Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №35 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268267
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №35 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268267 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 35 (401) 7–13 сентября 2011 года выходит по средам ПРиМЕР КАДДАФи – ДРУГиМ нАУКА Уроки гражданской войны в Ливии 02 ТЕМА КАК ИСКОРЕНИТЬ УГОЛОВЩИНУ В ВОйСКАХ Сергей РОМАНОВ, подполковник юстиции ВООРУЖЕннЫМ сиЛАМ нУЖнА сЛУЖБА ВнУтРЕнниХ РАссЛЕДОВАниЙ свидетельствует о том, что уровень правонарушений, совершаемых военнослужащими, информация, поступающая из Вооруженных сил, Есть подобные органы и практически во всех зарубежных армиях. <...> 04-05 ТЕНДЕНЦИИ ем первым заместителем министра обороны РФ Александра сухорукова «ВПК» представляет его биографические данные. <...> Александр Петрович ОтВЕтстВЕннЫЙ ПОст В связи с назначениВладимир КУДЕЛЕВ, спецкор «ВПК» Плесецк – Москва Сухоруков родился 11 ноября 1955 года в городе Касли Челябинской области. <...> Вслед за неудачным запуском 18-го числа, в результате которого на нерасчетной орбите оказался новейший российский спутник связи «Экспресс-АМ4», 24 августа грянула новая беда. <...> При этом вся отечественная авиационная техника, бразильский рынок истребитель Су-35 также закончились с отрицательным результатом, и нет никаких оснований полагать, что в среднесрочной перспективе для продвижения ПАК ФА в эту страну могут быть созданы какие-либо благоприятные предпосылки. <...> Тем более что эта страна сама ведет работы по созданию малозаметного истребителя пятого поколения, а к 2025–2030 годам благодаря грамотной политике в области развития национального ОПК может настолько опередить Россию, что сама постановка вопроса о закупке у РФ ПАК ФА будет больше походить на ненаучную фантастику. <...> ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Сегодня никто точно не знает, сколько будет стоить ПАК ФА в серийном варианте. <...> Так что включение в список потенциальных экспортеров ПАК ФА таких не самых богатых стран, как Индонезия, Вьетнам, Казахстан, Сирия, вряд ли основано на каком-либо серьезном анализе. <...> Две главные беды предприятий, изготовляющих ракеты <...>
Военно-промышленный_курьер_№35_2011.pdf
№ 35 (401) 7–13 сентября 2011 года выходит по средам ПРиМЕР КАДДАФи – ДРУГиМ нАУКА Уроки гражданской войны в Ливии 02 ТЕМА КАК ИСКОРЕНИТЬ УГОЛОВЩИНУ В ВОйСКАХ Сергей РОМАНОВ, подполковник юстиции ВООРУЖЕннЫМ сиЛАМ нУЖнА сЛУЖБА ВнУтРЕнниХ РАссЛЕДОВАниЙ свидетельствует о том, что уровень правонарушений, совершаемых военнослужащими, информация, поступающая из Вооруженных сил, Есть подобные органы и практически во всех зарубежных армиях. Продолжение на стр. 04-05 ТЕНДЕНЦИИ ем первым заместителем министра обороны РФ Александра сухорукова «ВПК» представляет его биографические данные. Александр Петрович ОтВЕтстВЕннЫЙ ПОст В связи с назначениВладимир КУДЕЛЕВ, спецкор «ВПК» Плесецк – Москва Сухоруков родился 11 ноября 1955 года в городе Касли Челябинской области. В 1977-м окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1992-м – Высшую школу Министерства безопасности РФ имени Ф. Э. Дзержинского, в 2007-м – курсы повышения квалификации Северо-Западной академии государственной службы. В 1973–1996 годах проходил службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах и органах госбезопасности. С 1996-го работал заместителем руководителя, руководителем СевероЗападного регионального центра по валютному и экспортному контролю в Петрозаводске. С 1999-го был руководителем Северо-Западного регионального управления валютного контроля Министерства финансов РФ в Санкт-Петербурге. В 2004–2006 годах – заместитель руководителя, надзора тель территориального управления Федеральной службы финансовобюджетного руководи«ПРОГРЕсс» ПОМЕШАЛ «ГЛОнАссУ» (Росфиннадзор) в СанктПетербурге. В 2006-м занял должность начальника организационноинспекторского управления Федеральной налоговой службы России. В 2007-м был советником министра обороны РФ, начальником организационноинспекторского управления Минобороны. В октябре-ноябре 2007 года – помощник председателя правительства РФ. В 2007-м назначен директором Департамента контроля и проверки выполнения решений правительства РФ. В 2008–2009 годах – заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ). С мая 2009 года занимал должность директора Рособоронзаказа. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Являются ли последние аварии в ракетно-космической отрасли признаком системного кризиса? ДА 49% НЕТ 48% ГОСКОМИССИЯ РЕШИЛА СНИЗИТЬ ДО МИНИМУМА РИСК НЕУДАЧИ нынешний август, равно как и тот же месяц предыдущих лет, подтвердил репутацию самого чепэшного периода года, на сей раз – для отечественной ракетно-космической отрасли. Вслед за неудачным запуском 18-го числа, в результате которого на нерасчетной орбите оказался новейший российский спутник связи «Экспресс-АМ4», 24 августа грянула новая беда. Читайте материал на стр. 07 поставленная в Каракас, будет просто снята с вооружения после выработки ресурса. Попытки продвинуть на ЗАВЫШЕННЫЕ ЦИФРЫ По одному из «прогнозов» считается, что до 2050 года будет изготовлено не менее 1000 истребителей ПАК ФА. Заказ ВВС РФ составит НЕ ЗНАЮ 3% от 200 до 250 машин, Индии – 250. В число возможных покупателей экспортного варианта ПАК ФА «специалисты» включают следующие страны: Алжир, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Индонезия, Иран, Казахстан, Китай, Малайзия, Сирия. Однако в агентстве АРМСТАСС считают представленные «экспертной» организацией прогнозные оценки не просто слишком оптимистичными, а совершенно некорректными. В частности, вряд ли следует брать в расчет такие страны Южной Америки, как Венесуэла, Бразилия и Аргентина. Ни для кого не секрет, что все экспортные поставки российских истребителей в Венесуэлу были осуществлены только из-за благоприятной для России политической ситуации в этой стране и могут в корне измениться в ближайшей и среднесрочной перспективе в случае смены ее руководителя. При этом вся отечественная авиационная техника, бразильский рынок истребитель Су-35 также закончились с отрицательным результатом, и нет никаких оснований полагать, что в среднесрочной перспективе для продвижения ПАК ФА в эту страну могут быть созданы какие-либо благоприятные предпосылки. Такая же ситуация и с Аргентиной. Китай в настоящее время вообще прекратил приобретать у нас готовую продукцию военного назначения и интересуется только передовыми технологиями в области ПРО и военных космических систем. Тем более что эта страна сама ведет работы по созданию малозаметного истребителя пятого поколения, а к 2025–2030 годам благодаря грамотной политике в области развития национального ОПК может настолько опередить Россию, что сама постановка вопроса о закупке у РФ ПАК ФА будет больше походить на ненаучную фантастику. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Сегодня никто точно не знает, сколько будет стоить ПАК ФА в серийном варианте. Продвигая на рынок истребитель F-35, США несколько лет назад смогли заручиться поддержкой более чем 10 стран-союзников. Однако уже сейчас некоторые государства готовы пересмотреть свои первоначальные планы по закупке F-35 по двум основным причинам: задержка сроков реализации программы и летных испытаний, в которой на сегодня участвуют до 30 истребителей разных партий производства, и постоянный рост ее стоимости. Так что включение в список потенциальных экспортеров ПАК ФА таких не самых богатых стран, как Индонезия, Вьетнам, Казахстан, Сирия, вряд ли основано на каком-либо серьезном анализе. К тому же политическая ситуация в ряде регионов мира сейчас такова, что даже упоминание некоторых стран, фигурирующих как возможные экспортеры ПАК ФА, вряд ли свидетельствует о серьезности результатов распространенного «экспертного анализа». таможенном комитете, Федеральной службе исполнения наказаний. О какой же структуре идет речь и чем она должна заниматься? остается высоким. наиболее очевидный путь укрепления правопорядка в войсках – создание специализированной структуры, аналогичной тем, которые уже имеются в полиции, Федеральном ДЖАКАРТА ДОВОЛЬНА ПОКУПКОй Компания «Рособоронэкспорт» поставила шесть новых российских вертолетов Ми-17 для Министерства обороны Индонезии. Как сообщает газета «Джакарта пост», передача вертолетов состоялась в Тангеранге – городе-спутнике столицы на западе острова Ява. На церемонии присутствовал глава оборонного ведомства Индонезии Пурномо Юсгианторо. «Вертолеты Ми-17 способны перевозить 36 человек или три тонны груза, а потому они могут использоваться не только в военных целях, но и в гуманитарных и спасательных операциях в районах бедствий», – подчеркнул он. Юсгианторо заявил, что сумма контракта на покупку этих винтокрылых машин – 56 миллионов долларов. В 2010 году Индонезия также закупила у России шесть вертолетов Ми-17. ЗАтЯнУВШАЯсЯ ПОТЕРИ НА ОРбИТАХ: СЛУЧАйНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Две главные беды предприятий, изготовляющих ракеты и спутники 06 От «МАЛЮтКи» ДО «тОЧКи» К 90-летию создателя ПТУР, ЗУР, ТР и ОТР Сергея Непобедимого 12 истОРиЯ Минобороны заключит контракты в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) с Адмиралтейскими верфями, калининградским заводом «Янтарь» и дальневосточной «Звездой» (все предприятия входят в Объединенную судостроительную корпорацию). Об этом сообщил высокопоставленный источник в Военно-промышленной комиссии. По его словам, это три первых и не очень больших договора, которые необходимо заключить в рамках ГОЗ: «Самый крупный контракт с Севмашем по стратегическим атомным подводным лодкам пока не подписан». Соглашение с «Янтарем» касается строительства фрегатов, с Адмиралтейскими верфями – подводных лодок. Собеседник агентства затруднился назвать стоимость контрактов. Официальный представитель ОСК Алексей Кравченко подтвердил, что данные контракты будут заключены: «Нас устраивает компромисс с Минобороны. Где-то есть подвижки по цене, где-то по срокам. Тенденция обнадеживает». Как говорил ранее на встрече с Владимиром Путиным вице-премьер Игорь Сечин, три из 13 контрактов с судостроителями по размещению гособоронзаказа планировалось подписать 26 августа. Глава правительства поручил ответственным исполнителям до конца месяца завершить работу по всему пакету контрактов. ДО 10% МИРОВОГО РЫНКА Холдинг «Вертолеты России» реализует в ближайшее десятилетие девять проектов по созданию перспективных вертолетов. Директор по стратегическому планированию и государственным программам холдинга Владимир Макарейкин сказал, что сейчас создаются в рамках НИОКР шесть моделей вертолетов: «Мы расширяем модельный ряд на базе существующих и доказавших свою эффективность технологий, в частности модернизированных моделей Ми-171М, Ми-26Т2 и Ка-226Т, а также создаем новые машины – Ми-38 и Ка-62. В разработке и легкий многоцелевой вертолет Ми-34С1». По его словам, в настоящее время доля российских вертолетов на мировом рынке составляет 6 процентов, а новые модели выведут холдинг на 8–10 процентов мирового рынка. «Еще один проект по созданию вертолетов предполагает разработку тяжелого вертолета, перспективного скоростного вертолета с крейсерской скоростью 400 км/час и двух легких многоцелевых весом 2,5 и 4 тонны, – сообщил Макарейкин. – НИОКР по ним находятся в предпроектной стадии. Цель – к 2020 году достичь не менее 15 процентов мирового и 90 процентов отечественного рынка». ЧЕМ ДАЛЬШЕ, тЕМ сиЛЬнЕЕ ся создать армию, отвечающую всем наиболее современным стандартам, полагают эксперты Пентагона. «Несмотря на отставание по некоторым важным каКитайским военным, вероятно, к 2020 году удасттегориям, большое количество устаревшего оборудования и недостаток опыта ведения военных действий, Народно-освободительная армия Китая постепенно сокращает технологический разрыв с современными вооруженными силами», – говорится в ежегодном докладе Пентагона для конгресса США. Также отмечается, что программа китайского правительства по модернизации вооруженных сил дает видимые результаты. В частности, среди достижений выделяются реализация плана строительства авианосцев и завершение разработки прототипа первого китайского истребителя J-20, использующего технологии «Стелс». Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 35 (401) 7–13 сентября 2011 года АРМИЯ ТЕМА Начало на стр. 01 Сергей РОМАНОВ, подполковник юстиции ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ Самая серьезная проблема, которая оказывает огромное влияние на повседневное функционирование Вооруженных Сил, – огромное количество финансово-экономических нарушений. В целом по Министерству обороны ущерб от них составляет многие и многие миллиарды рублей. Органом, который должен был выявлять финансовые нарушения в Вооруженных Силах, является Финансовая инспекция Министерства обороны. И данную задачу она выполняет успешно. Однако выявленное нарушение – это только начало работы. К примеру, обнаруженная недостача финансовых средств может быть результатом ошибки бухгалтера. А если это хищение? Соответственно каждый случай необходимо расследовать. Но Финансовая инспекция ограничивалась только констатацией фактов нарушений и перечислением их в акте, представлявшемся по окончании ревизии командиру проверяемой части. Найти виновных, привлечь их к ответственности, а также организовать возмещение ими ущерба в каждом случае был обязан командир воинской части. Он назначал одного из подчиненных офицеров проводить административное расследование, в ходе которого устанавливались обстоятельства возникших нарушений, причины и виновные в случившемся. Полученные доказательства и являлись основанием для привлечения командиром части виновных к материальной или дисциплинарной ответственности либо возбуждения уголовного дела. Однако большим недостатком было то, что расследование проводилось в два этапа. Сначала инспектора Финансовой инспекции проверяли финансовоэкономическую работу и устанавливали факты нарушений, а затем, после того как акт подписывался командиром, уже в ходе административного расследования устанавливались обстоятельства нарушений, причины и виновные. Соответственно между этапами проходило достаточно большое время, что позволяло виновным нужным образом подготовиться и в некоторых случаях уйти от ответственности. Следующий крупный недостаток заключался в том, что акт ревизии Финансовая инспекция представляла командиру той же части, в которой проводится ревизия, и он же должен был наказывать виновных и принимать решения по недостачам. Командир воинской части неизбежно в той или иной степени имел отношение к любым финансовым нарушениям, которые удавалось выявить. В соответствии со своими обязанностями он организует финансовый контроль в части, руководит использованием финансовых средств и утверждает все основные финансовые документы. Соответственно если есть финансовые нарушения, командир либо не наладил должным образом финансовую работу и плохо контролировал подчиненных, либо сам организовывал нарушения. Вот почему он в большинстве случаев не заинтересован в объективном расследовании финансовых нарушений. Далее. Административное расследование, назначенное командиром, могло проводиться только в подчиненной ему части. Между тем выявленные ревизией нарушения могли стать и результатом действий вышестоящих довольствующих органов. Например, недостача на вещевом складе части может оказаться организованной должностным лицом вышестоящей вещевой службы для покрытия своих нарушений. Для офицера, проводившего расследование, опрашивать должностных лиц или проверять документы в другой части, а тем более в НОВОСТИ РАЙСКАЯ ГРУППА БОЛЬШЕ НЕ РАЙСКАЯ Аппарат генеральных инспекторов Минобороны РФ переведен с военных на гражданские должности и сокращен почти в два раза. ВРИО начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Герасимов подписал соответствующее распоряжение. Замена воинских должностей на гражданские значительно уменьшит должностные оклады этой категории лиц. В частности, должностные категории так называемых адъютантов, которые выполняли скорее обязанности помощников генеральных инспекторов, и так были самыми низкими – сержантскими, а теперь и вовсе они будут получать сущие копейки. Многие скорее всего уйдут из аппарата. Группа генеральных инспекторов Вооруженных Сил СССР, названная в народе «райской», существовала весь советский период. В ее состав входили бывшие главкомы видов ВС, командующие войсками военных округов и флотов, некоторые начальники главных и центральных управлений Минобороны. В январе 1992 года президент Борис Ельцин ликвидировал эту структуру. Однако в 2008-м по инициативе министра обороны Анатолия Сердюкова институт генеральных инспекторов был восстановлен. В его состав сейчас входят около 30 маршалов, генералов армии (адмиралов флота). Аппарат генеральных инспекторов насчитывал около 40 человек. РВСН: ДЕЛА НАСУЩНЫЕ Вопросы функционирования Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в новой организационно-штатной структуре обсудил военный совет РВСН. Как отметил в своем докладе начальник штаба – первый заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Иван Рева, более 150 воинских частей и организаций РВСН в 2011 году подверглись и подвергаются структурным и количественным изменениям. В результате переподчинения, расформирования, переформирования и других организационных мероприятий штатная численность РВСН за 2011 год уменьшилась более чем на шесть тысяч человек. На заседании отмечалось, что основные усилия по совершенствованию организационно-штатной структуры РВСН направлены на решение следующих задач: оптимизация уровней, звеньев и структуры органов военного управления с целью исключения дублирующих функций; оптимизация количественного состава объединений, соединений и воинских частей; оптимизация арсеналов, баз, учебных центров с точки зрения их укрупнения; детальное определение функциональных обязанностей личного состава; хронометрирование регламента служебного времени каждого военнослужащего; выравнивание функциональной нагрузки на личный состав боевых подразделений и подразделений обеспечения. В свою очередь командующий РВСН генераллейтенант Сергей Каракаев поставил задачу своевременно и с высоким качеством завершить запланированные на 2011 год организационно-штатные мероприятия, не допустив снижения уровня боевой готовности войск, укомплектованности личным составом и исправным вооружением и военной техникой. ПРЕДСТАРТОВЫЕ ХЛОПОТЫ На космодроме Куру во Французской Гвиане началась подготовка к первому запуску российской ракеты-носителя «Союз-СТ» с европейским навигационным спутником «Галилео». Старт запланирован на 20 октября, сообщили в Федеральном космическом агентстве (Роскосмос). В настоящее время в монтажно-испытательном корпусе специалисты предприятий Роскосмоса проводят электрические и пневмовакуумные испытания с разгонным блоком (РБ) «Фрегат». Весной текущего года прошла наземная квалификация комплекса, состоялся «сухой вывоз» РН, после чего состоялась церемония передачи «ключей» от стартового комплекса «Союз» ответственному эксплуатанту – компании «Арианспейс», напомнили в Роскосмосе. Трехступенчатая РН «Союз-СТ» является модифицированным вариантом надежной ракеты-носителя «Союз», с помощью которой уже более полувека запускают пилотируемые корабли и космические аппараты различного назначения. Специалисты самарского ЦСКБ-Прогресс модернизировали ракету и адаптировали ее к влажному тропическому климату Французской Гвианы. В настоящее время на Куру находятся четыре «Союза-СТ», доставленные туда из России в 2009 и 2011 годах. Проект запуска «Союзов» с Куру реализуется на базе российско-французского межправительственного соглашения, подписанного в 2003-м. Планируется, что ежегодно будет осуществляться по 2–4 запуска российских ракет. Близкое расположение этого космодрома к экватору позволяет значительно увеличить полезную нагрузку «Союзов» – до 3 тонн вместо 1,7 при старте ракеты с Байконура. «НИЖНИЙ ТАГИЛ-2011» Боевые и эксплуатационные возможности иностранной военной техники впервые будут продемонстрированы на VIII международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2011», которая пройдет с 8 по 11 сентября. В этом году выставка получила федеральный статус – оргкомитет возглавляет министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Сегодня в ней принимают участие 50 делегаций, более 300 компаний, в том числе те, кто никогда до этого в Нижнем Тагиле не выставлялся. Впервые среди выставочных экспонатов – боевая техника Франции и Италии. Причем эти участники изначально планировали боевые показы. В частности, организаторы выставки уже заключили договоры с фирмами Iveco (Италия), Renault Trucks Defense, Thales (Франция), а также с «Укрспецэкспортом» (Украина) и «Пеленг» (Беларусь). На полигоне Нижнетагильского института испытания металлов во время проведения выставки состоялись показательные выступления более 70 единиц военной и специальной техники и 18 единиц стрелкового оружия. Демонстрация боевых и эксплуатационных возможностей военной техники традиционно прошла на специальной испытательной трассе общей площадью более 72 тысяч квадратных метров, включающей специальные препятствия, вододром и огневые позиции. По регламенту выставки показательная программа занимает примерно два часа. Показы вооружения и боеприпасов, а также обороны и средств защиты проводятся в Нижнем Тагиле ежегодно. В прошлом году в выставке «Оборона и защита» приняли участие 252 предприятия из 30 регионов России и зарубежных стран, которые представили более 2,2 тысячи образцов техники и экспонатов. Посетителями ее за четыре дня стали около 35 тысяч человек. ЦЕЛИКОМ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИзДЕЛИЯ В 2014 году российское производство вертолетных двигателей перестанет зависеть от поставок украинских комплектующих. С 2013-го в Петербурге на новых мощностях Конструкторско-производственного комплекса (КПК) компания «Климов» планируется наладить серийное производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 полностью из российских комплектующих. Первые поставки моторов российского производства могут начаться уже со следующего года. Говоря об импортозамещении компонентов, производимых компанией «Мотор Сич» (Украина), никто не имеет в виду прекращение кооперации между российскими и украинскими производителями компонентов для вертолетных двигателей. Это сотрудничество будет продолжено. ОСТАЛИСЬ НЕ У ДЕЛ Командование Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (ЧВВАУШ) принимает меры к трудоустройству работников вуза в связи с предстоящей с 1 октября его ликвидацией. Вуз подал заявку в службу занятости о предстоящем высвобождении 563 работников. В настоящее время в учебном заведении составляются списки. Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов создано в 1936 году. За время своего существования оно подготовило более 36 тысяч высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов, младших авиационных специалистов. В настоящее время ЧВВАУШ – единственное учебное заведение России, которое осуществляет подготовку военных штурманов-инженеров по двум специальностям и шести специализациям для Военно-воздушных сил, министерств и ведомств, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН вышестоящей было очень сложно. На практике же случаи, когда следы выявленных нарушений ведут в другую часть, возникают достаточно часто. И самое главное. Проведение расследования по финансовым нарушениям – очень и очень непростая задача, требующая высокого уровня знания организации войскового хозяйства, финансовых и юридических вопросов. Кроме знаний требуются и очень специфические личные качества – ведь нужно задавать крайне неприятные вопросы, практически допрашивать своих сослуживцев. Исключительно трудно найти в обыкновенной части подобного офицера. В последнее время система финансовоэкономической работы в Вооруженных Силах претерпевает существенные изменения. Судя по всему, это выразится в том, что в воинских частях своих довольствующих органов не будет, а снабжением займутся некие региональные органы. Однако считать, что при такой схеме финансово-экономической работы нарушения в частях исчезнут, – серьезная ошибка. В частях должны издаваться приказы на различные выплаты личному составу, составляться заявки на получение имущества, топлива и материальных средств, осуществляться их расходование и частично хранение. Таким образом, возможность для злоупотреблений сохранится. Более того, в результате преобразований система взаимодействия довольствующих органов и воинских частей станет гораздо более сложной, следовательно, расследование финансовых нарушений многократно усложнится. Кроме того, и сами региональные довольствующие органы тоже придется контролировать. УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ Следующая крупная проблема Вооруженных Сил – употребление наркотиков военнослужащими. Каких-либо цифр, показывающих, сколько человек приобщились к смертельно опасному зелью в армии и на флоте, в открытом доступе нет. Однако имеются на сей счет косвенные данные. Например, известно, что 20–30 процентов школьников (будущих военнослужащих) в анонимных опросах признают, что пробовали наркотики, а наибольшее число пристрастившихся к ним лиц приходится на возраст от 18 до 32 лет, то есть многие военнослужащие входят в «группу риска». Выход один – военнослужащих, «подсевших» на наркотики, необходимо выявлять и увольнять. Однако к решению проблемы Вооруженные Силы абсолютно не готовы. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть военное законодательство. В соответствии с Дисциплинарным уставом употребление наркотиков даже не входит в перечень грубых дисциплинарных проступков. Ответственность предусмотрена лишь за исполнение обязанностей в состоянии опьянения (устав не уточняет какого – наркотического или алкогольного). Среди оснований для досрочного увольнения военнослужащих КАК 04 ИСКОРЕНИТЬ уличают в пристрастии к наркотикам, чрезвычайно редки. Ибо целенаправленная работа по выявлению наркоманов в Вооруженных Силах просто не ведется да ее и некому вести. ФСКН или полиция по понятным причинам заниматься этим в воинских частях не могут. Любой же командир воинской части в выявлении у себя лиц, употребляющих наркотики, не заинтересован. Ведь он отвечает в том числе и за воспитательную работу, а потому в случае обнаружения наркоманов его, мягко говоря, «не похвалят». Кстати, надо принять во внимание следующее. Следы наркотических веществ в организме человека сохраняются ограниченное время, то есть достаточно довольно непродолжительного периода воздержания (7–10 дней для марихуаны) и факт употребления наркотиков при сдаче анализов выявлен не будет. Соответственно проверки во время плановой ежегодной диспансеризации в обычных условиях военных медицинских учреждений результатов дать не могут (отметим, что сейчас такие анализы и не проводятся). Тем более результатов не будет, если отправить военнослужащего в гражданское медицинское учреждение: существует реальная возможность подмены анализов или сговора с медицинскими работниками. Для получения достоверных результатов анализы на наркотики надо проводить так, чтобы военнослужащему не была известна заранее дата проверки, под строгим контролем, дабы пробы было невозможно подменить, с соблюдением всех юридических формальностей – так как очевидно, что положительный результат в тесте повлечет за собой увольнение военнослужащего. Способен ли командир части организовать такую работу? КОРРУПЦИЯ Следующая большая проблема – борьба с корОсновной стимул военной службы – карьерный рост, и нередко коррупционные преступления в ВС связаны с различного вида нарушениями при назначении на вышестоящие должности по контракту с военной службы, который приведен в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», употребление наркотиков тоже не предусмотрено. То, что наркомания не находит отражения в военном законодательстве, очень показательно. Происходит это потому, что случаи, когда военнослужащих рупцией. Цифры свидетельствуют: в Вооруженных Силах непрерывно растет количество уголовных дел, имеющих коррупционную составляющую. В Главном управлении кадров Министерства обороны создано подразделение, которое собирает данные о доходах и имуществе некоторых категорий военнослужащих высшего звена. Однако сомнительно, что это позволит решить проблему. Существует масса способов скрыть свои доходы. Необходимо проверять полученную информацию оперативным путем, и ГУК с подобной задачей, конечно, не справится. Кроме того, нужно отметить, что военнослужащие, как правило, не оказывают услуги разрешительного характера для граждан и организаций. Соответственно взятки здесь не самый характерный вид коррупции (за исключением призыва). Основной стимул военной службы – карьерный рост, и нередко коррупционные преступления в Вооруженных Силах связаны с различного вида нарушениями при назначении на вышестоящие должности. Повсеместное явление – назначение на должности по знакомству, использование в продвижении по службе родственных связей. В результате по карьерной лестнице продвигаются не самые достойные, основная масса офицеров лишается главного стимула военной службы. Большой размах подобного вида нарушения приобрели из-за несовершенных механизмов оценки служебной деятельности кадровых военных, однако играет свою роль и безнаказанность командиров и начальников за соответствующие нарушения. Случаев привлечения к ответственности за это не может быть в принципе, потому что нет органа, который бы целенаправленно занимался проверкой объективности характеризующих документов и обоснованности тех или иных кадровых решений. НЕУСТАВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Серьезнейшая и, наверное, самая обсуждаемая проблема Вооруженных Сил – неуставные взаимоотношения среди военнослужащих срочной службы. Среди множества причин, порождающих это явление, стоит остановиться на расследовании подобных правонарушений. Военнослужащие срочной службы – отдельная социальная группа со своими интересами, культурой, традициями. В силу ряда причин она носит очень закрытый характер. Срочники – солдаты и матросы, как правило, не сообщают об известных случаях правонарушений в своей среде и более того – активно их скрывают. В этом одна из основных причин такой «живучести» неуставных взаимоотношений. Для добывания информации о правонарушениях среди военнослужащих срочной службы необходим специализированный орган, который мог бы организовать реальную защиту свидетелей, а также профессионально, в том числе и негласными методами добывал информацию о правонарушениях военнослужащих срочной службы. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДОВАНИЯ В отсутствие специализированных правоохранительных органов противопоставить правонарушениям в Вооруженных Силах можно только деятельность командиров частей. Основной механизм поддержания правопорядка в руках командиров – административные (служебные) расследования. Любое событие, которое потенциально может повлечь привлечение военнослужащего к ответственности (дисциплинарной, материальной, уголовной), обнаружение любого материального ущерба требуют от соответствующего командира проведения административного расследования. Еще большее значение имеют расследования, которые проводят вышестоящие начальники. Это могут быть аварии вооружения и военной техники, гибель военнослужащих, срывы боевой подготовки и т. д.
Стр.4
05 комитета. Ни о какой самостоятельной роли командира части как органа речи не идет. То же самое можно сказать и о дознавателях. Дознаватели в частях – это обычные офицеры, которым в дополнение к основным обязанностям вменяют и обязанности дознавателя. Никакими особыми знаниями они не обладают, более того – и особым рвением в своих дополнительных обязанностях не отличаются, неспособны принимать самостоятельные решения, а просто работают на посылках у следователей Следственного комитета. Это наносит делу двойной вред: возрастает нагрузка на следователей – они отвлекаются от своих достаточно важных задач, а командиры частей лишаются очень серьезного инструмента поддержания правопорядка. СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Еще лучше проблемы правоохранительной работы в Вооруженных Силах видны, если взглянуть на нее в масштабе системы правоохранительных органов страны. В системе правоохранительных органов нашей страны Следственный комитет занимается расследованием возбужденных уголовных дел. То есть для того чтобы по преступлению начали работу следователи СК, необходимы достаточные основания для возбуждения уголовного дела, проще говоря, был очевиден факт преступления. Однако не по каждому случаю эти данные очевидны, преступники по определению стремятся к сокрытию своих преступлений. Поэтому в большинстве случаев необходима целенаправленная работа для обнаружения событий противоправных деяний. УГОЛОВЩИНУ В ВОЙСКАХ Административное (служебное) расследование – универсальный механизм добывания информации, необходимой для принятия обоснованных решений командирами всех уровней. С юридической стороны административное расследование позволяет не только получить необходимую информацию, но и документально доказать обоснованность тех или иных решений командования, объективность командира при вынесении взысканий, виновность (или невиновность) военнослужащих. Зачастую расследования по тем или иным вопросам заканчиваются (в случае обнаружения признаков преступления) возбуждением уголовных дел. Более того, в основе многих уголовных дел в Вооруженных Силах лежат именно выводы, сделанные в ходе административные расследований. Несмотря на огромное значение административных расследований в повседневной жизни войск, уровень их проведения очень низкий, я бы сказал, примитивный. Единого документа, который бы в полном объеме регламентировал порядок проведения расследований, права и обязанности должностных лиц, проводящих расследования, нет. Командиры в большинстве своем не понимают важности расследований, не умеют правильно назначать расследование, не знают, кого можно и кого нельзя назначать для его проведения. Целенаправленной работы по подготовке расследователей не ведется. Офицеры, назначенные НОВОСТИ СДЕЛАНО В СИБИРИ Предприятие «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева» (Железногорск, Красноярский край) участвовало в конкурсах на создание колумбийского и туркменского телекоммуникационных спутников. Об этом сообщил генеральный конструктор – генеральный директор Николай Тестоедов. «Колумбийцы увяли после второго раза. В первый раз требования для конкурсантов были просто невыполнимыми, во второй – более разумными, но все равно достаточно сложными. Мы участвовали в первый раз и во второй, но сами колумбийцы оказались не готовы к условиям, может быть, экономически, а может, по другим причинам, – сказал он. – В любом случае мы внимательно следим за процессом. Если он оживится, то, конечно, будем участвовать». Тестоедов также отметил, что предприятие присутствовало в тендере на создание спутника для Туркмении: «Мы участвовали, но не выиграли. Одним из условий конкурса было участие или гарантия государственных структур. Поэтому Роскосмос активно подключился к этому. Там выиграла Thales Alenia Space». Предприятие «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева» намерено увеличивать долю российской составляющей в производимых спутниках. «На авиакосмическом салоне в Жуковском мы подписали соглашение с французской Thales Alenia Space и по линии «Сколково». Это значит, что мы хотим продолжить то, что уже делаем: не просто интеграция элементов полезной нагрузки спутников, но и дальнейшее совместное производство отдельных компонентов полезной нагрузки», – сказал Николай Тестоедов. По его словам, 15 лет назад предприятие покупало за рубежом целиком полезную нагрузку для спутников. «А теперь мы уже производим достаточно много конструкций, антенн и антенно-фидерных систем, производим их испытания. Хотим погрузиться еще глубже. В том числе для государственных аппаратов, а не только коммерческих, – отметил руководитель предприятия. – По ряду направлений мы серьезно опережаем Европу. Например, на спутнике «Луч-4» будет стоять крупногабаритная антенна диаметром 12 метров, которую делает наше предприятие. В Европе и близко этого нет». Наличие военной полезной нагрузки на израильском телекоммуникационном спутнике Amos-6 может стать препятствием для его создания в России, подчеркнул Тестоедов: «Так как Amos-6 несет специальную нагрузку Министерства обороны, то вполне возможно, что будет четкое лоббирование того, чтобы он производился израильской фирмой. Заказ спутника Amos-5 в России был очень мощным ударом для израильских компаний. Они требуют, чтобы израильское правительство дало определенные дотации». Гендиректор отметил, что для самого предприятия не является препятствием наличие специальной аппаратуры на космическом аппарате Amos-6: «Мы ее просто установим на спутник. Более того, готовы обеспечить все необходимые режимы сохранения. Можем поставить часового, если они захотят». Ранее сообщалось, что запуск спутника Amos-5 планируется 30 ноября. Космический аппарат Amos-5 создается на базе спутниковой платформы «Экспресс-1000Н» разработки ИСС. Он будет оснащен 36 транспондерами C- и Ku-диапазонов частот. Мощность, выделяемая для полезной нагрузки спутника, составит 5,6 кВт, масса – около 1,8 тонны, срок активного существования – 15 лет. НЕДОРОГО ПРОСИМ Венгерское правительство приняло решение сбыть 24 списанных из состава ВВС страны самолета, в том числе восемь истребителей МиГ-29. Они будут проданы на открытом тендере в октябре. Крайний срок подачи ставок на первую партию машин, в которую входят и восемь истребителей, – 15 сентября. Венгрия получила 28 МиГ-29С в 1993 году в виде компенсации за долг России. Истребители вскоре стали фаворитами венгерских пилотов благодаря их исключительной маневренности, которая позволила летчикам стать чемпионами мира на соревнованиях по пилотажу. МиГ-29 разработан в советском конструкторском бюро Микояна и введен в эксплуатацию в 1983-м. Является многоцелевым истребителем средней дальности полета, который изначально был создан для противостояния современным моделям ВВС США, например F-15 и F-16. После вступления Венгрии в НАТО в 1999 году возник вопрос совместимости советской и западной техники. Вместо того чтобы попытаться продлить жизнь истребителей МиГ и модернизировать их системы, правительство приняло решение об их замене на истребитель Gripen шведской компании Saab. Минобороны Венгрии установило минимальную цену за партию истребителей в размере 18,3 миллиона долларов. При этом возможная сделка должна быть одобрена российской компанией-производителем. Из ОКЕАНА – В ОКОЛОзЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО Космический пуск по программе «Морской старт» состоится 23 сентября. Международный консорциум «Морской старт» планирует впервые после двухлетнего перерыва, связанного с банкротством и реорганизацией, возобновить пуски космической ракеты «Зенит-3SL» с подвижной платформы в Тихом океане. «Отплытие платформы Odyssey с ракетой из Лонг-Бича (штат Калифорния, США) в район пуска 8–9 сентября, судно Sea Launch Commander со специалистами последует за ней через несколько дней, – сказал источник в российской ракетно-космической отрасли. – Пуск планируется 23 сентября в период с 0.18 до 1.32 по московскому времени». Как сообщалось, ракете «Зенит-3SL» предстоит вывести на орбиту европейский спутник связи Atlantic Bird 7, принадлежащий компании Eutelsat. Спутник массой 4,6 тонны изготовлен компанией Astrium на базе платформы Eurostar 3000. Расчетный срок его службы – 15 лет. Зона покрытия 58 транспондеров Ku-диапазона на спутнике охватывает Ближний Восток, включая страны Персидского залива, северную и северо-западную Африку. Пуски ракет «Зенит-3SL» осуществляются международным консорциумом «Морской старт», созданным в 1995 году. Изначально в него вошли дочернее предприятие американской аэрокосмической корпорации Boeing (40% акций), российская ракетнокосмическая корпорация «Энергия» (25%), норвежская судостроительная компания Aker Solutions (20%), а также украинские предприятия «Южное» и «Южмаш» (15%). БРИТАНЦЫ ПРЕДЛАГАюТ «ТАЙФУН» Компания «БАе системз» изучает возможность реализации в Малайзии программы по замене истребителей МиГ-29Н. В настоящее время «БАе системз» собирает информацию и отклики местных компаний, а также правительственных агентств о требованиях к проекту и пожеланиях промышленности. С такой инициативой британская компания вышла на малайзийский рынок потому, что в связи с ростом азиатского рынка высоких технологий правительства многих стран интересуются возможностями индустриального роста через различные формы сотрудничества, передачу технологий и инвестиций. «БАе системз» собирается предложить ВВС Малайзии многоцелевые истребители «Тайфун» консорциума «Еврофайтер», производимые ею вместе с Германией, Испанией и Италией, вместо состоящих на вооружении 18 российских истребителей МиГ-29Н. Эксперты не исключают, что свою инициативу «БАе системз», вероятно, продолжит развивать в ходе международной выставки военно-морской и аэрокосмической техники LIMA-2011, которая пройдет на малайзийском острове Лангкави с 6 по 10 декабря. ЕВРО-АзИАТСКИЙ ХАРАКТЕР В Казахстане появилась усовершенствованная парадная и повседневная форма для военнослужащих. Новое обмундирование введено в республике с 25 августа указом президента Нурсултана Назарбаева. Разработано известным в Казахстане дизайнером одежды Куралай Нуркадиловой. Прежде всего форма более европеизирована. На текстильном рынке страны появились образцы высокопрочных тканей. Пошив будет производиться на отечественных предприятиях. При разработке формы был проведен анализ прошлых лет, учтены пожелания военных, а также передовой опыт зарубежных стран. Для нового обмундирования военнослужащих применены новые цветовые гаммы. Для парадной и повседневной формы военнослужащих сухопутных войск использован цвет темной полыни, для сил воздушной обороны – темно-синий, а форма военнослужащих военно-морских сил практически осталась прежней, тем самым сохранив многовековые традиции флота. Кроме того, изменены головные уборы, в частности фуражка. Она имеет современный вид – уменьшена тулья, вся металлическая фурнитура заменена на вышивку. Усовершенствован дизайн погон и нарукавных знаков. На парадном обмундировании высшего офицерского состава вышивка листьев лавра сочетается с национальным орнаментом, что придает обмундированию евро-азиатский характер. Впервые для полковников введен мундир парадный светло-серого цвета. Военные, уже опробовавшие на себе новую форму, почувствовали, что она удобна, красива, комфортна и соответствует всем необходимым требованиям. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН для проведения расследований, не имеют достаточно знаний да зачастую и желания заниматься этой неблагодарной работой, которая не входит в их должностные обязанности. Результаты расследований не анализируются и не обобщаются. ДОЗНАНИЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ Следующий механизм поддержания правопорядка в Вооруженных Силах – дознание, расследование уголовных дел (как правило, небольшой тяжести), предварительное следствие по которым Следственным комитетом необязательно. В Вооруженных Силах в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом органом дознания является командир воинской части. Законом ему дается право принимать решение о возбуждении уголовного дела, он же должен непосредственно руководить действиями дознавателей части при его расследовании. Командиру дана большая власть, однако на практике никакой практической пользы от этого нет. Возбуждение уголовного дела, руководство его расследованием – очень сложная работа, требующая высокого уровня специальных знаний. Обладает ли ими обычный командир части? Конечно же, нет. Поэтому на практике право возбуждения уголовного дела командиром части – не более чем формальность. Ни один командир части не возбудит уголовное дело самостоятельно, без указания органа Следственного Такая работа называется оперативно-розыскной деятельностью. Она позволяет обнаруживать преступления на ранних стадиях, выявлять скрытые преступления и делать наказание неотвратимым для преступников. Самым известным оперативнорозыскным органом является всем известная полиция (милиция). Заниматься оперативно-розыскной деятельностью может строго ограниченный круг органов, перечень которых приведен в законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме органов, которые ведут оперативную работу среди граждан (полиция, ФСБ), практически все силовые структуры имеют и органы, которые проводят оперативную работу внутри самих ведомств. Суть работы оперативно-розыскных органов – добывание, накопление и обработка информации о готовящихся и совершенных преступлениях и лицах, их совершающих, как гласными, так и негласными методами. Для выполнения этих функций закон дает оперативным органам широкие полномочия. Они могут опрашивать граждан и запрашивать информацию от различных органов, с согласия суда перехватывать корреспонденцию и подслушивать разговоры, следить за подозреваемыми, иметь осведомителей. Для выполнения своих функций оперативные органы имеют законодательную базу, подготовленные кадры, научно разработанные методики, специальные технические средства. Кроме того, оперативно-розыскные АРМИЯ органы имеют централизованное руководство, обмен данными, общие базы данных (учеты). Все это позволяет им достаточно эффективно решать поставленные задачи. Теперь вернемся к Вооруженным Силам. Органа, который бы мог вести оперативно-розыскную деятельность в Вооруженных Силах, нет. А как же органы военной контрразведки ФСБ – спросите вы. Да, действительно, правом оперативнорозыскной деятельности на территории войсковых частей обладают органы военной контрразведки ФСБ. Однако в соответствии с законом их деятельность ограничена только небольшим кругом преступлений – против государственного строя и общественной безопасности, такими, как шпионаж, измена Родине и т. п. Остальными вопросами военная контрразведка ФСБ целенаправленно не занимается. Кроме того, в соответствии со спецификой своей работы оперативной информацией с соответствующими командирами Вооруженных Сил они делятся очень неохотно. Задача обнаружения скрытых преступлений в частях законом возлагается на командиров. Административные расследования, о которых речь шла выше, можно считать некими зачатками такой деятельности. Однако, как уже было сказано, командиры частей не могут решать эту задачу эффективно. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ К вызовам, которые выдвигает необходимость поддержания правопорядка, Вооруженные Силы не готовы. Это касается таких актуальных вопросов, как борьба с финансовыми нарушениями, употреблением военнослужащими наркотиков, коррупцией, проведение административных расследований и дознаний в частях. Решить эту проблему можно, только приняв системное решение: создать в Вооруженных Силах специализированный правоохранительный орган, наделенный всеми правами, которые даются законом «Об оперативно-розыскной деятельности», и охватывающий непрерывным контролем все воинские части. Может показаться, что появление новой структуры во время крупных сокращений, которые переживают сейчас Вооруженные Силы, нецелесообразно. Однако даже не беря во внимание важность задач, задумаемся: сколько офицеров в каждой части непрерывно отвлекаются на решение этих вопросов? Дознание в частях, административные расследования, ревизии, проверки – все это поручают офицерам, которые не занимаются выполнением своих служебных обязанностей, и при этом вся эта важная работа ведется неудовлетворительно, так как делают ее непрофессионалы. Если все время, затрачиваемое на решение этих задач, подсчитать, то получится, что создание отдельных правоохранительных органов более чем оправданно. Задача создания органа расследований в Вооруженных Силах очень и очень непростая. В отличие от других учрежденных в ходе реформирования Вооруженных Сил структур, аналоги которых в том или ином виде уже существуют, служба расследований – это нечто принципиально новое, создаваемое практически с нуля. При этом необходимо не только получить продуманную структуру, но что не менее важно – сформировать нормативноправовую базу, которая бы позволила новому органу эффективно решать поставленные задачи, и это будет гораздо сложнее. Достаточно сказать, что необходимо внести изменение как минимум в два документа: Уголовно-процессуальный кодекс и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». А кроме этого, требуется создать большое количество нормативных актов более низкого уровня. ПУТЬ СОЗДАНИЯ На протяжении долгого времени в нашей стране обсуждается вопрос создания военной полиции. Считается, что именно она повысит уровень правопорядка в Вооруженных Силах. Однако при обсуждении этого вопроса в большинстве случаев рассматриваются только охранные функции, такие как комендантская служба, патрулирование гарнизонов. Между тем гораздо большее значение для поддержания правопорядка имеют оперативнорозыскная деятельность и проведение различного рода расследований. Исходя из специфики этой деятельности очевидно, что охранные функции и функции проведения расследований должны выполнять разные органы. Но столь же очевидно, что в целях повышения эффективности работы эти органы должны быть под единым командованием. В 2008 году была создана инспекция Министерства обороны по личному составу, на которую было возложено проведение проверок соблюдения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и проведение административных расследований в отношении высших офицеров. Исходя из задач, которые ей были поставлены, фактически это и есть орган расследований. Однако полноценным правоохранительным органом в масштабе Вооруженных Сил инспекция быть не может в связи с небольшой численностью, отсутствием органов в частях, а также отсутствием прав, которые даются законом оперативно-розыскным органам. Самый простой путь создания службы расследований – это формирование на базе инспекции структуры, которая бы охватывала непрерывным контролем все воинские части и учреждения Министерства обороны. Специализированные подразделения должны существовать не менее чем с уровня отдельного соединения или части. Кроме того, в крупных гарнизонах нужны отделы, которые руководили бы работой в частях, а также подразделения, несущие охранную и комендантскую службу. ФУНКЦИИ НОВОГО ОРГАНА Итак, какие функции должны быть вменены перспективному органу расследований Вооруженных Сил: – расследование финансовых нарушений в частях и учреждениях; – проведение дознаний по уголовным делам в воинских частях; – проведение неотложных следственных действий по преступлениям, совершенных на территории воинских частей; – проверка информации о преступлениях; – проведение административных (служебных) расследований; – организация мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарных проступках военнослужащих; – проверки личного состава на употребление наркотических веществ; – участие в проведении расследований различного рода аварий и происшествий (навигационных, авиационных, технических и др.); – контроль над использованием и анализ информации различных систем технического контроля в частях: видеоконтроль, полиграф, контроль документирования служебных переговоров и пр.; – создание в масштабах Вооруженных Сил различного рода оперативно-справочных учетов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Процесс развития государства подразумевает непрерывное усложнение правоотношений. Это неизбежно ставит перед правоохранительной системой все новые и новые задачи. И чем они сложнее, тем насущнее потребность создания специализированного органа для ее решения. Например, еще 20 лет назад проблема борьбы с оборотом наркотиков в стране не стояла так остро, а потому с ней успешно справлялись сотрудники милиции. Прошло время, изменилась ситуация и иные реалии потребовали учреждения специализированной структуры – так была образована ФСКН. Высокая боеготовность Вооруженных Сил немыслима без поддержания твердой воинской дисциплины. Добиться в современных условиях этого можно, только дав в руки командования мощное оружие – оперативно-розыскной орган. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5