Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №2 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268285
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №2 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268285 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 (419) 18– 24 января 2012 года выходит по средам СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРО НЕ СОСТОЯЛОСЬ Потому что Москва – партнер, а не союзник Вашингтона ТЕМА Валерий СТОУНОВ Редакция газеты «ВПК» поздравляет коллектив одного из столпов российского оборонно-промышленного комплекса – ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и лично генерального директора акционерного общества Бориса Викторовича Обносова с юбилейной датой – десятилетием образования объединенной компании. <...> Возможен также один старт ракеты «Протон-М» с тремя навигационными КА «Глонасс-М». <...> Пилотируемая программа выполняется с первой площадки ракетами-носителями «Союз-ФГ» и «Союз-У». <...> 03 РАЗРАбАТЫВАЮщЕМУ И ВЫПУСКАЮщЕМУ ХОЛДИНГУ, ЗАМЕНА «АЛЬбАТРОСАМ» Новые учебно-боевые самолеты (УбС) получат ВВС России в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года. <...> Это станет продолжением реализации масштабной программы по замене авиапарка учебных машин частей ВВС с учебно-тренировочных L-39 «Альбатрос» чешского производства на отечественные. <...> В конце декабря 2011 года главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин подписал соответствующий акт. <...> Поставки огнеметов и тренажеров для обучения экипажей их эксплуатации осуществятся в войска радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты в рамках гособоронзаказа. <...> В состав ее вооружения входят торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты большой дальности (КР БД) «Гранат» с радиусом применения 3200 километров. <...> Из-за ограничений международных соглашений по режиму контроля и нераспространения ракетных технологий передаваемая Индии АПЛ не может быть оборудована КР БД. <...> Поэтому вместо КР «Гранат» подлодка оснащается ракетным комплексом «Клаб-С» с дальностью поражения целей 300 километров. <...> В настоящее время в строю ВВС этой страны имеется пять истребителей типа Су-27СК и пять типа Су-30МК. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ № 2 (419) 18 –24 января 2012 года ГЕОПОЛИТИКА 02 МОНИТОРИНГ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ <...>
Военно-промышленный_курьер_№2_2012.pdf
№ 2 (419) 18– 24 января 2012 года выходит по средам СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРО НЕ СОСТОЯЛОСЬ Потому что Москва – партнер, а не союзник Вашингтона ТЕМА Валерий СТОУНОВ Редакция газеты «ВПК» поздравляет коллектив одного из столпов российского оборонно-промышленного комплекса – ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и лично генерального директора акционерного общества Бориса Викторовича Обносова с юбилейной датой – десятилетием образования объединенной компании. ПОРАЗЯТ В НЕБЕСАХ, НА ЗЕМЛЕ И НА МОРЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛАВНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОРТ тонов» с иностранными телекоммуникационными спутниками. В пусковых манифестах Центра имени Хруничева находятся спутники Sirius FM-6, YahSat 1B, Intelsat 23, Nimiq 6, SES-5, EchoStar 16, Satmex 8, SkyTerra 2, Astra-2F, Anik G1. Для ракеты-носителя «Зенит» запланирован только один пуск. Предполагается, что в декабре этой РН будет выведен израильский телекоммуникационный спутник АМОС-4. В прошлом году с космодрома Байконур осуществлены 24 космических пуска. Россия арендует Байконур у Казахстана. Ежегодная арендная плата, по неофициальной информации, составляет порядка 115 миллионов долларов. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Возможен ли вооруженный конфликт между Ираном и коалицией западных держав во главе с США в Ормузском проливе? ДА 53% НЕТ 43% ведение четырех запусков российских спутников – «Канопус-В», «Бион-М», «Метеор-М» и «Ресурс-П» и двух (иностранных заказчиков) – ИСЗ MetOp-B и Globalstar-2. Как и все предыдущие годы, напряженный график пусков разработан и для ракет-носителей «Протон». Они выведут на орбиту российские спутники связи «Экспресс-МД2» (в паре с индонезийским Telkom-3), «Экспресс-АМ5» и кластер из ретранслятора «Луч-5Б» и связного «Ямал-300К». Возможен также один старт ракеты «Протон-М» с тремя навигационными КА «Глонасс-М». Данное событие состоится в том случае, если этого потребует состояние российской КРНС «ГЛОНАСС». Намечено проведение нескольких пусков «Проней запланированной величины (31) вряд ли удастся достичь, хотя нагрузка в этом сегменте космических услуг останется максимальной. На Россию традиционно ложится основная ответственность за бесперебойное снабжение Международной космической станции и замену экипажей. По программе в этом году планируется провести четыре пилотируемых запуска кораблей «Союз ТМА-М» и четыре – грузовых аппаратов «Прогресс». Пилотируемая программа выполняется с первой площадки ракетами-носителями «Союз-ФГ» и «Союз-У». Вместе с российскими космонавтами с Байконура будут стартовать астронавты других стран – участниц проекта МКС, а также доставляться их грузы. Для ракет «Союз» намечено дополнительно проствить порядка трех десятков космических запусков. Это позволит нашему космодрому сохранить мировое лидерство в неофициальном рейтинге операторов услуг выведения на орбиту. Тем не менее некоторые эксперты считают, что верхС Байконура в нынешнем году намечено осущеГОД 2011-й: КРИЗИСЫ, РЕВОЛЮЦИИ, УГРОЗЫ, ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ директор Московского центра Карнеги Какие события, произошедшие в минувшем году, несомненно, войдут в мировую историю? Наметились в нем тенденции, которые в решающей степени будут влиять на обстановку на планете? бЬЕМ РЕКОРДЫ В 2012 году Россия намерена осуществить до 36 пусков ракет-носителей с космодромов байконур и Плесецк, не учитывая программы «Морской старт» и российскоевропейский проект «Союз» в Куру. Пять стартов приходится на северный космодром. Запланировано около 15 пусков ракет-носителей (РН) «Протон-М», по пять – «СоюзФГ» и «Союз-У», четыре – «Союз-2.1б», три – «Рокот», два – «Союз-2.1а», по одному – «Зенит» и «Союз-2.1в». Из них в первом квартале – пуски шести ракет «Протон-М», двух РН «Союз-ФГ» и по одному – «Союз-У», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б» и «Рокот». На второй квартал наНЕ ЗНАЮ 4% мечены первый пуск легкой РН «Союз-2.1в», а также трех «Протон-М» и по одной – «Союз-ФГ», «Союз-У», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б». В третьем квартале – три «Протон-М», по два – «Рокот» и «Союз-2.1б», а также по одному – «СоюзФГ» и «Союз-У». ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ СОХРАНЯЯ В четвертом – три «Протон-М», два «Союз-У», по одному – «Союз-ФГ» и «Зенит». Россия в 2011 году побила рекорды последнего десятилетия, осуществив 35 пусков РН, в том числе восемь с космодромов Плесецк и пусковой базы Домбаровский, а также с европейского космодрома Куру в Южной Америке (2) и по международной программе «Морской старт» (1). Основной космический «извозчик», РН «Протон-М» – новый модернизированный вариант носителя. В основном конструкция осталась прежней, но серьезные изменения претерпела система управления (СУ). СУ была полностью заменена на вариант с применением бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). Помимо этого улучшение массовых характеристик РН было достигнуто благодаря разгонному блоку «Бриз-М» трех модификаций. Дмитрий ТРЕНИН, ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ, 10ЛЕТ Продолжение на стр. 03 РАЗРАбАТЫВАЮщЕМУ И ВЫПУСКАЮщЕМУ ХОЛДИНГУ, ЗАМЕНА «АЛЬбАТРОСАМ» Новые учебно-боевые самолеты (УбС) получат ВВС России в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года. В конце 2011-го МО РФ подписало контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на закупку 55 УБС Як-130. Это станет продолжением реализации масштабной программы по замене авиапарка учебных машин частей ВВС с учебно-тренировочных L-39 «Альбатрос» чешского производства на отечественные. Як-130 – двухместный реактивный УБС нового поколения, предназначенный для обучения и боевой подготовки летного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета, что позволит решить задачу обучения пилотов для самолетов поколений «4+» и пятого. Кроме того, он неприхотлив к условиям базирования и способен, в частности, садиться на неподготовленные площадки. ШТУРМОВИК СДАЕТ ЭКЗАМЕНЫ В Военно-воздушных силах РФ успешно завершился первый этап государственных испытаний самолета Су-25УБМ (учебно-боевой модернизированный). В конце декабря 2011 года главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин подписал соответствующий акт. На данном этапе полностью завершены летные испытания новой машины. В текущем году Государственный летный испытательный центр им. Чкалова (город Ахтубинск) продолжит работу с Су-25УБМ. Будут поверены боевые возможности нового прицельно02 СУДЫ ОЖИДАЕТ НОВОЕ НАШЕСТВИЕ ОТСТАВНИКОВ о пенсионном обеспечении военнослужащих 05 О недостатках нового закона КОРАН В ПОМОЩЬ? воинов-мусульман в российских войсках Размышления о воспитании 09 навигационного комплекса, в состав которого входят система обработки и отображения информации, элементы навигационной системы ГЛОНАСС, ближней навигации, станция радиотехнической разведки и ряд других систем. Су-25УБМ предназначен для замены устаревших учебно-боевых самолетов Су-25УБ. По своим боевым возможностям он будет соответствовать модернизированному штурмовику Су-25СМ. Су-25УБМ способен выполнять задачи в любое время суток, применять высокоточное оружие за пределами действия средств ПВО противника. ТЕХНИКА ДЛЯ «ХИМИКОВ» Российские Вооруженные Силы в этом году получат модернизированные тяжелые огнеметные системы ТОС-1А. Поставки огнеметов и тренажеров для обучения экипажей их эксплуатации осуществятся в войска радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты в рамках гособоронзаказа. Будут также поставлены воздушные комплексы радиационной разведки и наземные вычислительные комплексы, автоматизированные системы учета и контроля радиоактивных веществ и отходов, фильтры-поглотители и индикаторные трубки. Данную технику планируется направить в отдельные бригады РХБ защиты, формирование которых проведено в минувшем году. Кроме того, намечена модернизация более 20 разведывательных химических машин. Читайте материал на стр. 08 ПРИБЫЛЬНЫЕ АУКЦИОНЫ Минобороны РФ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Многоцелевая атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» будет передана в лизинг ВМС Индии 19 января. Все необходимые документы по долгосрочной аренде субмарины сторонами подписаны, приемосдаточная комиссия завершила работу. В день официальной церемонии на АПЛ поднимется индийский флаг, а с рубки спадет занавес, скрывающий новое название субмарины – «Чакра». С момента поднятия флага АПЛ управляется исключительно индийским экипажем, без участия российских специалистов. Согласно контракту, стоимость которого – 650 миллионов долларов, Россия передает АПЛ Индии в лизинг сроком на 10 лет. «Нерпа» должна была поступить на вооружение индийских ВМС в 2008-м. Однако в ноябре того же года во время испытаний из-за несанкционированного включения автоматической системы пожаротушения на подлодке погибли 20 человек, что привело к пересмотру сроков передачи. В индийских ВМС подлодка получит название «Чакра» – в честь первой АПЛ, которую Советский Союз в 1988 году передал Индии в лизинг на три года. Российская «Нерпа» относится к подлодкам третьего поколения. В состав ее вооружения входят торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты большой дальности (КР БД) «Гранат» с радиусом применения 3200 километров. Из-за ограничений международных соглашений по режиму контроля и нераспространения ракетных технологий передаваемая Индии АПЛ не может быть оборудована КР БД. Поэтому вместо КР «Гранат» подлодка оснащается ракетным комплексом «Клаб-С» с дальностью поражения целей 300 километров. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 передало в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность более шести тысяч объектов жилого фонда и жилищно-коммунального назначения. В частности, в 2011 году Департаментом имущественных отношений переданы 201 объект социально-культурного назначения (112 детских садов, 89 домов офицеров) и 5017 объектов жилого фонда. В прошлом году ведомство также провело 43 аукциона по реализации недвижимого имущества, в которых приняли участие более 100 физических и юридических лиц. Стартовая стоимость всех реализованных лотов составила 4,15 миллиарда рублей, тогда как окончательная цена реализации недвижимого имущества, сложившаяся в результате аукционов, – 4,7 миллиарда. Объекты социальнокультурного назначения передаются в муниципальную собственность при условии подписания муниципальными образованиями соглашения о сохранении функций по культурному обслуживанию и оказанию медицинских услуг военнослужащим, членам их семей и ветеранам военной службы. ЗАКАЗ ДЖАКАРТЫ Республика Индонезия закупила у России шесть самолетов Су-30МК2 на сумму 470 миллионов долларов с поставкой в 2013 году. По имеющимся данным, соответствующий контракт индонезийское Минобороны и компания «Рособоронэкспорт» подписали 30 декабря 2011-го. В настоящее время в строю ВВС этой страны имеется пять истребителей типа Су-27СК и пять типа Су-30МК. Индонезийцы планируют разместить одну истребительную эскадрилью на авиабазе «Хасануддин» в городе Макассаре. Россия недавно завершила выполнение контракта стоимостью 300 миллионов долларов, заключенного в 2007 году, на поставку Джакарте трех истребителей Су-30МК2 и трех Су-27СКМ в дополнение к имеющимся у нее двум Су-27СК и двум Су-30МК, приобретенным в 2003-м. Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 2 (419) 18 –24 января 2012 года АРМИЯ АКЦЕНТ основа повышения эффективности сотрудничества России и США по вопросам евроПРО, противодействия ядерному терроризму и другим глобальным угрозам». Однако в предыдущих публикациях, к сожалению, не удалось поместить ряд весьма интересных выступлений, прозвучавших в ходе состоявшейся дискуссии. Они размещены в этом номере «ВПК». Напоминаем, что форум был проведен Клубом военачальников Российской Федерации и группой «Эльба» (общественной организацией, членами которой являются отставные военные деятели РФ и США) и состоялся незадолго до известного заявления президента Дмитрия Медведева о шагах, предпринимаемых РФ в связи с развертыванием американской противоракетной обороны. ОТВЕТ БУДЕТ АДЕКВАТНЫЙ Николай СОЛОВЦОВ, генерал-полковник, в 2001–2009 годах – командующий РВСН В перевооружение армии государство всегда вкладывало немалые средства, особенно в Ракетные войска стратегического назначения. В связи с этим часто приходится слышать такое суждение: «Не лучше ли пустить эти миллионы и миллиарды рублей на социально-экономическое развитие регионов? Построить дороги, провести в деревни газ, а в некоторые и электричество...» Нет. Мы вынуждены укреплять оборону нашей страны. ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Вся обстановка периода холодной войны, трагедия развала Советского Союза и последующее за ним непростое двадцатилетие – все это говорит о том, что заниматься обороной Российской Федерации надо крайне серьезно. С момента своего образования, то есть с конца 50-х годов прошлого века РВСН были, есть и будут оставаться главной составляющей стратегических ядерных сил России. Но из шести ракетных армий сегодня мы сохранили только 12 дивизий. Руководствуясь договорами с Соединенными Штатами Америки, Россия сознательно ликвидировала ракеты средней дальности. Серьезные шаги в области разоружения были сделаны и Соединенными Штатами Америки. Но нынешнее размещение элементов противоракетной обороны в Европе приведет к разрушению всей системы международной безопасности. Что бы ни говорила американская сторона, что бы ни заявляли политики, мы, военные, понимаем: ракета, стоящая в шахте или на мобильной пусковой установке, всегда имеет свои цели. Напомню, если бы не решение Вашингтона выйти из Договора по ПРО 1972 года, сегодня в России уже не было бы тяжелых межконтинентальных баллистических ракет «Сатана». В соответствии с Договором СНВ-2 мы действительно были готовы залить шестиметровым слоем бетона все шахты тяжелых МБР. Следствием определенной позиции США стало и решение российской стороны о модернизации мобильной группировки в Ракетных войсках стратегического назначения. Россия поставила на боевое дежурство модернизированный «Тополь-М», с которым ознакомились и Владимир Владимирович Путин, когда занимал пост президента, и ныне действующий президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Запись этих посещений частей РВСН транслировалась на весь мир, демонстрируя вполне очевидную позицию руководства России: если американская сторона совершенствует свое оружие, то и российская будет заниматься тем же. Соответственно если Соединенные Штаты продолжают разворачивать систему ПРО, то и Россия увеличит количество боевых ракетных комплексов. И не только в РВСН, но и в Военно-морском флоте, Военно-воздушных силах, как бы это ни ударило по бюджету нашей страны. И еще один пример конкретной ситуации, возникшей из-за дефицита доверия между двумя государствами. В Козельске дислоцируется дивизия РВСН, оснащенная стационарными ракетными НОВОСТИ НОВАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ США Президент Соединенных Штатов Барак Обама заявил, что расходы на оборону будут существенно сокращены, но вооруженные силы его страны останутся самыми мощными на планете. «Наша армия станет более компактной, однако миру нужно учитывать, что мы сохраним наше военное превосходство», – сказал американский президент. «В ходе выступления в Пентагоне Обама сообщил о принципах новой военной стратегии, влияние на которую оказали три фактора: завершение продлившихся около десяти лет войн в Ираке и Афганистане, финансовый кризис (из-за него расходы на оборону за ближайшие годы требуется сократить на сотни миллиардов долларов), а также растущая военная угроза со стороны Ирана и Китая», – пишет газета «Нью-Йорк таймс». «Существует еще и четвертый фактор, о нем на брифинге никто не говорил: речь идет о стремлении Обамы добиться переизбрания президентом США, а также о попытках республиканцев изобразить его человеком, чрезмерно сокращающим бюджет Пентагона и неспособным занять жесткую позицию в отношении Ирана», – говорится в статье. Из выступления Барака Обамы следует, что приоритетом для армии США в будущем станут действия в Азии, а также на Ближнем Востоке. «Нью-Йорк таймс» подчеркивает: в 2010 году Обама говорил, что американская армия должна быть в состоянии вести одновременно войны против двух в полной мере боеспособных государств. Теперь же его взгляды на этот вопрос несколько изменились: президент заявил, что в будущем США должны быть в состоянии вести одну полномасштабную войну, одновременно принимая меры, чтобы так или иначе воспрепятствовать боевым действиям на другом фронте. ВИНТОКРЫЛЫ-БЕСПИЛОТНИКИ ВСТАюТ В СТРОЙ В ближайшее время на вооружение армии США поступят беспилотные летательные аппараты (БПЛА) вертолетного типа. Они позволят значительно расширить область применения БПЛА. Беспилотные вертолеты имеют важные преимущества перед беспилотниками самолетного типа, в частности выполняют взлет и посадку без дополнительного оборудования. Одним из первых на вооружение ВС США может быть принята разработка компании «Боинг» – беспилотный вертолет «Хаммингберд». Помимо того что для его запуска не требуется взлетно-посадочная полоса, вертолет, как и его пилотируемый вариант, способен подолгу зависать в воздухе на одном месте. Основное предназначение БПЛА «Хаммингберд» – слежение одновременно за несколькими объектами на земле. Для этого он оборудован цветной цифровой камерой с разрешением 1,8 гигапикселя – одной из лучших в своем роде на сегодня. Камера позволяет получать высокоточные изображения, в 900 раз превышающие по качеству снимки, выполненные двухмегапиксельной системой, которой оснащены многие мобильные телефоны. Кроме того, она передает оператору вертолета видеокартинку в реальном времени частотой десять кадров «Военно-промышленный курьер» уже знакомил читателей (см. №№ 49 и 50 за 2011 год) с мнениями участников форума «Меры по укреплению взаимного доверия – СЛЕДУЮЩИЙ ВИТОК – В КОСМОСЕ Владимир БАЙКИН, генерал-майор, референт командующего ВКО Если Соединенные Штаты ЕСТЬ ЛИ СХОДСТВО продолжат строить свою политику в области ПРО таким образом, то следующий этап обострения российско-американских отношений произойдет уже в области противокосмической обороны. История развивается по спирали. При нынешнем ходе событий мы непременно вернемся в те времена, когда перед Советским Союзом и США во всей остроте встали вопросы противокосмической обороны. Речь идет не о встрече с инопланетянами, а о столкновении в околоземС ПЯТИДЕСЯТЫМИ ГОДАМИ ХХ ВЕКА? комплексами. Согласно договоренностям она в числе прочих соединений подлежала ликвидации. Но в послании Федеральному собранию президент России сообщил, что решено ее не расформировывать. Фактически это решение стало ответом на вполне определенные шаги американцев – и в космосе, и в других областях. ЖЕСТКИЙ ПРИНЦИП Если ситуация не изменится, все и дальше пойдет такими темпами, не исключено, что российское военно-политическое руководство возьмется за восстановление ракетных дивизий – тех самых, которые мы сняли с боевого дежурства, но сохранив шахты и инфраструктуру. И сделали мы это только потому, что последовали примеру американцев: снимая с боевого дежурства МБР МХ, они сохранили всю инфраструктуру. Я лично был на этой пусковой установке и задал американскому генералу вопрос: «Сколько нужно времени, чтобы снова поставить в шахту эту ракету?». Поколебавшись, он ответил: «Около двадцати суток». Таким образом, по крайней мере на этой базе американцы сохранили свой возвратный потенциал. Россия шла по другому пути. За американские деньги мы действительно все взрывали, уничтожали, резали. В том числе и ракеты, которые могли бы еще использоваться по назначению. Сейчас ситуация изменилась. Будем смотреть правде в глаза: если Соединенные Штаты Америки продолжат размещать элементы стратегической противоракетной обороны вблизи российских границ, мы будем вынуждены дать адекватный ответ, как бы нас ни заверяли в том, что ракеты, расположенные в Польше и других государствах, не будут нацелены на Россию. До сих пор российская сторона не получила ответ и на вопрос, о каких ракетах идет речь. И я как военный, и мои коллеги относимся к этому однозначно: доверие доверием, но мы должны знать, какое оружие будет стоять у наших границ. А если речь идет об оружии первого удара? Мы все прекрасно понимаем, что переделать противоракету на ракету первого удара с подлетным временем всего в несколько минут очень просто. И еще важный момент. Мы все время говорим о двух странах – России и Соединенных Штатах. Но существуют еще и Англия, Франция, Китай... Ракеты средней дальности сегодня есть у целого ряда государств. Не исключено, что в ближайшее время в «ядерный клуб» вступят новые члены. Таким образом, вопрос «Что делать?» действительно стоит достаточно серьезно. Ответ прост: нам придется снова наращивать свой ракетно-ядерный потенциал, как бы ни ударило это по бюджету нашей страны. Мы должны разрабатывать дорогостоящие системы вооружения, способные пробить любую противоракетную оборону. Это жесткий принцип. МАЛО ПРОСТО ОБЩАТЬСЯ Военные – «государевы люди». Если я, будучи командующим Ракетными войсками стратегического назначения, получил бы приказ на применение МБР, я бы его выполнил. Зная, как никто другой, все о его последствиях, о том, что это значит для нашей планеты. И я глубоко убежден, что этот приказ выполнил бы и американский командующий, какими бы доверительными ни были наши личные отношения. В этой связи очень хотелось, чтобы возможная «перезагрузка» в отношениях двух великих государств, двух великих народов, на которые смотрит весь мир, дала реальные результаты. Для этого мы должны принимать к рассмотрению любые предложения – и те, которые могут быть реализованы сегодня, и те, приступить к которым можно только в будущем. Нужно учитывать все нюансы на этом пути. Такова ныне наша главная задача, задача людей, коПРОТИВОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ УГРОЗЕ – ПОКА ЕДИНСТВЕННОЕ ПОЛЕ, НА КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОСКВЫ И ВАШИНГТОНА торые уже пожили на этой Земле и которые когдато несли высочайшую степень ответственности за обороноспособность своих государств. Сегодня, понимая, к чему все идет, мы вынуждены заниматься проблемами, которым посвятили всю свою жизнь. Наша задача – и российской, и американской сторон – не просто общаться, не просто высказывать искреннюю, глубокую озабоченность относительно сложившейся международной обстановки. Мы обязаны донести эту озабоченность до политического руководства своих стран. ВОЕННЫЕ СМОГЛИ БЫ ДОГОВОРИТЬСЯ Юрий ЯКУБОВ, генерал армии, в 1999–2006 годах – командующий войсками Дальневосточного военного округа «Перезагрузка» в доверительных отношениях между Россией и США сегодня действительно пробуксовывает. Слишком серьезные бреши зияют в этом доверии: Югославия, Ирак, Ливия, Сирия. Я был лично знаком с военачальниками, возглавлявшими Тихоокеанское командование американских вооруженных сил, встречался с главнокомандующими вооруженными силами Южной Кореи, Японии. Поддерживаю моих коллег, которые говорят о важности личного общения между военными, о человеческом факторе. Могу с уверенностью сказать: сердце любого из этих главкомов екнет, когда он будет нажимать на кнопку. Что же делать? Один из американских главкомов предложил собрать всех военных Тихоокеанского региона, чтобы детально поговорить о безопасности, о возможном взаимодействии и других важных вопросах, которые касаются именно нас, военных. Проходят же экономические саммиты? Не думаю, однако, что политики допустят подобную встречу. Хотя, смею надеяться, мы, военные, смогли бы быстро договориться. Очень важно налаживать общение именно на уровне высших штабов, а не просто на уровне сержантов. Только что наши сержанты ездили в Америку, на Аляску для того, чтобы показать свои физические возможности, а американские сержанты приезжали к нам на Дальний Восток. Выражаю надежду, что сегодняшний «круглый стол» станет началом общественного диалога, который в перспективе поможет разрешить все острые вопросы, которые стоят сейчас перед Америкой и Россией вообще и перед военными в частности. Это вопросы изучения друг друга и повышения доверия в будущем. ном пространстве двух ядерных держав, что гораздо страшнее. Пусть даже одно из этих государств будет слабее, а другое – сильнее. И это притом что наши страны не единственные, занимающиеся развитием космоса. Люди мы военные и прекрасно понимаем: чтобы на поле боя ослабить группировку противника, надо вывести из строя связь, аппараты, которые занимаются управлением и разведкой. Конечно, между нами должно быть больше открытости. Если уж два государства отвечают за судьбы планеты, на которой живут семь миллиардов человек, наверное, надо принять меры к развитию диалога, к поискам точек соприкосновения, чтобы не привести мир к новому витку гонки вооружений. К сожалению, пока, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, согласия между нами нет. И результат этого, как известно, будет один – впустую растраченные усилия. Посмотрите, сколько мусора сейчас в космосе. Сколько, к примеру, осколков разлетелось после испытания китайцами противоракеты. Какую опасность это представляет для международной космической станции, сколько сил тратится на предупреждение возможного столкновения. Практически каждый день, каждую секунду мы держим этот вопрос на повестке дня и находим точки соприкосновения. Опыт совместной работы у нас имеется. Достаточно вспомнить «проблему 2000» – переход из одного тысячелетия в другое. Тогда мы показали блестящий пример совместной работы двух государств. Ночь на 1 января, будучи командиром дивизии, лично я встретил на командном пункте. Тогда мы сумели договориться об обмене представителями наших стран на командных пунктах. УЖЕ НЕ ВРАГИ, НО ЕЩЕ НЕ СОЮЗНИКИ Анатолий КУЛИКОВ, генерал армии, президент Клуба военачальников РФ Желание принимать участие в подобных обсуждениях, с тем чтобы откровенно высказать свою точку зрения, лишь первая ступень на пути к взаимодоверию. Однако улыбаясь и заверяя друг друга в том, что на самом деле дела обстоят хорошо, мы не решаем проблему, а только загоняем ее вглубь. НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ После распада Советского Союза Соединенные Штаты Америки и европейские государства, входящие в состав НАТО, расценив прекращение холодной войны как собственный выигрыш, посчитали, что они получили право на репарации в виде односторонних уступок со стороны Москвы. За примерами далеко ходить не надо. Михаил Горбачев гарантирует объединение Германии, а Джордж Буш-старший в ответ обещает не включать Восточную Германию в НАТО, не «атомизировать» ее. По вине Горбачева эта договоренность не была юридически оформлена и обещание осталось невыполненным. Нас обманули. Далее. Билл Клинтон заверяет, что Североатлантический альянс не будет расширяться за пределы объединенной Германии. Борис Ельцин в спешном порядке выводит Западную группу войск с немецкой территории. Результат – НАТО у порога России, до Эстонии включительно. Мы помогаем Бушу-младшему и Обаме по Афганистану, сдерживаем ядерные амбиции Ирана, сокращаем на одну треть свой ядерный арсенал. И снова это лишь односторонние уступки с нашей стороны. Подобных последствий распада СССР никто не ожидал. Получилось все ровным счетом наоборот: сохранились бы Советский Союз и прежняя группировка наших Вооруженных Сил в Европе, не было бы войн ни в Югославии, ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в Ливии. Итог двадцатилетнего сотрудничества между Соединенными Штатами и Российской Федерацией неутешителен: мы теперь ближе друг к другу, но в целом ситуация в мире стала более напряженной. Мы уже не враги, но еще далеко не союзники. В лучшем случае – партнеры. В наших странах пока преобладают настроения дрейфа друг от друга. Происходит это из-за непонимания существа вопроса частью элит – как в Америке, так и в России. Причем в США эти настроения сильнее. Почему? Потому, что в российской власти произошла смена поколений. У нас не осталось политиков, которые могли бы влиять на принятие решений, политиков уровня Збигнева Бжезинского или Генри Киссинджера, которые сохранили свое влияние до настоящего времени. Это старое поколение и выступает хранителями концепции недоверия к России. В нашем возрасте трудно менять идеологию. Но все мы прекрасно понимаем: если Америка и Россия сохранят этот уровень недоверия друг к другу, безопасность мира будет только разрушаться. Ни для кого не секрет, что США сейчас находятся в сложном положении. Любовь к Америке не выросла ни в арабском мире, ни на Ближнем Востоке, ни в Центральной Европе. Немцы и французы не хотят размещать у себя элементы ПРО. Заинтересованы в этом лишь наши бывшие союзники по Варшавскому договору, в частности поляки и румыны, да еще, например, эстонцы. Они не понимают, что в случае реальной угрозы позиционные районы элементов ПРО будут первоочередными целями. МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВМЕСТЕ «Против кого евроПРО?» – так назывался замечательный экспертный анализ, опубликованный недавно в «Военно-промышленном курьере». Действительно, евроПРО не нацелена на уничтожение ни северокорейских, ни иранских ракет. В этой связи вспоминается анекдот про американского эксперта, который докладывает своему руководству: «Есть две новости – плохая и хорошая. Плохая – в Иране появилась атомная бомба. Хорошая – сбросить ее можно только с верблюда». Иран и Северная Корея действительно никак не могут угрожать сегодня Западу. В Иране еще нет ядерного оружия как такового, а у Северной Кореи – возможности донести ядерные боеприпасы до Европы… Выход один: не тратить деньги, а наладить с Россией тесные дружеские отношения. Единая цель для России и Америки – вот основа для взаимного доверия. Как только у нас появляется общая цель – будь то угроза фашизма или международного ядерного терроризма, мы сразу находим пути решения. В годы Второй мировой войны, несмотря на совершенно разные политические системы, СССР и Соединенные Штаты стали союзниками, потому что появился враг, который угрожал всему миру. Мы должны быть вместе. У американцев в России больше интересов и союзников, чем в Европе. И не будем забывать о восточном партнере, «спящем тигре», который через два-три десятилетия с точки зрения экономической станет гигантом и с ним будет трудно найти общий язык. Чем не основа для взаимодоверия между Россией и США? Как убедить в этом политиков? Это задача не одного дня и не одного месяца. Но мы должны думать о наших внуках и правнуках. Все наши рекомендации должны исходить из позиции общей безопасности, в том числе и наших руководителей. Думаю, у нас многое получится. Есть и конкретные предложения для укрепления взаимодоверия – совместные учения, обучения в одних и тех же вузах. Большую роль играют и личные знакомства – человеческий фактор, и поездки, неформальные визиты. Абсолютно уверен, что у нас просто нет другого выхода. Рано или поздно мы все равно к этому придем. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ В сентябре 2002 года я прилетел в Соединенные Штаты Америки, возглавив делегацию Государственной думы от Комитета по безопасности. Мне довелось выступить в конгрессе США, когда принималось решение о ведении войны в Ираке. В своей речи я призывал американцев не вводить войска в Ирак. На 180 миллиардов долларов, запланированных ими на проведение военной операции, можно было бы купить с потрохами всю семью Саддама Хусейна, весь его генералитет. Я говорил о том, что поставив к стенке араба и обыскивая его на глазах жены, детей, американцы будут множить своих врагов, которые постараются повторить 11 сентября. Мы уже обожглись в Афганистане и знаем, что такое мусульманский мир. Но никто из американцев не захотел меня услышать. Мне отвечали, что Америка не Россия, что американским войскам достаточно трех месяцев, чтобы навести порядок на Ближнем и Среднем Востоке… Прошло девять с лишним лет. И что будет дальше в регионе, неизвестно – вот какой костер подожгли. Еще один пример – Грузия. До последнего момента мы были за территориальную целостность этой закавказской страны. Американские же военные обучили и вооружили армию Саакашвили, снабдили ее средствами не только поражения, но и связи, целеуказания... Ни для кого это не было тайной, WikiLeaks откройте. Но сегодня все делают вид, что Саакашвили сам принял решение напасть на Южную Осетию. Конечно, сам, но советники-то у грузинского президента были американские. А теперь США обижаются, почему Россия признала независимость и Южной Осетии, и Абхазии. Если бы мы доверяли друг другу, этого бы не произошло. В результате ни Абхазия, ни Южная Осетия никогда не вернутся в состав Грузии. Нам необходимо продолжать поиск путей, ведущих к укреплению доверительных отношений между нашими странами. В марте 2012 года группа «Эльба» подготовит конкретные формулировки, рекомендации по повышению уровня доверия, которые мы предоставим нашему политическому руководству. 04 в секунду. По данным производителя, этих характеристик достаточно, чтобы отслеживать до 65 отдельных объектов – как людей, так и автомобилей – на площади 168 квадратных километров с высоты 6,1 километра. «Хаммингберд» может также оборудоваться датчиками ночного видения. Ожидается, что уже в мае-июне 2012 года такие беспилотные вертолеты поступят в распоряжение американских частей, дислоцированных в Афганистане. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», ru.wikipedia.org Коллаж Андрея СЕДЫХ www.gosniias.ru
Стр.4
05 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСЕ ЛИ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ НОВОГО ДОКУМЕНТА О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В конце 2011 года, пожалуй, все люди, когда-либо носившие на протяжении многих лет погоны, пребывали в тревожном ожидании: не будут ли нарушены их права при перерасчете пенсий? Что показывает первый анализ опубликованных законодательных актов, которыми это предписано? Виталий ЦЫМБАЛ, вице-президент Академии проблем военной экономики и финансов, доктор технических наук Андрей ПРИВЕТКИН, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, кандидат экономических наук КТО СШИЛ КОСТюМ? Нами выполнена экспертная оценка новой редакции закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и недавнего постановления правительства от 5 декабря 2011 года о размерах денежного довольствия по воинским званиям и должностям. Мы при этом руководствовались уже наработанной методикой, поскольку постоянно занимаемся изучением и оценкой законопроектов по социальному обеспечению военнослужащих. Прежде всего надо сказать: эти документы, безусловно, принесут немало пользы тем, у кого произойдет повышение денежного довольствия и военных пенсий. Таких людей будет много. Но все ли попадут в диапазон увеличений от 1,5 до 1,7 раза – вот в чем вопрос. Поиск ответа на него надо нами. Без этого узнать о чем-либо вообще было бы крайне трудно. КАКИМИ БУДУТ ТАРИФНЫЕ РАЗРЯДЫ Мы прогнозируем, что эффект чинать с анализа повышения денежного довольствия. А по нему очевидно, что меньший, чем обещано, эффект получат младшие офицеры, особенно лейтенанты, и военнослужащие рядового и младшего командного состава, которые имеют минимальную выслугу лет. При стартовой сумме, которую предложат военнослужащему в звании рядового, в размере всего 15 тысяч рублей замыслы роста числа контрактников в предстоящие годы по 50 тысяч человек в год вряд ли осуществимы. Что же касается пенсий, то документы и как они будут работать? Парадоксально, но, на наш взгляд, почти каждая статья не соответствует заявленной идее, несет в себе правовые пробелы и может в перспективе повлечь большое количество исков и разбирательств. Председатель Комитета Государственной думы по обороне Виктор Заварзин пояснял, что перед принятием закона было внесено около 20 поправок. Мы сравнили проект с самим законом и пришли к выводу, что большая часть этих поправок носила чисто косметический характер. Из принципиальных – только по выплатам при увольнении по состоянию здоровья, инвалидности и в случае потери кормильца. А ведь можно было бы учесть некоторые замечания многих ветеранов Вооруженных Сил, которые пытались их донести до высшего руководства через Клуб военачальников РФ, которым руководит генерал армии Анатолий Куликов, и другие ветеранские организации. Когда вчитываешься в текст закона и постановления, ловишь себя на мысли: наши высшие руководители не очень-то вникают в суть того, что пишут их чиновники. Законопроект не обсуждался в обществе, каким-то образом при всех своих недостатках прошел правовую экспертизу в Государственной думе, Совете Федерации, администрации президента, аппарате правительства. И сейчас ситуация, как у Аркадия Райкина, когда он в одной из интермедий восклицал: кто сшил костюм? В ответ звучало: «Мы!». Конкретных авторов закона не напомним: за минувшие годы в пореформенной России так и не появился новый, адекватный реалиям жизни закон о военных пенсиях, хотя возможность для этого существовала. Ограничились новыми законоположениями в двух документах – «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Насколько эффективны эти от повышения пенсий может быть неплохой при соответствующих подходах. Взять одного из членов нашего коллектива. У молодого коллеги в чине подполковника запаса пенсия до повышения – 7700 рублей. При сохранении действующей в Министерстве обороны тарифной сетки его пенсия составит уже 14 500 рублей (что выглядит весьма положительно). Но если сетка станет другой, то возможны всякие неожиданности, например после повышения только в полтора раза (по заявлениям руководства страны) пенсия вырастет до 11 550 рублей. Разве это значимая сумма, особенно с учетом того, что пенсия по старости в Москве сейчас примерно 11 000 рублей? Как старые тарифные разряды будут соотноситься с новыми и какова тут методика подсчета? Для ответов на эти вопросы пока нет точной информации, поскольку тарификация разрядов – понятие ведомственное, она должна производиться и утверждаться Министерством обороны и Министерством внутренних дел. Ведь постановление правительства РФ (от 5 декабря 2011 года) распространяется только на типовые воинские должности. А у нас нетиповых с учетом многолетней предыстории и преобразований очень много. На сегодня в Министерстве видно – спросить потом будет не с кого. И очень хорошо, что «ВПК», как только законопроект появился в Думе, сразу первым опубликовал его с соответствующими таблицамить на ком-то и сэкономили на тех, кто находится на действительной военной службе, а также на пребывающих в низшей тарифной шкале пенсионерах. Это распространится, видимо, и на тех, кто имеет нетиповые тарифные должности. В таблице есть ячейки, которые уже заняты новыми должностями, а есть пустые. Но никакого обоснования или формулы привязки к тарифным разрядам пока нет. Нам по крайней мере об этом неизвестно. И куда, как говорится, вставят каждого нетипового пенсионера запаса – большой вопрос. Ведь масштабная реформа армии и флота, которая проведена за минувшие три года, кардинально поменяла штатно-должностную структуру Вооруженных Сил. Не стало прежних военных округов, прежних главных и иных управлений, кардинально сократилось число военных вузов, а с ними – и преподавателей, а также работников военкоматов, военпредов и т. д. Не говоря уже о политработниках, пропагандистах, других не существующих сегодня штатно-должностных категориях советских времен. Самое справедливое решение вании тех документов, которые у нас оказались после последних законодательных преобразований и вышедшего 5 декабря 2011 года постановления правительства. Можно с достаточной долей уверенности сказать, какая тенденция прослеживается в начислении денежного довольствия и пенсий. А она такова: для высших должностных категорий (примерно с командира корпуса) идет их серьезное повышение, чего не наблюдается для низших должностей. Понятно, что хотели сэконо– сохранить отставникам те тарифные разряды, которые у них были. Информация об этом у каждого военного пенсионера хранится в военкомате, там написано, с каобороны существует 50-разрядная тарифная сетка (в МВД – 122-разрядная). Командир полка, скажем, как был на 23-м тарифном разряде, наверное, так и останется. Но повторим, если начнутся подвижки внутри тарифной сетки в сторону уменьшения или увеличения, это сыграет существенную роль для военных пенсионеров. Этот вопрос относится к компетенции Департамента социальных гарантий Министерства обороны. Мы составили таблицу на осноправовое отступление от тарифных разрядов вызовет волну справедливого протеста ветеранов. Повторимся: тарифный разряд – не правительственная шкала, а внутриведомственный документ. В названном постановлении правительства говорится, что этим должны заниматься главы федеральных органов исполнительной власти, то есть министры обороны и внутренних дел, руководители ФСБ, ФСО, СВР, МЧС. И тут нужна особая щепетильность. Очень многое будет зависеть от того, как провели тарификацию должностей: по справедливости или как получится? Абсурдность ситуации в том, кого конкретно разряда он ушел в запас (отставку). Кстати, когда проводился пересчет пенсий ветеранов Советского Союза и России, такая работа уже проводилась. Но учли ли это? Любая неточность, любое неТарифн. разряд 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 что типовыми по новому постановлению стали даже те должности, которые никогда не были таковыми. Например, должность заместителя начальника отдела попала в число типовых. А скажем, должностей заместителя командира полка или заместителя командира роты среди типовых нет. Не хочется гадать на кофейной гуще, но кажется, что попали в число типовых должности тех чиновников, которые оказались причастны к составлению этого перечня. Первый вывод таков. Хорошо, 34 33 32 31 30 29 28 27 что постепенно у нас все-таки поднимают размеры военных пенсий, но есть опасение, что для некоторых категорий отставников не произойдет обещанного повышения в 1,5–1,7 раза. Не случайно в новых документах отмечено, что если у кого-то новая пенсия окажется ниже, чем старая, то ему ее оставят в прежнем размере. Пункт совсем не случайный и, на наш взгляд, свидетельствует, что в Минфине и Минобороны не успели да и не стремились все точно пересчитать. Потому-то на всякий случай записали этот хитрый пункт. Если, мол, что-то не так – не обессудьте. Второй. Почему не учли, что 26 25 24 23 22 21 20 есть пенсионеры в 60, 70 лет. А есть и в возрасте 80–90 лет. Например, маршалу С. Л. Соколову исполнилось 100 лет. Пожелаем ему здоровья. Но этому уважаемому человеку надо прожить еще 23 года, чтобы дождаться полной пенсии, – хороший стимул. Скажем откровенно: по отношению к таким людям, среди которых есть и фронтовики, и ветераны локальных войн, вооруженных конфликтов, прошедшие через все горячие точки Советского Союза и России, заложена вопиющая несправедливость. МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО дались в Клубе военачальников, генерал армии Андрей Николаев предложил сделать не коэффициент в 0,54, а дифференцированную границу для разных возрастов. Если человеку 90 лет или он инвалид 1-й группы, то дайте ему сразу 100 процентов положенной пенсии. Если 80 лет – дайте 90 процентов пенсии и т. д. Мы просчитали такие варианты и пришли к выводу, что вполне можно было уложиться в те деньги, которые предусмотрены бюджетом на выплату пенсий. Предложение направили в органы власти, но оно осталось без реализации. Хотя военным судьям, следователям и прокурорам положили сразу 100 процентов пенсии. Наконец, у нас есть военные ДЕЙСТВИЯ Когда эти вопросы обсуж19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пенсионеры, уволенные из Вооруженных Сил без права на пенсию. Их выслуга должна быть засчитана в трудовой стаж при расчете гражданской пенсии. Выплаты будут начисляться только в страховую часть пенсии. Это называется «стоимость страхового года». Но это опять же произойдет лишь через отдаленное время. И кто будет нести ответственность, если это правило не заработает через много лет? Размеры военных пенсий по типовым должностям сейчас ясно и легко просчитываются. Но таких мало. Просчитать остальные пока сложно. Для этого нужен еще один приказ министра обороны – уже по нетиповым должностям. …Увы, опыт прошлых лет свиЗам. командира полка Командир батальона Зам. командира батальона Командир роты Зам. командира роты Командир взвода Зам. командира взвода Командир отделения Командир полка Зам. командующего армией Командир корпуса Проектная должность* зам. министра Зам. министра Командующий в/округом Зам. Первый Проект ОВЗ* 45 000 44 000 42 000 40 000 командующего в/округом Командующий армией 38 000 37 500 37 000 36 500 36 000 35 500 35 000 34 500 34 000 33 500 33 000 32 500 Зам. командира корпуса Командир дивизии Зам. командира дивизии Командир бригады 32 000 31 500 31 500 30 500 30 000 29 500 29 000 28 500 Зам. командира бригады 28 000 27 500 27 000 26 500 26 000 25 500 25 000 24 500 24 000 23 500 23 000 22 500 22 000 21 500 21 000 20 500 20 000 17 000 16 500 16 000 15 000 14 500 Стрелок 12 500 11 500 10 500 10 000 22 000 Командир мотострелковой (танковой) роты, зенитно-ракетной батареи 37 000 Зам. начальника ГУ, зам. руководителя (директора) департамента, командующий общевойсковой армией 36 000 Начальник ГУ, департамента Минобороны 34 000 Зам. начальника ГУ, департамента Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант 32 500 Командир мотострелкового (танкового) корпуса, начальник управления в управлении ОСК в/округа 31 500 Начальник отдела в ГУ, департаменте 30 500 Командир мотострелковой (танковой) дивизии 30 000 Зам. начальника отдела в ГУ, департаменте 29 500 Начальник отдела в управлении ОСК в/округа 29 000 Командир мотострелковой (танковой) бригады, начальник отдела в управлении общевойсковой армии 29 000 Начальник группы в управлении (отделе главного управления, департаменте) Минобороны России 28 000 Ст. офицер в управлении (отделе ГУ) 26 500 Командир мотострелкового (танкового) полка 26 500 Офицер в управлении (отделе ГУ, департаменте) 26 000 Ст. офицер в управлении ОСК в/округа 25 500 Ст. офицер в управлении общевойсковой армии 25 000 Офицер в управлении ОСК в/округа 24 500 Офицер в управлении общевойсковой армии 24 000 Командир мотострелкового (танкового) батальона, ракетного (артиллерийского) дивизиона Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Генерал-майор Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Подполковник Подполковник Подполковник Подполковник Майор Майор Майор Капитан Капитан Ст. лейтенант Ст. лейтенант Ст. лейтенант 20 000 Командир мотострелкового (танкового) взвода Лейтенант Ст. прапорщик Ст. прапорщик Прапорщик Старшина ↑↑ 15 000 Командир отделения мотострелкового (танкового) взвода Старший сержант Сержант 10 000 Первичные воинские должности солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту Мл. сержант Ефрейтор Рядовой 6500 10 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 17 000 17 000 17 000 17 000 17 000 17 000 17 000 17 000 17 000 ↑ 22 000 ↑22 000 ↑ 22 000 ↑ 22 000 ↑ 22 000 ↑ ↑ 22 000 ↑ ↑22 000 ↑ 22 000 ↑ 22 000 20 000 20 000 20 000 20 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 13 000 12 000 12 000 12 000 11 500 11 500 11 500 12 000 11 500 11 500 11 500 11 000 11 000 10 500 10 500 10 000 9500 8500 8500 8000 7500 7000 5000 6500 6000 5500 5000 *Наименования званий, должностей, тарифные разряды по должности и размеры окладов по должности и по званию см. «Государство определило цену ратного труда». «Военно-промышленный курьер», № 14 (380), 13 апреля 2011 года **Постановление правительства РФ от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» детельствует: пенсионеров всегда притесняли. Приходилось и судиться с властью, и даже нести небоевые потери во время таких процессов. Известен случай с контрадмиралом в Санкт-Петербурге, у которого не выдержало сердце в очереди для подачи документов в суд. Можно вспомнить многочисленные обращения в судебные инстанции по поводу так называемых пайковых. Не хочется накаркать, но отставники опять потянутся в суды. Причем опротестовывать ветеранам придется не размер пенсии, а привязку к шкале должностей, если при тарификации она будет ошибочно понижена. Ведь Конституция РФ запрещает принимать законы, ущемляющие права, понижающие социальный статус человека. Поэтому ветеран должен представлять, каков алгоритм обжалования неправомерного начисления пенсии. И все же самое печальное даже не это. Если кто-то из пенсионеров или военнослужащих обратится в Конституционный суд и тот решит, что данный закон нарушает права человека, начнется самый настоящий коллапс. Почему, например, для одних пенсионеров установлен понижающий коэффициент 0,54, а для следователей – нет? Или почему для одних новые оклады и правила вводятся с 2012 года, а для других силовых ведомств – с 2013-го? Это и есть нарушение прав человека в зависимости от его социального статуса, а значит, нарушение Конституции России. Оклады военнослужащих в ряде ведомств выше, чем в Минобороны, выше и пенсии, что объясняется спецификой службы. Логично. Но почему, скажите, у курсанта вуза ФСБ, который еще никак и ничем не проявил себя, изначально денежное довольствие на 20 процентов больше, чем у курсанта вуза Министерства обороны? А как будет обстоять дело с различными надбавками для военнослужащих – они сохранятся? Ведь они определялись не только законом «О статусе военнослужащих», но и другими законами, указами, постановлениями плюс приказами главы военного ведомства. Всего специалисты насчитали около 120 различных надбавок, увеличений, повышений (в то время как Минфин вел речь о несколько меньшем количестве, что свидетельствует опять же о низком качестве проработки законопроектов). Половина из них регламентируется законами, указами президента, постановлениями правительства и должна оставаться до тех пор, пока не будет отменена соответствующими решениями. Хотя тут тоже может возникнуть правовая коллизия. В законе нет четкого указания на отмену ранее действовавших документов, которые по логике подлежат пересмотру. Это касается, например, ежемесячного денежного поощрения (по указу президента), выплат за ученые степени и звания (по федеральному закону). Последняя норма (как и выплата санаторно-курортных денег) отменяется в отношении военнослужащих вместе со статьей 13, но это противоречит действующему Закону о высшем и послевузовском образовании. В отношении всех граждан она останется в силе, кроме военнослужащих. Поэтому судебные иски пенсионеров и военнослужащих ожидаемы и вполне реальны. Имеются, впрочем, и другие проблемные места в обоих законах. Утвержд. ОВД** Типовая воинская должность (по пост. 922)** 45 000 Первый зам. министра обороны РФ 44 000 Зам. министра обороны РФ 42 000 Главнокомандующий видом ВС РФ 40 000 Начальник ГУ, руководитель (директор) департамента, командующий родом войск ВС РФ, командующий войсками в/округа АРМИЯ Сравнение званий, должностей и размеров денежного довольствия военнослужащих ВС РФ в 2012 году Ориентировочные воинские звания Генерал армии Генерал армии Генерал-полковник Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант 20 000 20 000 17 000 17 000 17 000 Проект ОВЗ* Утвержд. ОВЗ** 27 000 27 000 ↑25 000 ↑ 25 000 ↑ 22 000 ↑ 22 000 ↑ 22 000
Стр.5