не хотят, те не могут, пути, оказывается, к этим хранилищам уже нарушены – ни ввезти, ни вывезти. Погрузить боеприпасы и отправить на завод? Но завод в центре города. Сойдет с рельс состав с боеприпасами, и все… Оказалось, никакой рабочей группы с планом, утвержденным президентом или за подписью премьера нет. Мне ответили, что для президента это слишком мелкий вопрос. не появятся ответственные за происходящее, а то наворотили, что хотели, и ушли. И все начинается по новой за счет денег налогоплательщиков. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5