Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №4 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268287
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №4 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268287 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 (421) 1 – 7 февраля 2012 года выходит по средам ПО ПРИКАЗУ ИЗ ПАКИСТАНСКОЙ ЗОНЫ ПЛЕМЕН Отвлекающие операции «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове и в Африке ТЕМА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации Виктор КОРЯКИН, доктор Военного юридических наук, профессор университета Минобороны России (Москва) Равиль ЗАГИДУЛИН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) Продолжение на стр. <...> 04 К ЧЕМ ТЕНДЕНЦИИ го оборонного заказа в прошлом году в войска кроме указанных МБР поставлено два космических аппарата специального назначения, 21 самолет различных моделей (Су-27СМ, Су-34, Су-35С, Ан-140), 82 вертолета, боевой надводный корабль проекта 22 380 и 8531 автомобиль многоцелевого назначения. <...> По государственному оборонному заказу на текущий год Вооруженные Силы РФ получат один дивизионный комплект зенитной ракетной системы С-400. межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Тополь-М» и «Ярс». <...> В результате реализации заданий государственноХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ Вооруженные Силы РФ в 2011 году получили 30 ВЕРНУТСЯ И ПРОДОЛЖАТ СЛУЖБУ ВВС России передадут модернизированные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). <...> НЕТ 64% ДА 29% НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДАЖ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ Владислав НИКОЛЬСКИЙ, доктор технических наук, профессор Николай НОВИЧКОВ, кандидат технических наук КАК РОССИИ ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В ЭТОМ СЕГМЕНТЕ МИРОВОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Продажа военно-морской техники (ВМТ) и, в частности, боевых кораблей (БК) и боевых катеров (БКА) является весьма прибыльной деятельностью для многих стран мира, имеющих ВМС. <...> В ходе работ эти машины оснащаются современным комплексом бортового радиоэлектронного <...>
Военно-промышленный_курьер_№4_2012.pdf
№ 4 (421) 1 – 7 февраля 2012 года выходит по средам ПО ПРИКАЗУ ИЗ ПАКИСТАНСКОЙ ЗОНЫ ПЛЕМЕН Отвлекающие операции «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове и в Африке ТЕМА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации Виктор КОРЯКИН, доктор Военного юридических наук, профессор университета Минобороны России (Москва) Равиль ЗАГИДУЛИН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) Продолжение на стр. 04 К ЧЕМ ТЕНДЕНЦИИ го оборонного заказа в прошлом году в войска кроме указанных МБР поставлено два космических аппарата специального назначения, 21 самолет различных моделей (Су-27СМ, Су-34, Су-35С, Ан-140), 82 вертолета, боевой надводный корабль проекта 22 380 и 8531 автомобиль многоцелевого назначения. На 2011 год не исполнены договорные обязательства по 84 государственным контрактам на общую сумму около 42 миллиардов рублей. По государственному оборонному заказу на текущий год Вооруженные Силы РФ получат один дивизионный комплект зенитной ракетной системы С-400. межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Тополь-М» и «Ярс». В результате реализации заданий государственноХОТЕЛОСЬ БЫ БОЛЬШЕ Вооруженные Силы РФ в 2011 году получили 30 ВЕРНУТСЯ И ПРОДОЛЖАТ СЛУЖБУ ВВС России передадут модернизированные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). В настоящее время первый модернизированный самолет А-50У уже находится в войсках. 17 января, три месяца спустя после того, как этот самолет поступил в ВВС на войсковые испытания, он окончательно вошел в состав их авиапарка. Второй самолет ожидают для передачи в конце текущего года. В дальнейшем планируется вводить в строй по одному модернизированному А-50У ежегодно. Таким образом, все 15 имеющихся в парке ВВС самолетов ДРЛО и У пройдут модернизацию до 2026 года. Самолет A-50 создан на основе транспортного самолета Ил-76 и имеет над фюзеляжем вращающийся обтекатель БРЛС. Первая из модернизированных на сегодня машин поступила на вооружение ВВС СССР в 1984 году. Усовершенствованный вариант А-50У оснащен новой БРЛС «Шмель-II», современными компьютерами и аппаратурой связи. Внедренные в конструкцию аппаратуры самолета изменения позволят улучшить возможности сопровождения целей, снизить массу машины, повысить дальность и продолжительность полета. В концерне «Вега», который является производителем электронной начинки, отмечают, что частичное использование иностранной элементной базы компенсируется проверенными техническими решениями. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Удастся ли арабским и западным странам убедить Россию поддержать призыв Лиги арабских государств об отставке сирийского президента Башара Асада? НЕТ 64% ДА 29% НАМЕТИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДАЖ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ Владислав НИКОЛЬСКИЙ, доктор технических наук, профессор Николай НОВИЧКОВ, кандидат технических наук КАК РОССИИ ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В ЭТОМ СЕГМЕНТЕ МИРОВОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Продажа военно-морской техники (ВМТ) и, в частности, боевых кораблей (БК) и боевых катеров (БКА) является весьма прибыльной деятельностью для многих стран мира, имеющих ВМС. При этом продаются практически все классы кораблей, кроме атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПО КРИТЕРИю Читайте материал на стр. 06 «ЭФФЕКТИВНОСТЬ-СТОИМОСТЬ» Первые модернизированные истребители МиГ-29UPG поступят на вооружение индийских ВВС в 2012 году, сообщил генеральный директор российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков. в Индию первые модернизированные самолеты и техкомплекты для модернизации истребителей МиГ-29. Речь идет о 12 самолетах», – сказал руководитель РСК. Он напомнил, что прошедшие модернизацию истребители получат наименование МиГ-29UPG. Работы по большинству самолетов будут проводиться непосредственно в Индии. «На базе РСК «МиГ» проходит «В этом году мы должны поставить НЕ ЗНАЮ 7% обучение индийских специалистов как летного, так и технического состава», – отметил гендиректор. По его словам, в работах по МиГ-29UPG вместе с сотрудниками корпорации «МиГ» участвуют индийские специалисты. Приобретенные в России опыт и навыки они будут использовать при модернизации машин этой модели на территории Индии. Сергей Коротков проинформировал, что первые прошедшие модернизацию истребители МиГ-29UPG сейчас находятся на этапе летных испытаний. ная индийским ВВС модернизация истребителей МиГ-29 в вариант МиГ29UPG является оптимальной по критерию «эффективность-стоимость». В ходе работ эти машины оснащаются современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, унифицированным с аналогичным комплексом корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии. На обновленные самолеты устанавливается, в частности, современный радар семейства «Жук» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР». Проводимые работы существенно лучим в результате этих тестов, будет откорректирована документация в проектной группе. После этого мы передадим ее вместе с техкомплектами нашим индийским партнерам», – подчеркнул Коротков. По оценке экспертов, предложен«По замечаниям, которые мы порасширяют круг задач, решаемых истребителями МиГ-29. В настоящее время ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 они предназначены прежде всего для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе. Модернизированные самолеты наряду с ростом возможностей по борьбе с противником в небе приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным объектам высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях. Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет. Разработки РСК «МиГ», подтвержденные опытом модернизации в ряде стран, позволяют существенно продлить жизненный цикл МиГ-29. Особенностью этих работ является и то, что 90 процентов данных истребителей будут модернизированы в Индии на 11-й авиабазе ВВС силами местной промышленности с участием российских специалистов. Контракт на улучшение 62 истреПродолжение. Начало в № 3 ПРЕЗИДЕНТ РФ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВКОВЕРХА ВПРАВЕ В НАСТУПИВШЕМ – НЕ МЕНЬШЕ Генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов заявляет, что объем поставок российского оружия за рубеж в прошлом году вновь был рекордным, и прогнозирует перевыполнение в 2012 году планового задания. «Что касается итогов ГЛАВНОКОМАНдУющИЙ В РОССИИ? ОМАНдУЕТ ВЕРХОВНЫЙ прошлого года, думаю, гдето около 12 миллиардов будет. Я имею в виду общий объем, а не только поставки по линии Рособоронэкспорта, – сказал генеральный директор. При этом он отметил, что основной объем, конечно, приходится на Рособоронэкспорт: «Окончательные итоги пока не подведены, но у Рособоронэкспорта где-то 10,7 миллиарда долларов уже есть». По словам Чемезова, портфель заказов, который сегодня имеется, позволяет с уверенностью говорить о том, что объем поставок российского оружия в 2012 году будет не меньше, чем в прошлом. «В этом году будет за 12 миллиардов. Это точно», – пообещал руководитель госкорпорации. Портфель заказов на поставку оружия за рубеж оценивается в 30–35 миллиардов долларов. Ранее сообщалось, что объем российского оружейного экспорта в 2010 году составил более десяти миллиардов. О ГОСУдАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЕ ПОдРОБНО ляет 908,44 миллиарда рублей, рассказал первый заместитель министра обороны России Александр Сухоруков. Он отметил, что из этой суммы 732,49 миллиарда – бюджетные ассигнования и 175,95 – кредитные средства под госгарантии РФ. «При этом из общего числа заданий ГОЗ-2012 ранее Общий объем гособоронзаказа на 2012 год состав02 «ОБОРОНКА» – НЕ ОДЕССКИЙ ПРИВОЗ Председатель Военно-промышленной комиссии наметил меры по модернизации ОПК 07 С «ВРЕдИТЕЛЬСТВОМ»… ПОБОРОЛИСЬ …И оставили военные заводы без грамотных, опытных специалистов 09 заключены 745 долгосрочных переходящих госконтрактов на сумму 391 миллиард рублей (53,4 процента от общего объема гособоронзаказа на текущий год)», – сообщил Сухоруков. В настоящее время организована работа по заключению дополнительных соглашений для уточнения условий государственных контрактов с параметрами гособоронзаказа и условиями авансирования, в том числе стопроцентного. Минобороны России, продолжил он, организовало размещение заданий гособоронзаказа на 2012 год путем проведения торгов и запроса котировок на сумму 184,6 миллиарда (25,2 процента). Из них в Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники переданы 399 заданий на общую сумму 98,2 миллиарда (13,4 процента). Причем по результатам проведенных торгов уже заключено 32 государственных конт-ракта на 3,7 миллиарда рублей. Кроме того, планируется заключить 630 госконтрактов с единственными поставщиками (исполнителями) на общую сумму 156,9 миллиарда (21,4 процента), а в настоящее время заключено 32 таких контракта с единственными поставщиками (военной продукции) на сумму 10,6 миллиарда (6,8 процента от объема заданий с единственными поставщиками). ЧТО ДАЛЬШЕ? Военно-промышленная комиссия не добилась в 2011 году от ОСК прозрачности ценообразования на строительство и ремонт подлодок. В прошлом году вопросы реализации государственного оборонного заказа наиболее болезненно решались по линии Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщил первый заместитель министра обороны России Александр Сухоруков. «Здесь ни Минобороны, ни Военно-промышленная комиссия не могли добиться прозрачности ценообразования на строительство и ремонт подводных лодок. По данному направлению была сформирована межведомственная рабочая группа под руководством заместителя председателя правительства РФ, что способствовало подписанию контрактов по линии ОСК в ноябре 2011 года», – отметил он. бителей МиГ-29 индийских ВВС, в том числе восьми учебно-боевых МиГ29УБ, подписан в марте 2008 года. Его стоимость, по неофициальным данным, – около миллиарда долларов. Первый полет обновленного истребителя МиГ-29UPG состоялся 4 февраля 2011 года на аэродроме ЛИИ имени М. М. Громова. В октябре прошлого года на модернизированном истребителе МиГ-29UPG выполнил полет индийский летчик. Полет продолжался 1 час 30 минут и прошел без замечаний. По его словам, в минувшем году не выполнены ремонтные работы на трех атомных подводных лодках на судоремонтном заводе «Звезда» в поселке Большой Камень в Приморье. Вследствие невыполнения своих договорных обязательств не было осуществлено производство большого десантного корабля проекта 11711 прибалтийским заводом «Янтарь», самонаводящихся торпед предприятием «Дагдизель» в Каспийске, трех самолетов Су-27СМ, одного Су-34, одного Су-35, двух вертолетов «Ансат-У». Также не выполнены ремонтные работы на стратегическом бомбардировщике Ту-95МС, высотном самолете-перехватчике МиГ-31Б. Особое внимание замминистра обратил на несовершенную систему ценообразования и эффективность функционирования многоуровневой кооперации. В ОСК – это один из самых острых вопросов. ПОКУПАТЬ С ПОЛЬЗОЙ Россия и Италия в декабре прошлого года заключили контракт на сборку на совместном предприятии в Воронеже 60 бронеавтомобилей «Ивеко» итальянской разработки. Это поставка не машин, а комплектов, которые будут собираться на совместном предприятии на территории РФ в Воронеже. Четыре бронемашины этой модели ранее были поставлены в Россию. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 4 (421) 1–7 февраля 2012 года АРМИЯ ТЕМА других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами. При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий. Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федеГлАВнокоМАндующИИ В РоссИИ? Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому. Впервые после окончания Великой Отечерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят. Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункственной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Какими Вооруженными Силами командовал Начало на стр. 01 Виктор КОРЯКИН, доктор юридических наук, профессор Военного университета Минобороны России (Москва) Равиль ЗАГИДУЛИН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск) говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Следовательно, он как Главковерх и командует ВС России. ОЧЕВИДНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ. Исходя из указанных нормативных полоНапомним: в статье 87 Основного закона ются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше ха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают. Данное противоречие требует своего норформирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские мативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала). СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ Интересен вопрос: каковы истоки рассматПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вооруженные Силы Российской Федерации Центральные органы военного управления (Минобороны России) Виды ВС Виды Вооруженных Сил Тыл Вооруженных Сил Войска, не входящие в виды и рода войск ВС Рода войск Вооруженных Сил СВ СВ жений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1). Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаНОВОСТИ ЛИДЕР НА РОДИНЕ И ЗА РУБЕЖОМ Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (Королев, Московская область), созданная в январе 2002 года, за 10 лет превратилась в мощную, стабильно развивающуюся компанию, способную успешно конкурировать на мировых рынках вооружения. «Основной результат организаторской и экономической деятельности корпорации – последовательное наращивание поставок продукции военного назначения по линии как гособоронзаказа, так и экспорта. Если в 2004 году выручка холдинга составила 6,76 миллиарда рублей, то, по предварительным итогам 2011-го, этот показатель составит уже примерно 40 миллиардов рублей. То есть за восемь лет выручка выросла почти в шесть раз, – сообщил генеральный директор корпорации Борис Обносов. – В 2011 году прибыль корпорации выросла более чем на восемь процентов по сравнению с 2010-м. Выручка по головному предприятию по итогам прошедшего года – около девяти миллиардов рублей. По чистой прибыли корпорация рассчитывает выйти на уровень порядка 3,1 миллиарда рублей». Гендиректор отметил, что сегодня предприятиями корпорации заказчикам поставляется широкая номенклатура авиационного управляемого вооружения классов «воздух-воздух», «воздухповерхность», а также морского ракетного вооружения классов «корабль-корабль», «берег-корабль», других систем морского наступательного и оборонительного вооружения. «По итогам исследований мирового рынка вооружения, ежегодно публикуемых авторитетным журналом «Дефенс ньюс», корпорация в последние годы устойчиво входит в сотню мировых лидеров оборонных компаний. По итогам 2010 года ей в этом списке отведена 62-я строчка, – сказал глава корпорации. – Сегодня ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» объединяет 19 ведущих предприятий ОПК России. Интегрированная структура реализовалась как компания нового типа, сумевшая не только сохранить имеющиеся на каждом предприятии технологии, но и развить их на основе общих корпоративных целей, направленных на решение государственных задач». Борис Обносов напомнил, что процесс объединения проходил в несколько этапов. Наиболее сложным был второй этап, когда в корпорацию вошло сразу восемь предприятий, в том числе такие известные, как ГосМКБ «Вымпел», ГосМКБ «Радуга», ГНПП «Регион». Каждое из них до этого выполняло роль головного в своем направлении: «Вымпел» – по управляемым ракетам «воздухвоздух», «Радуга» – по ракетам «воздух-поверхность» и морским ракетным комплексам, «Регион» – по созданию уникальных видов подводного оружия и по управляемым авиабомбам. Сегодня эти предприятия вместе с головным предприятием корпорации работают как системообразующие, обеспечивающие поставку основной финальной продукции. Корпорация участвует в военно-техническом сотрудничестве с десятками стран. «На долю экспорта приходится около 40 процентов продаж. Хотя его доля в относительных величинах понизилась, в абсолютном выражении экспорт растет. По сравнению с 2004–2005 годами его объемы выросли почти в полтора раза», – проинформировал генеральный директор корпорации. С февраля 2005 года корпорацией оформлено право на осуществление самостоятельной внешнеторговой деятельности, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции. «Заказчику мы предлагаем пакет услуг в этой области, включая поставки запчастей, ремонт, обслуживание продукции военного назначения, обучение персонала, эксплуатирующего наши образцы вооружения. Более того, компания в рамках военно-технического сотрудничества идет на создание совместных предприятий и лицензионный выпуск своей продукции на территории других стран», – сообщил гендиректор. По его словам, российское вооружение занимает высокие позиции в мире по критерию «цена – качество»: «Многие образцы отечественного управляемого вооружения не отстают от западных аналогов, а зачастую и превосходят их по эксплуатационной надежности и эффективности применения. При этом наши цены процентов на 10–15 ниже мировых… Несмотря на усложнившуюся международную обстановку в регионах традиционных российских рынков, корпорация располагает неплохими перспективами развития военнотехнического сотрудничества с рядом зарубежных стран… С каждым годом усиливается направление работ в рамках предоставленного права на внешнеторговую деятельность. Создание новой продукции военного назначения, несомненно, усилит экспортный потенциал корпорации. В настоящее время экономическое состояние объединенной корпорации «Тактическое ракетное вооружение» может быть оценено как режим устойчивого сбалансированного развития». Корпорация завершает испытания новейших систем управляемого высокоточного авиационного и морского вооружения, заявил Борис Обносов: «Полтора десятка новейших разработок авиационного и морского высокоточного оружия находится на завершающей стадии создания. Большая часть из них заканчивает испытания и готовится к серийному производству». Он отметил, что обновляются практически все авиационные средства поражения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», модернизируются противокорабельные комплексы. «В ближайших планах компании, кроме традиционной продукции, – создание и производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Целая серия малогабаритных разведывательных аппаратов демонстрировалась корпорацией на авиасалоне «МАКС-2011», – сказал гендиректор и добавил, что ряд предприятий корпорации не первый год ведет работы, связанные с тематикой БПЛА. Так, Смоленский авиационный завод является производителем дистанционно пилотируемых летательных аппаратов «Пчела». На «Горизонте» проводятся работы по созданию наземных комплексов БПЛА. В научно-производственной деятельности АНПП «ТЕМП-АВИА» направление разработки информационно-измерительных систем и систем управления для беспилотников занимает одно из ведущих мест. ВВС ВМФ РВСН ВДВ ВВКО ВМФ РВСН Объединения Соединения Воинские части Организации Рис. 1. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и система управления ими (действующая модель) ПВО ВВС Пограничные округа Отдельные соединения Специальные части Учебные заведения Соединения, части и подразделения, не входящие в округа Учебные заведения Рис. 2. Состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими (советская модель) Внутренних войск Округа Тыл ВС не входящие в виды ВС Войска, Советская армия и Военно-морской флот Министерство обороны СССР риваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне? те 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяГлавковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск». Система управления Вооруженными Силами СССР включала: – органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР; – органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР; – органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР. Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР. Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2). Сравнение современной (рис. 1) и советЧеМ коМАндует ВеРхоВныИ лялись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками. По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период. Однако на практике все получилось иначе. 04 Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой . На основе Советской армии и Военноморского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1). Как показало дальнейшее развитие собыской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые явтий, указанная множественность и раздробленность структуры военной организации государства отнюдь не способствовали укреплению обороноспособности страны, создали существенные трудности в государственном управлении военным строительством. В частности, это нашло выражение в той проблеме, о которой идет речь в данном материале: юридически статус президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сегодня только на одну государственную военную организацию – ВооруПРЕЗИДЕНТ СССР – ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ СССР Вооруженные Силы СССР Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР Пограничные войска государственной безопасности СССР ГУ ПВ Комитет Внутренние войска Министерство внутренних дел СССР ГК ВВ Коллаж Андрея СЕДЫХ rokko.s36.ru
Стр.4
05 Таблица 1 Войска, воинские формирования и органы, созданные в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века №№ пп 1 2 Наименование Вооруженные Силы Российской Федерации Пограничные войска (позднее – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России) 3 Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) 4 5 Железнодорожные войска Российской Федерации Войска гражданской обороны Правовая основа создания и деятельности Указ президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» Указ президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» 6 Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) 7 8 9 10 Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП) 11 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» Указ президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ президента Российской Федерации» Указ президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» женные Силы РФ, поскольку иные военные структуры в их состав не входят. Нельзя не отметить и того обстоятельства, Выполняет функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации При Спецстрое России созданы и функционируют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования что до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами. Следует заметить, что указанная проблема ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову). Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы? В целях преодоления рассмотренного в ставится не впервые. Еще почти десять лет назад делались попытки ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Российской Федерации» разработан и внесен в Государственную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программу законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Однако после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с дальнейшего рассмотрения (протокол заседания Совета Государственной думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пункта 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации». ПРЕДЛАГАЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя. В связи с этим в целях устранения имеющепервой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2). Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве гося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами». В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской Таблица 2 Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь П. 1 ст. 4 федерального закона «Об обороне»: Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Абз. 1 закона Республики Беларусь «Об обороне»: Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь Армия и Военно-морской флот Минобороны России Пограничная служба ФСБ России Внутренние войска МВД России Рис. 3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и система управления ими (перспективная модель) флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами. К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3). тура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации». Исходя из положения федерального заПредназначение, основные задачи, струкФПС России упразднена с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе создана Пограничная служба ФСБ России ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе создана Служба специальной связи и информации в составе ФСО России Железнодорожные войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС России Примечания АРМИЯ кона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России. Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министр обороны Российской Федерации – первый заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Вооруженные Силы Российской Федерации Генеральный штаб Вооруженных Сил (начальник Генерального штаба – заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами) Корпорация решает задачу кардинальной перестройки системы наземных и летных испытаний, сообщил первый заместитель генерального директора корпорации – заместитель по НИОКР Владимир Ярмолюк: «Современные задачи требуют кардинальной перестройки систем наземных и летных испытаний. Наряду с реконструкцией и перевооружением лабораторий и стендов ГосМКБ «Вымпел» и ГосМКБ «Радуга» на головном предприятии завершаются создание и комплектация нового корпоративного лабораторно-конструкторского комплекса, оснащаемого стендами наземных испытаний нового поколения». Он отметил, в частности, что речь идет о новом комплексе полунатурного моделирования, который обеспечит создание перспективных изделий с различными типами систем наведения и в широком диапазоне частотных характеристик головок самонаведения. Лабораторно-конструкторский комплекс будет включать ряд лабораторий, в том числе для отработки инерциальных систем и систем автоматики, а также для контроля аэросервоупругости (устойчивости с учетом вибраций) и др. По словам представителя корпорации, создаваемый комплекс оснащается отечественным оборудованием, которое по своим характеристикам не уступает западным образцам. В частности, испытательные стенды обладают высокой динамикой и позиционной точностью. Безэховая камера оснащена современными поглощающими материалами, обеспечивающими высокий уровень показателей радиогерметичности. «Ввод в строй таких ключевых объектов, как Лабораторно-конструкторский комплекс и Центр летных испытаний, кардинальным образом изменят в положительную сторону инженерно-конструкторский потенциал корпорации», – подчеркнул Владимир Ярмолюк. По сути речь идет о создании корпоративного распределенного инженерного конструкторско-технологического центра нового типа. Основой его станет завершаемый Лабораторно-конструкторский комплекс, который будет связан с конструкторскими бюро и технологическими службами предприятий, а также Центром летных испытаний и специальными полигонами. Специализированные испытательные лаборатории и комплексы войдут в единую локальную информационную сеть, которая обеспечит параллельную обработку многоплановой информации. В целом инновации направлены на решение следующих задач: создание эффективного тактического управляемого ракетного оружия для нужд Минобороны РФ, сохранение и укрепление конкурентных позиций на рынках вооружения, завоевание новых сегментов, обеспечение высокой рентабельности производства, улучшение условий труда и повышение качества жизни персонала. «Актуальной остается задача технического перевооружения производственной базы, создания современных, принципиально новых технологических линий, обеспечивающих реализацию перспективных конструкторских решений, снижения производственных издержек и повышения качества производимой продукции», – сказал Ярмолюк и добавил, что сегодня в корпорации реализуются десятки технологических инновационных проектов. В частности, на базе ЦКБА создается системный дизайн-центр, разрабатываются и внедряются новые критичные технологии в области микроволновой фотоники, СВЧ-сверхширокополосных цифровых приемных модулей, изготовлении плат и модулей микроэлектронных устройств. На базе УПКБ «Деталь» создаются радиоэлектронные системы и изделия нового типа, обладающие принципиально новыми функциональными качествами по сравнению с традиционной радиовысотомерной техникой. На базе «Салюта» внедряются новые технологии сварки высокопрочных легированных сталей, титана, нержавеющей стали, изготовления стальных бесшовных цилиндров прогрессивным методом раскатки и др. Су-35С: ПОКАЗАТЕЛИ ОТЛИЧНЫЕ Компания «Сухой» приступила к летным испытаниям третьего серийного многофункционального истребителя Су-35С, который в конце января поднялся в воздух с аэродрома КнААПО (входит в «Сухой»). В течение более двух часов отрабатывались разные режимы работы силовой установки и комплексной системы управления, проверялись характеристики устойчивости и управляемости. Замечаний к работе двигателей, систем и оборудования нет. Пилотировал самолет летчик-испытатель Тарас Арцебарский. В рамках программы летных испытаний на истребителях Су-35 к настоящему моменту выполнено более 400 полетов. Самолеты Су-35-1/2 предъявлены в 929-й Государственный летноиспытательный центр (ГЛИЦ) на государственные совместные испытания (ГСИ) и с 15 августа 2011 года приступили к выполнению согласованной программы. Одновременно к ней подключен первый серийный Су-35С-1. На Су-35-1/2 прошли предварительные летные испытания, в ходе которых полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч, на высоте – 2400 км/ч, потолок – 18 000 М, дальность обнаружения целей в режиме «воздух-воздух» – свыше 400 километров. Эти показатели существенно превышают аналогичные характеристики стоящих на вооружении самолетов. Бортовая ОЛС Су-35 позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 километров. Комплекс готов к прохождению испытаний на боевое применение. Су-35 – глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии 5-го поколения, обеспечивающие превосходство над аналогами. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационноуправляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей, с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение 30 и атака восьми воздушных целей, а также сопровождение четырех и атака двух наземных целей), новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5